Особенности системы оценивания на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Астафурова Светлана Алексеевна

Важную роль в педагогической деятельности учителя играет оптимально структурированная и прозрачно критериальная система оценивания деятельности обучающихся. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_osobennosti_otsenivaniya_astafurova.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности системы оценивания на уроках английского языка»

Важную роль в педагогической деятельности учителя играет оптимально структурированная и прозрачно критериальная система оценивания деятельности обучающихся. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

В соответствии с ФГОС НОО и ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, метапредметных и предметных.

Остановимся на особенностях оценки предметных результатов. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС является способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.

Одной из форм оценивания предметных результатов является самооценка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Так, прием «Дерево успеха» может послужить элементом самооценки, в ходе которого обучающиеся выражают свои оценочные суждения, анализируя свою деятельность на уроке. Критериями могут быть: an apple – урок прошел плодотворно, я работал хорошо и узнал много нового, a flower – урок прошел не плохо, но я не всегда был успешен, a green leaf – что-то было полезного на уроке, но я не проявил активность и участие, a yellow leaf – урок для меня прошел впустую. Кроме того, создать настроение на уроке и комфортную атмосферу для оценочных суждений школьников может содержание следующей план-схемы построения высказывания:

P O S I T I V E:                                            N E G A T I V E:

I like the lesson.                                             I don’t like the lesson.

I am a success in   speaking.                          I’m not a success in   speaking

                              writing.                                                                writing

                              reading.                                                                reading

                              listening.                                                               listening

I am good at …                                              I’m not good at …

I know …                                                       I don’t know …

I can …                                                          I can’t …

Организованная систематическая работа учителя с листами самооценки индивидуальной работы ученика на уроке должна стать неотъемлемой составляющей урока. Например, такой лист самооценки может быть предложен ученикам 4-го класса в конце урока по теме «Хобби» (УМК Английский язык. 4 класс. И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева):

Assessment Sheet

Individual work

Norms of Assessment

Points

1). I know the names of hobbies.

2). I can name my hobbies.

3). I can speak about my hobbies.

На уроке была организована групповая работа. Каждой группе необходимо было прочитать текст и в ходе коллективного обсуждения ответить на вопросы к тексту. По окончании ответов групп, работая с листами самооценки, школьники подсчитывали свои баллы (очки) и комментировали полученный индивидуальный результат. Выводы ребят по поводу своей учебной деятельности на уроке позволили определить пробелы в знаниях и тем самым поставить  цель на следующие уроки.

Еще одним примером работы с листами самооценки индивидуальной деятельности учеников на уроке может послужить творческое задание на уроке открытия нового знания по теме «Личное письмо». В ходе парной работы ребятам необходимо было сравнить три личных письма, выделить общие составляющие и построить схему написания личного письма. В конце работы школьники анализировали результаты своей деятельности по следующему листу самооценки:

Norms of Assessment

Points

1). I know the scheme of a letter.

2). I can write a letter.

3). I can explain how to write a letter.

Таким образом, грамотно спланированная и организованная на уроке работа с листами самооценки индивидуальной работы ученика позволяет обнаружить пробелы в усвоении учебного материала, определить перспективы на следующие уроки и тем самым замотивировать школьников, а также научиться структурировать учебный материал, поэтапно осваивать новое знание, уметь ставить подзадачи.

Еще одной формой оценивания предметных результатов на уроке может быть взаимооценивание. Например, при организации групповой работы на уроке всегда возникает вопрос: как привлечь внимание учеников, когда отвечает группа? Вот ответ: если разработать лист оценки ответа группы, по критериям которого слушающие следят за ответом выступающих, то проблема отпадает сама собой.

Assessment Sheet

Group Answer

The group has named everything.

They have said about  school age.

                                    timetable.

                                    school subjects.

                                    lunch.

                                    school days.

                                    uniforms.

The answer is  excellent.

                         good.

                         not bad

Однако нельзя забывать о том, что любая форма оценивания должна быть критериальной. Только критериальное оценивание создает объективность ситуации и дает возможность ученикам ориентироваться на качественный, а, следовательно, успешный ответ на уроке. Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Придерживаться критериальной базы нам диктует и государственная итоговая аттестация, а именно: ОГЭ по английскому языку. Так, Федеральным институтом педагогических измерений разработаны критерии оценивания письменной и устной части экзамена по английскому языку. Однако учебные задания в различных УМК не содержат критериев оценивания. Следовательно, возникает столкновение сторон учебного процесса: выполнение учебных заданий и упражнений на уроке и выставление отметки учителем не имеет четкой прозрачной критериальности оценивания, а итоговый экзамен в основной школе критериально прозрачен. В этой ситуации можно воспользоваться разработанными ФИПИ критериями оценивания разных видов деятельности как образцом, и сконструировать свою учебную критериальную базу для разных заданий. Например, задание на письменную речь «История»:    

  A travel magazine has asked its readers to send short stories describing a nasty holiday experience they had. The best story wins a three-day visit to London. Write your story for the competition (120-180 words).

Критерии оценивания выполнения задания «История»

(максимум 10 баллов)

Критерии оценивания

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

К1

Решение коммуникативной задачи

Задание выполнено полностью:

содержание истории отражает все аспекты, указанные в задании; в первом абзаце указано место и время действия, персонажи,  погода, что произошло в начале истории, во втором абзаце отражена кульминация и развязка событий, в третьем  абзаце  описаны последствия событий, эмоции и чувства персонажей;

стилевое оформление выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль).

Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; содержание всех трех абзацев  истории раскрыто полностью, но один абзац  представлен с нарушениями; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи.

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; раскрыто содержание всех абзацев, но имеются нарушения в двух абзацах или содержание одного абзаца отсутствует; нарушения стилевого оформления речи встречаются часто.

Задание не выполнено: содержание истории не отражает те аспекты, которые указаны в задании, содержание двух абзацев не раскрыто, или (и) текст истории не соответствует требуемому объему, или (и) более 30 % ответа носит непродуктивный характер (т. е. текстуально совпадает с опубликованным источником).

К2

Организация текста

Текст логично разделен на абзацы; правильно использованы языковые средства  для передачи логической связи, оформление истории соответствует общепринятым нормам.

Текст в основном логично выстроен, но имеются недостатки в деление текста на абзацы или имеются нарушения в структурном оформлении текста истории, а также имеются недостатки при использовании средств логической связи.

Текст выстроен нелогично, отсутствуют средства логической связи, текст не разделен на абзацы, допущены многочисленные ошибки в структурном оформлении текста истории или оформление текста истории не соответствует общепринятым нормам.

К3

Лексико-грамматическое оформление текста

Использованы  разнообразная лексика и грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникативной задаче (допускается не более 3 языковых ошибок, не затрудняющих понимание текста истории).

Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания текста (допускается не более 4 негрубых языковых ошибок), или языковые ошибки отсутствуют, но используются лексические и грамматические структуры только элементарного уровня.

Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимания текста (допускается не более 5 негрубых языковых ошибок) и (или) допущены языковые ошибки, которые затрудняют понимание текста (не более 1-2 грубых ошибок).  

Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание текста истории.

К4

Орфография и пунктуация

Орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 ошибок, не затрудняющих понимания текста истории).

Допущенные орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют понимания текста истории (допускается не более 3-4 ошибок).

Допущено 5 и более орфографических и пунктуационных ошибок, и (или) допущены ошибки, которые затрудняют понимание текста истории.

Полученные за выполнение работы баллы могут быть переведены в отметку по пятибалльной шкале:

«5» – 9-10 баллов

«4» – 8 баллов

«3» – 6-7 баллов

«2» – 5 и менее баллов

Задание на устную речь «Расскажи о …»:

Imagine that one of your classmates has not read the text “Scotland the Beautiful”. Tell him or her everything you know about Glasgow and Edinburgh.

Критерии оценивания выполнения задания «Расскажи о …»

(максимум 7 баллов)

Критерии оценивания

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

К

Решение коммуникативной задачи

Задание выполнено полностью: тема задания раскрыта в полном объеме (полно, точно и развернуто представлена информация по двум городам); объем высказывания: 12-14 фраз. 

Задание выполнено: тема задания раскрыта не в полном объеме (информация про один из городов представлена не полностью); объем высказывания: 10-12 фраз. 

Задание выполнено не полностью: тема задания раскрыта в ограниченном объеме (информация про один из городов не представлена вообще или информация про оба города представлена не полностью); объем высказывания: 8-9 фраз.

Задание не выполнено: тема задания не раскрыта (информация про оба города не представлена); объем высказывания: 7 и менее фраз. 

К2

Организация высказывания

Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме; средства логической связи используются правильно и в необходимом объеме (не менее 3)

Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершенный характер, но отсутствует вступительная или заключительная фраза, имеются нарушения в использовании средств логической связи или их недостаточное количество (1-2)

Высказывание не логично, вступительная и заключительная фразы отсутствуют, средства логической связи отсутствуют.

К3

Языковое оформление высказывания

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствует поставленной задаче (допускается не более 4-х негрубых лексико-грамматических ошибок и/или не более 3-х негрубых фонетических ошибок).

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствует поставленной задаче (допускается не более 5-ти негрубых лексико-грамматических ошибок и/или не более 4-х негрубых фонетических ошибок).

Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (6 и более лексико-грамматических ошибок и/или 5 и более фонетических ошибок).

Полученные за выполнение работы баллы могут быть переведены в отметку по пятибалльной шкале:

«5» – 7 баллов

«4» – 5-6 баллов

«3» – 4 балла

«2» – 3 и менее баллов

Таким образом, максимально понятная и оптимально выстроенная критериальная база оценивания учебной деятельности школьников на уроке способствует грамотной подготовке учеников к уроку, мотивации к успешной работе на уроке, облегчению подготовки к учебному заданию, пониманию ошибок, сделанных при ответе, а также избеганию спорных ситуаций, возникающих при выставлении учителем отметки за ответ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

В условиях высоких темпов развития современного общества происходит переосмысление целей школьного образования, где на первый план выходят задачи развития личности учащихся, их интеллектуальных и твор...

Статья Система оценивания на уроках английского языка по ФГОС

даная презентация содердит рекомендации по оцениванию на уроках английского языка в соответствии с ФГОС...

Система оценивания на уроках английского языка

Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные ...

Система оценивания на уроках английского языка

Система оценивания на уроках английского языка...

Система оценивания на уроках английского языка

Система оценивания на уроках английского языка...