Формирование компетенции личностного самосовершенствования на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Панфилова Оксана Владимировна

Компетенции личностного самосовершенствования

направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Это и умение взаимодействовать в коллективе, находить конструктивные решения, и степень комфортности школьника в образовательной среде, и развитие новых способностей, и личная удовлетворенность в результатах своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_panfilovoy_o.v.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя английского языка Панфиловой О.В.

 ( МОУ «Школа №53») на региональном учебно-методическом семинаре

 «Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и пути их решения в новом учебном году» 27 сентября 2017 года

по теме: «Формирование компетенции личностного самосовершенствования на уроках английского языка»

Компетенции личностного самосовершенствования относятся как к личностным , так и к регулятивным учебным действиям.

 Компетенции личностного самосовершенствования

направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Это и умение взаимодействовать в коллективе, находить конструктивные решения, и степень комфортности школьника в образовательной среде, и развитие новых способностей, и личная удовлетворенность в результатах своего труда.

Личностные компетенции позволяют:

- лучше понимать себя, понимать свои мотивы;

- улучшать представление преставление о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;

- находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;

- избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;

- преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;

- видеть выбор в различных ситуациях.

Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растет и развивается под воздействием среды в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.

Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение. Возможность развития компетенции личностного самосовершенствования  присутствует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач учителя. Задача учителя – показать образцы поведения, обосновав  их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но ни в коем случае не в форме назидания и наставления. Лучшего всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор. Проблемные ситуации (действительно жизненные) даны в учебнике (Spotlight). Например, в 10 классе при изучении темы “How responsible are you with your money?” ( «Насколько разумно вы обращаетесь с деньгами?») ребятам для обсуждения предлагаются такие интересные ситуации:

  1. Вы одолжили часть своих карманных денег другу. Он обещал вернуть их на следующий день, но не вернул. Что вы должны сделать?

А) Забыть о них.

Б) Потребовать назад.

В) Другое.

      2. Друг одолжил у Вас немного денег. Позже отдал долг. Через неделю отдал эту сумму еще раз. Что бы Вы сделали?

          А) Взяли деньги еще раз.

          Б) Сказали бы об этом другу.

          В) Другое.

     3. Вы пошли в кино с лучшим другом. Ваш друг захотел попкорн, но у него недостаточно денег. У Вас есть немного денег с собой. Что Вы будете делать?

          А) Одолжите ему деньги?

          Б) Ничего не сделаете.

          В) Другое.

Помимо того, что выполняя это задание дети учатся высказывать свое мнение на английском (образцы даны в учебнике), они становятся перед выбором совести и морали.

Есть в учебнике уроки, посвященные и социальным вопросам: проблемы больших городов, правила дорожного движения, безработица, благотворительность, экология, которые, конечно, дети решить не могут, но задуматься и начать с себя им под силу.

Так, размышляя над темой “Clean Air at Home” , ребята приходят к выводу, что конкретно они могут сделать для решения данной проблемы. А наводящие вопросы и небольшой тест помогают им в этом.

Здоровьесберегающие технологии

направлены на формировании у детей осознанного отношения к здоровью, к полезным и вредным привычкам, на формировании умения видеть себя со стороны и оценивать свои возможности, на формировании способности к саморегуляции – психологической и соматической.

Понятно, что дети воспринимают как норму то, что видят вокруг себя. Значит, для того, чтобы  дети воспринимали как норму здоровье физическое и психологическое, школьная среда тоже должна быть здоровой и каждый урок должен быть направлен на здоровьесбережение. И не только в смысле соблюдения гигенических требований (сухой и тёплый, но проветренный класс, протёртый пол, соблюдение светового режима, чередование видов деятельности), но и в смысле содержания урока.

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.

От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися.

Принципы психологического комфорта:

  • учеба должна давать детям радость;
  • протекать на фоне положительных эмоций;
  • исключать психотравмирующие ситуации.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы.
Что обеспечивает успех урока?

Успешный урок - это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и активности учащихся. Поэтому движущей силой любого урока является противоречие между задачами, которые мы ставим перед учениками и тем, что они уже знают и умеют.

Это противоречие заставляет ребят включаться в работу на уроке. Другими словами, учитель должен заинтересовать ребят, или с точки дидактики, активизировать познавательную деятельность учеников.

Если учитель сможет заинтересовать своих учеников, тогда на основе их вопросов, сомнений, открытий он добьётся результатов. Ведь интерес к изучению, желание познать жизнь во всем ее многообразии, научиться самостоятельно, учиться – это главное в обучении. Первоочередная учительская задача - создать для этого условия.

Школьнику должно быть приятно и комфортно на уроке, да и вообще в школе - тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Личностная ориентированность учения включает и такое важнейшее (но редко реализуемое на практике) требование, как психологическая комфортность учащихся. Это одно из самых главных направлений педагогики поддержки.
Комфортность на уроках увеличивается благодаря:

  •  учету возрастных особенностей учащихся;
  •  созданию творческой атмосферы;
  •  созданию ситуаций успеха;
  •  использованию на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания, создание проектов и др.)
  •  установлению связи между изучаемым  материалом  и личным опытом учащихся;
  •  привлечению эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;
  •  установлению связей урока английского языка с уроками по другим предметам.

Оценочная деятельность школьника

Говоря  о компетенции личностного самосовершенствования, нельзя не упомянуть о регулятивной ее стороне. Это оценочная деятельность школьника: рефлексия, самоанализ, самоконтроль, само- и взаимооценка, которые дают возможность педагогам  и учащимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у детей самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, готовности к самостоятельным поступкам и действиям и принятию ответственности за их результат.

Рефлексия разделяется по :

- функции;

- по типу урока;

- по способам проведения;

- по форме деятельности;

- по содержанию;

- по цели.

Основные функции самооценки:

- констатирующая- на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная ( мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная  (чтобы не испытовать затруднений в дальнейшей работе, я должен  повторить…)

Существуют различные способы самооценки: карточки и карты самооценки, листы самооценки и памятки. Но очень важно, чтобы дети  научились оценивать не только свои знания, но  и эмоциональное состояние, степень комфортности.

Хотелось бы напомнить одну притчу.

 Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать на уроке такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Спасибо за внимание!

Источники информации

http://festival.1september.ru/articles/607338/

http://www.zavuch.ru/news/4848/

http://www.myshared.ru/slide/832127/

http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/psikhologicheskijj-klimat-v-seme0.html

http://ppt4web.ru/pedagogika/zona-psikhologicheskogo-komforta.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения

В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...

Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения

Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

Формирование личностных УУД на уроках английского языка

Презентация рассказывает о том, какими способами формируются личностные УУД....