Использование ИКТ на уроках английского языка в школе.
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Калинкин Сергей Михайлович

Актуальность данной работы связана с тем, что в настоящее время идет

активный процесс информатизации образования, который предполагает

интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, а

также использование всех средств коммуникаций, способствующих

формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо

ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию

и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности.

Внедрение информационных процессов требует разработки новой модели

системы образования на основе современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках английского языка в школе.

Оглавление.

Введение. .........................................................................................................1-2

Определение роли использования мультимедиа презентаций на уроках

английского языка. ........................................................................................ 2- 8

Заключение. .....................................................................................................    8

Список литературы: ........................................................................................    8

Введение.

Актуальность данной работы связана с тем, что в настоящее время идет

активный процесс информатизации образования, который предполагает

интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, а

также использование всех средств коммуникаций, способствующих

формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо

ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию

и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности.

Внедрение информационных процессов требует разработки новой модели

системы образования на основе современных информационных технологий.

Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала

учащегося, развития его способностей, воспитания потребности

самосовершенствования и ответственности. Знания и квалификация

становятся приоритетными ценностями для человека. Именно поэтому на

данном этапе основной целью обучения ИЯ в средней школе является

развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в

межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно

совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

С развитием современных технологий компьютер становится

средством обучения, способным наглядно представлять самую различную

информацию. Новые информационные технологии воздействуют на все

компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и

организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать

сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие

интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и

самостоятельности человека. Большие возможности содержатся в

использовании компьютеров при обучении английскому языку.

Реализовать данную цель лучше всего помогает использование

информационных технологий в обучении иностранного языка. Основными

целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

1. повышение мотивации к изучению языка;

2. развитие речевой компетенции;

3. увеличение объема лингвистических знаний;

4. расширение знаний о стране изучаемого языка;

5. развитие способности к самостоятельному изучению ИЯ.

Учитывая актуальность данной проблемы, была определена следующая

цель- определение роли использования мультимедиа презентаций на уроках

английского языка.

Основными задачами данной темы являются:

1. Рассмотреть виды мультимедийных технологий, применяемых на

уроках английского языка.

2. Разработать мультимедийную презентацию для урока английского

языка.

3. Показать значение использования мультимедийной презентации на

уроках английского языка.

Определение роли использования мультимедиа

презентаций на уроках английского языка.

Виды мультимедийных технологий, применяемых при обучении

английскому языку

В сегодняшнем современном информационном обществе уже не

достаточно только учебника и учителя для формирования у учащегося

самостоятельности мышления и способности к рефлексии, включающей

размышление, самонаблюдение и самооценку. Сейчас современному ученику

необходима информация, которая отражает разные точки зрения на одну и ту

же проблему и предоставляет учащимся пищу для размышлений.

Критического анализа, обобщений, а, главное, самостоятельных выводов и

решений.

Основным средством ИКТ, которое сегодня используется учителем,

является презентация – создание определенного ряда слайдов по конкретной

теме. Самой удобной программой для создания презентаций стала Microsoft

Power Point. Эта программа доступна для учащихся, достаточно проста,

изучается в школьном курсе информатики.

Методисты определяют презентацию как одну из форм предоставления

учебной информации с элементами управления. Она может иметь как

простую, так и сложную структуру. С точки зрения создания и

использования презентации в процессе обучения её можно рассматривать как

систему программных средств, воспроизводимых с помощью компьютера.

Презентация может быть подготовлена как самим учителем для конкретного

урока, так и учащимися в результате самостоятельной исследовательской или

проектной работы.

Организация различных форм работы на уроках английского языка с

мультимедийными материалами позволяет решать образовательные и

воспитательные задачи в комплексе: повысить мотивацию к изучению к

5

языка, развить творческие способности учащихся, навыки исследовательской

работы и критическое мышление.

Мультимедийный курс английского языка – это видеоролики,

интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов

речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков

монологической и диалогической речи, развитие грамматических и

лексических навыков. Игры направлены на достижение только

положительного результата! Особое внимание можно уделить детям,

отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляет добиваться лучших

результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихся

неподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной

мотивации к обучению иностранному языку.

Одним из очевидных достоинств урока английского языка с

использованием мультимедиа презентации является наглядность. Если в

традиционном понимании наглядность это, прежде всего иллюстративная

компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо

форме предмет или явление, то в компьютерном обучении наглядность

позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с

помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следует упускать из

виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но и слушать,

смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее с помощью

нажатия различных клавиш или управления мышью.

Эффективное представление уроков на экране является одним из

центральных вопросов компьютерного обучения. Тесты с альтернативным

выбором ответов по пройденным темам курса английского языка с

рисунками, графиками и автоматическим выбором баллов за правильные

ответы по данному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных

программ- тренажеров заметно повышает интерес к предмету. Помимо этого

развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку

бесполезно.

Технология разработки мультимедийной презентации для урока

английского языка.

В последние годы, появилось большое количество обучающих

программ по иностранным языкам. Они не только позволяют читать текст со

всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой

классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом не скован

темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать

необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из

подобных программ позволяют даже контролировать произношение

учащегося.

Изучение английского языка с помощью компьютерных программ

вызывает огромный интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этот

вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет

свои умения и способности.

Существующие на сегодняшний день компьютерные программы

позволяют выводить на монитор информацию в виде текста, звука,

видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность

организовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности,

так и групповую работу вместе взятых учащихся группы.

Мультимедийные задания носят различный характер: - нажать на

правильный ответ; - заполнить пропуски, таблицы, разгадать кроссворды; -

найти слово, (правильный ответ); - расположить предметы на картинке; -

соединить точки, ответить на вопросы; - найти слова, соответствующие

картинкам; - прочитать слова и указать на предмет; - прослушать и спеть

песенку; - прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос; -

напечатать слово, фразу, предложение.

Занимательные упражнения, направленные на развитие таких видов

речевой деятельности, как аудирование, чтение, формирование и закрепление

навыков монологической и диалогической речи позволяют отрабатывать

произношение, совершенствовать письменную речь, пополнять словарный

запас.

Использование мультимедийных средств обучения помогает

реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает

индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей

детей, их уровня обученности, склонностей. Новейшие технологии в

обучении английскому языку повышают самостоятельность детей, но в то же

время способствуют сотрудничеству учителя и ученика на уроке, помогает

давать учащимся прочные знания и развивать коммуникативную

компетенцию, а так же идти в ногу со временем и не отставать от прогресса.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми

особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и

преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера,

диске или иных цифровых носителях, мобильность, возможность

оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по

электронной почте и передачу одноклассникам.

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только

передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться

сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать

знания, применяя различные средства. Чем лучше организована

самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и

качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить

самостоятельность работы учащихся не только в аудитории, но и в домашних

условиях, что необходимо для более успешного перевода знаний извне во

внутреннее достояние школьника

Специальным образом подобранные и организованные наглядные

средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы,

телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические

изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки,

рисунки, плакаты, таблицы, схемы) – давно и успешно используются в

учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее

доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Они

создают особую предметно-мотивационную среду, которая в силу своей

содержательной сущности способствует развитию познавательной

активности, творческих способностей учащихся и, в результате,

формированию их образовательной, когнитивной и коммуникативной

компетенции. С другой стороны, являясь осознанным или неосознанным

“внешним раздражителем”, стимулом, наглядные средства обучения дают

учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного

усвоения учебного материала за счет конкретизации абстрактного, т. е.

отражении и запечатлении в его сознании воспринимаемых зрительных

образов. Таким образом, изобразительная наглядность на уроке является тем

окружением, своего рода визуальным контекстом, без которого невозможно

эффективное формирование и развитие разного рода компетенций учащихся

– как общеучебных, так и конкретно-предметных.

Роль мультимедийной презентации на уроке английского языка.

С точки зрения когнитивной психологии визуальный контекст, во-

первых, дает учащемуся внешний посыл, усиливающий и подкрепляющий

его ожидание – содержательную антиципацию, а во-вторых, формирует

существенный стимул для восприятия новой информации, т. е. помогает

новому образу попасть в область хранения похожей информации, повышая

тем самым готовность восприятия. Это явление – своего рода связь

визуального контекста и порога восприятия информации, или связь стимулов

и ожиданий, – еще раз доказывает положение, известное любому учителю-

практику: разнообразный по форме стимул, предъявляемый с высокой

частотностью и подкрепляемый визуальным контекстом, позволяет не только

быстро классифицировать воспринимаемую информацию или опознавать ее,

но и эффективно усваивать на активно деятельностном уровне, т.е.

переводить из рецептивной сферы деятельности в продуктивную.

Создание средств изобразительной наглядности требует от учителя

значительных затрат времени и сил, хотя каждый из нас понимает, что они с

лихвой “окупаются” повышением эффективности нашей работы. С целью

взаимопомощи методическими объединениями учителей-предметников школ

обычно создаются специальные ресурсные центры, объединяющие

материальные плоды учительского труда: различные дидактические

материалы и наглядные пособия - банки данных, библиотеки образов, видео-

и фильмотеки и пр.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному

сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени,

нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не

хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел,

понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить

плотность урока, обогатить его новым содержанием. При объяснении нового

материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции

(иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых

художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и

схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом

существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует

информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее

дополнительными объяснениями и примерами.

Новые и, по-видимому, безграничные возможности создания средств

изобразительной наглядности предоставляются мультимедийными

технологиями. В настоящее время компьютер является наиболее

совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет

соединить в рамках одной радиоэлектронной системы функции нескольких

устройств – телевизора, аудио- и видеомагнитофона, универсального

считывающего и воспроизводящего устройства, пишущей машинки, ЭВМ,

мольберта, чертежной доски, приемо-передающего устройства вербальной и

невербальной информации (если иметь в виду доступ в Интернет и

электронную почту) и т. п. – используемых обычно в учебном процессе.

Такая многофункциональность компьютера при работе с источниками

информации разного типа (или его мультимедийные свойства) позволяет

создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной

чертой которых с точки зрения обучающих технологий является

интерактивная наглядность – эффект погружения в обучающую

программную среду и взаимодействия с ней. Это особый и высший в

настоящее время вид наглядности, изначально создаваемый автором-

разработчиком программного продукта, дает возможность пользователю

“вступать в диалог” с компьютером за счет наличия определенного набора

опций, сопровождаемых эффектами анимации – демонстрирующейся в

заданном темпе последовательности сменяющих друг друга кадров. При этом

учащийся совершает целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая

логические связи, характер взаимодействия между предметами и явлениями,

т. е. усваивает не отдельные статичные образы, а смысловые схемы, что

сродни приобретению опыта самостоятельного исследования.

Кроме того, виртуальное присутствие пользователя в программной

обучающей среде мобилизует все основные каналы восприятия новой

информации – визуальный, слуховой и моторный, начинающие работать

параллельно и согласованно – так, как это обычно происходит в обыденной

реальности. Воспринятая таким образом информация, опирающаяся не на

рассеянное, а на избирательное внимание, эффективнее поддается обработке

в результате речемыслительных операций, надежнее хранится в памяти и

быстрее из нее извлекается. А ведь именно избирательное внимание, по

мнению специалистов по когнитивной психологии, является основой

целенаправленного и эффективного обучения.

В наше время применение интерактивных средств обучения прочно

вошло в школы. Это не только современные технические средства, но и

новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Применение в образовании компьютеров и информационных технологий

оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию

учебного процесса по различным дисциплинам. С развитием современных

технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно

представлять самую различную информацию. Новые информационные

технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели,

содержание, методы и организационные формы обучения, средства

обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а

именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала,

аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитие

компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей

позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного

процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров

при обучении английскому языку.

Включение нашей страны в мировое сообщество остро ставит

проблему владения иностранными языками. В этой связи возрастает

необходимость быстрого овладения иностранными языками широкими

слоями населения, необходимость обучения основам нескольких

иностранных языков в системе школьного обучения.

Решение данной проблемы требует новых подходов к организации

процесса обучения, совершенствованию его форм и методов. Одним из

резервов интенсификации процесса обучения иностранному языку является

использование средств наглядности.

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство

учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с

закономерностями этого процесса, с основными дидактическими

принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

13

Наглядные средства при обучении иностранному языку используются

для иллюстрации страноведческого материала, для создания наглядной

опоры при презентации какой-либо ситуации, стимулирующей общение. Нет

сомнения, что “страноведческая” наглядность необходима, она позволяет

дать учащимся красочный образ недостаточно известного им кусочка

действительности, как необходимы и иллюстрации, облегчающие понимание

иноязычных выражений. Однако нельзя сводить роль наглядности только к

этому.

Нельзя не признавать достоинства наглядности, однако, неумелое

использование наглядных средств может увести учеников от решения

главных задач, подменить цель ярким средством, отвлекающим от глубокого

познания существенных связей и закономерностей.

Проблема использования средств наглядности при обучении

иностранному языку стоит достаточно остро. Многие школьные учебники, а

их становиться год от года все больше, перегружены различными

фотоиллюстрациями, графическими изображениями, таблицами и схемами,

которые, подчас, не помогают учащимся, а, наоборот, отвлекают их от сути

изложенного материала.

Практика обучения языку в школе показывает, что, изучая

иностранный язык в течение 7 лет (с 5 по 11 класс), выпускники

общеобразовательной школы зачастую так и не овладевают им, не могут

самостоятельно, без предварительной подготовки строить даже самые

простые предложения, диалоги, испытывают большие трудности в

понимании смысла несложного аутентичного текста на языке при чтении или

аудировании. Учебные пособия по иностранному языку, к сожалению, не

дают возможности учителю научить школьников языку так, чтобы достичь

качественного уровня их обученности. Существующая практика обучения

языкам в школе основана на запоминании большого объема языковых,

бессистемных знаний, “речевых образцов” и “речевых моделей”. При их

воспроизводстве создается иллюзия свободной речи. При этом имеет место

огромное количество фонетических, лексических, грамматических, речевых

ошибок.

Заключение.

Практическая направленность использования мультимедийных

презентаций на уроках английского языка очевидна, однако надо помнить,

что любой компьютер сегодня всего лишь информационное средство и

способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой

деятельности, передача информации сама по себе ещё не обеспечивает

передачи знаний, культуры. Компьютер, как и другие информационные

носители, выполняет вспомогательные функции предоставления учебной

информации, которая поможет учащемуся и учителю достичь

запланированных целей обучения, а сотрудничество человека и компьютера

в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Можно с уверенностью сказать, что правильное использование ИКТ в

обучении ИЯ способствует качественному становлению межкультурной

коммуникативной компетенции у учащихся.

Список литературы:

1. Власов Е.А. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. –

М.: Русский язык, 1990. – 77 с.

2. Егерев С.В. Компьютеры в образовании: пределы возможного.

Адрес в Интернет: http://www.ido.ru

3. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В.

Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех.

М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.:

Педагогическое общество России, 2001.

5. Л.И.Ястребов «Создание презентации и техника эффективного

выступления» – http://itn20.demo.metric.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе"

В данной работе учитель обобщает опыт работы с применением новых информационных технологий на основе компьютера, интерактивной доски, мультимедийных презентаций, ЦОР. Такой способ организа...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе.

    В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Это не только новые технические средства, но и инновац...

«Развитие коммуникативных навыков с использованием текста на уроках английского языка в средней школе».

Развитие коммуникативных навыков с использованием текстов на английском языке...

Особенности использования видеоматериалов на уроках английского языка в целях развития навыков говорения в средней школе.

В презентации представлен мой опыт по использованию видеоматериалов на уроках английского языка в целях развития навыков говорения в средней школе....

«Использование компьютера и сети Интернет на уроках английского языка в школе»

Использование компьютера и сети Интернет на уроках английского языка  в школеПеремены, происходящие в отечественной системе образования, не могли не затронуть область преподавания иностранных язы...

Конспект урока английского языка учителя школы № 139 Гирш Л.Е. в 5 классе Тема урока: «Школы в России и Британии» (с использованием компьютерной презентации)

Цели и задачи урока: 1.Образовательные – активизировать употребление лексики по теме « Школа», сформировать у учащихся представление о различных сторонах школьной жизни в Англии: о школьной форме...

Использование ИКТ на уроках английского языка в школе

В статье описывается важность использования ИКТ на уроках английского языка современным учителем....