ИКТ на уроках английского языка в школе.
методическая разработка по английскому языку (10 класс) на тему

Калинкин Сергей Михайлович

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 23 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к предмету, но согласно моему опыту наблюдения (опрос, анкетирование) уже в 6 классе средней школы интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 80-86% обучающихся. Причина мной видится в следующем. Учение – это познание. Нельзя обязать учащихся познать что-либо. Их можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранному языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka_v_shkole.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках английского языка в школе.

  1. Введение

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 23 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса у них к предмету, но согласно моему опыту наблюдения (опрос, анкетирование) уже в 6 классе средней школы интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 80-86% обучающихся. Причина мной видится в следующем. Учение – это познание. Нельзя обязать учащихся познать что-либо. Их можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранному языку.

Использование информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в данной форме.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока.

Одним из ведущих преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий в школе является содействие индивидуализации обучения, позволяющее ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

Учащимся предоставляется возможность смены вида деятельности, а, значит, утрачивается рутинный характер работы, становится разнообразным и приобретает элементы творчества.

Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами. Такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки и при этом получить положительную оценку, то есть является антистрессовой и здоровьесберегающей.

Это стало основанием для выбора темы моего проектного задания «Использование современных педагогических технологий (ИКТ) для повышения эффективности процесса изучения иностранного языка».

Актуальность данной темы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, умений, навыков говорения, эффективно развивают навыки коммуникационные компетенции учащихся. Это и послужило идеей для создания методической разработки. Для этого мне необходимо изучить теоретические аспекты и практический опыт в данной области.

2. Теоретические аспекты проблемы

ИКТ обучения на уроках АЯ являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Разработкой и внедрением в учебный процесс новых инфотехнологий активно занимаются такие исследователи, как Е.С. Полат, Е.И. Дмитреева, С.В. Новиков, Л.А. Цветкова.

Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к ИЯ, эффективностью. Согласно работам исследователей Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской применение ИКТ обеспечивает возможность создания  обучаемым условий для формирования лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности.

В современных источниках ИКТ представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  2. Электронные энциклопедии и справочники;
  3. Тренажеры и программы тестирования;
  4. Образовательные ресурсы Интернета;
  5. DVD и CD-диски с картинками и иллюстрациями;
  6. Видео и аудиотехника;
  7. Мультимедийные презентации;
  8. Научно-исследовательские работы и проекты.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствие с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на 2 типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

  1. для поиска литературы в Интернете с применением браузеров типа Internet Explorer? Mozilla Firefox и др., различных систем (Yandex.ru? Rambler.ru и т.д.);
  2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office, Microsoft PowerPoint и т.д.;
  3. для хранения и накопления информации (CD и DVD –диски, Flash-диски);
  4. для общения (Internet, электронная почта, Skype и т.д.);
  5. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player и др.) и др.

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках АЯ и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения, памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становится причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако, при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектной анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов; он не сопровождает работу учащихся порицательными комплиментами, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать некоторые его бесспорные достоинства:

  1. общекультурное развитие обучающихся;
  2. совершенствование языкового уровня;
  3. создание благоприятного психологического климата;
  4. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  5. возможность реализации индивидуализации обучения;
  6. большие возможности наглядности предъявления материала;
  7. исключение времени для написания материала на доске;
  8. совершенствование процесса проверки работ учащихся;
  9. сочетание контроля и самоконтроля, объективная и современная оценка действий учащихся;
  10.  активизация навыков самостоятельной работы.

Использование ИКТ на уроках ИЯ раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Методические комментарии

Несмотря на широкое применение ИКТ в учебном процессе, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной. Мне хотелось бы подробнее остановиться на использовании мультимедийных презентаций на уроке АЯ. На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий, можно представить следующее определение ММП как методического приема. ММП иноязычного материала – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической, становедческой теме. ММП базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно: 1) при ознакомлении с новой лексикой, т.е. изображения на экране позволяют ассоциировать фразу на ИЯ непосредственно с предметом или действием; 2) при изучении грамматического материала, когда у детей 7-8 лет еще не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Для создания ММП мною используются следующие программы: Microsoft Word (позволяет форматировать текст), Microsoft PowerPoint (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видеофайлами).

Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но они могут отвечать самым разнообразным запросам. Обучающие презентации отличаются: 1) по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму); 2) по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); 3) по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Формирование речевых умений средствами ИКТ.

Обучение аудированию. Обучение аудированию на АЯ предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического общения) и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. С помощью ММП (видеоряд – подсказка, тестовые задания) может быть решена проблема отсутствия материала с целевыми заданиями.

Обучение письму. Новой формой общения и проверки домашних заданий является электронная почта. Учащиеся присылают для проверки сочинения, эссе, письма и другие письменные работы.

Обучение говорению. Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.

Широкое применение ММП на уроках породило стремление учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения.

3. Заключение

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием ИКТ.

Изучив состояние проблемы использования ИКТ в сфере обучения ИЯ, в частности в моем учебном заведении, можно сделать вывод, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках АЯ различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ, и опыте практического применения данных ресурсов на уроках АЯ, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих ИКТ на уроках:

  1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
  2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
  3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ;
  4. Учителю следует планировать и организовывать самостоятельно работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.

В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

  • делать занятия более наглядными;
  • обеспечивать учебный процесс новыми материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • активизировать познавательную активность учащихся;
  • объективно оценивать действия учащихся;
  • дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

Использование компьютерных технологий позволяет мне:

  • сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика;
  • обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки;
  • давать разноуровневые задания, задания для групповой работы;
  • обеспечить повторение ранее пройденного материала на фоне новизны деятельности;
  • снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствует повышению мотивации учащихся к обучению.

Материалы данного проектного задания имеют не только теоретическую, но и практическую значимость, и могут быть использованы учителями АЯ, заинтересованными в применении ИКТ для совершенствования иноязычных умений школьников.

Проектное задание выполнено в объеме 35 страниц. Были изучены работы авторов см. список источников.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении ИЯ, ИЯШ, №4 – 2008.
  2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках ИЯ. ИЯШ, №8 – 2007.
  3. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Новый курс АЯ для российских школ», (5-9 кл) – Москва: Дрофа, 2010.
  4. М.З. Биболетова и др. « Английский с удовольствием», (2-11 кл) – Обнинск: Титул, 2012.
  5. Полат Е.С. Интернет на уроках ИЯ, ИЯШ, №2 – 2001.
  6. Носенко О.В., Белоус Е.П.. Обучающие программы для общеобразовательных школ. АЯ в школе, №1 – 2009.
  7. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М., 2007.
  8. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. – М., 2007.
  9. Советова Е.В. Тематические педсоветы. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2007.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...

Конспект урока Английский язык. Начальная школа

Тема: "Мои первые самостоятельные предложения"....

«Использование компьютера и сети Интернет на уроках английского языка в школе»

Использование компьютера и сети Интернет на уроках английского языка  в школеПеремены, происходящие в отечественной системе образования, не могли не затронуть область преподавания иностранных язы...

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"

Проектная деятельность на уроках английского языка в школе" статья для участия в Педагогическом марафоне "Новая школа" (на сайте "Дистанционная волна"Ссылка на работу на сайте "Дистанционная вол...

Конспект урока английского языка учителя школы № 139 Гирш Л.Е. в 5 классе Тема урока: «Школы в России и Британии» (с использованием компьютерной презентации)

Цели и задачи урока: 1.Образовательные – активизировать употребление лексики по теме « Школа», сформировать у учащихся представление о различных сторонах школьной жизни в Англии: о школьной форме...

Английская поэзия на уроках английского языка в школе

В материале представлен конспект урока на тему "Смех - лучшее лекарство"....