"Формирование метапредметных умений на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Александрова Марина Раифовна

Данная статья затрагивает основные вопросы формирования метапредметных умений на уроках английского языка, формирования метапредметных результатов и способов их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_metappredm._umeniy_m.r._aleksandrova.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
М.Р. Александрова

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51»

г. Казань

THE FORMATION OF INTERDISCIPLINARY SKILLS
AT ENGLISH LESSONS

M.R. Alexandrova

Аннотация: Данная статья затрагивает основные вопросы формирования метапредметных умений на уроках английского языка, формирования метапредметных результатов и способов их достижений.

Abstract: This article addresses the main issues of the formation of metasubject skills in English language, meta-subject results and ways of their achievements.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, межпредметные связи и метапредметные компетенции, формирование метапредметных результатов.

Key words: universal educational actions, interdisciplinary communication and interdisciplinary competence, the formation of metasubject results.

         Новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  ориентирует современную школу на формирование универсальных учебных действий, в том числе связанных с иноязычной компетенцией. В рамках образовательных Стандартов второго поколения перед педагогами поставлены задачи, которые требуют новых подходов к содержанию образования, организации учебного процесса и технологиям обучения [3]. Приоритет личностно-ориентированной парадигмы в Стандарте второго поколения заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций. Метапредметные навыки составляют основу умения учиться, то есть выпускник школы должен уметь приобретать дополнительную информацию на иностранном языке, работать с ней [1].

Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Согласно ФГОС, происходящие сегодня изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки. Это обеспечит им возможность обмениваться мыслями и мнениями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, в том числе межкультурного, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Коммуникативная компетенция — это не личностная характеристика того или иного человека; ее сформированность проявляется в процессе общения. А задача учителя состоит в том, чтобы создать модель реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации. Реализуя личностно ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, учитель может создавать на уроках и во внеурочное время разнообразную образовательную среду, позволяющую им максимально проявить себя [2].

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Таким образом, современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Специфика иностранного языка как учебного предмета заложена в его интегративном характере, в сочетании языкового образования с элементарными основами литературного образования (ознакомление с образцами зарубежной литературы), а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно – научной, технологической). Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д.

Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:

- принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности;

- содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);

- использование мультимедиаприложений;

-наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное);

-сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;

- анализ английского языка на основе моделей-опор;

-основные логические операции: анализ, сравнение, классификация, обобщения, установления аналогий, синтез;

- знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;

- интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке;

-работа в группах сотрудничества, самооценка, взаимооценка, самокоррекция, самонаблюдение

Я попытаюсь показать некоторые приемы и методы работы по формированию метапредметных умений, которые получают развитие на уроке в результате различных видов речевой деятельности при изучении английского языка в 9 классе (учебник «Английский в фокусе»).

  1. Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность. В начальной школе это может некая ситуация, например письмо от друга по переписке, на которое надо ответить. В  старших классах процесс целеполагания начинается с иллюстрации в учебнике и обсуждения ситуации, близкой и понятной учащимся (например, использование современных гаджетов).
  2.  Обязательное наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное) обуславливает то, что обучающиеся  получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания.  Эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний. При обучении различным стратегиям при работе с текстами, на помощь приходят памятки, которые дают алгоритм выполнения задания, акцентируют внимание на умении определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, т.е. на всем том, что составляет основу смыслового чтения [4]. Выполняя задание по чтению, отвечая на вопросы или опровергая неверные утверждения, ребенок выполняет основные логические операции: анализ, сравнение, классификация, обобщения, установления аналогий, синтез.

3. Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через использование мультимедиаприложений. Мультмедийный проектор и интерактивная доска позволяют создавать самые разнообразные интерактивные игры с лексикой. Так для актуализации лексики, необходимой ребятам для описания картины, чувств и образов, рождаемых живописью и музыкой, можно предложить сгруппировать слова на две большие группы «happy feeling words» и «sad feeling words», а затем кратко высказаться, используя модель предложения на английском языке.

4. Умение самостоятельно спланировать наиболее эффективный способ решения учебной задачи, умение оценивать правильность ее выполнения, интеграцию с другими предметными областями,  работу в группах сотрудничества, самооценку, взаимооценку, самокоррекцию, самонаблюдение обеспечивает дальнейшее практическая групповая работа: прослушивание отрывка и  презентация образов, обобщение изученного материал.  Это задание ориентировано на интеграцию всех отработанных стратегий, а самое главное оно учит  рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях.

5. Рефлексия в конце урока зависит от поставленной в начале урока цели. Можно подсчитать, сколько новых слов дети узнали за урок, найти новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.

Содержание учебного предмета «Английский язык» позволяет создавать условия для достижения широкого спектра метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных умений. Основная задача учителя при подготовке к уроку проанализировать, выделить и подобрать содержание таким образом, чтобы урок был ориентирован на целенаправленное достижение  личностных и метапредметных  результатов, выбранных в качестве приоритетных при изучении  конкретной темы.

Самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Прекрасная возможность для формирования метапредметных связей это проектно-исследовательская деятельность.

В своей работе я стараюсь максимально соблюдать требования к учителю, реализующему метапредметный подход:

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Проявлять способность к импровизации.
  • Помнить, что основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала к уроку.

Учитель не актёр, а режиссёр!

Литература:

1.Биболетова М.З. Материалы интернет - семинара «Реализация идей ФГОС в новых примерных программах по иностранным языкам для начальной и основной школы» в БелРИПКППС [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://www.ipkps.bsu.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. русс.

2. ФГОС основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

3.Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова – М., «Просвещение», 2008. – 35 с.

4. Методические рекомендации по использованию памяток как средства формирования общеучебных и специальных учебных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры как средство формирования речевых умений на уроках английского языка»

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости фор...

Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее  эффективных способов проявления мета...

Формирование метапредметных умений на уроке английского языка

На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе ...

"Создание условий для формирования коммуникативных умений на уроках английского языка"

Данная методическая статья  поможет учителям иностранного языка соэдать такие условия на уроке, которые помогут ученикам раскрепоститься и забыть про "языковые барьеры" навсегда!  Ученик зах...

"Формирование метапредметных умений на уроках английского языка

Данный материал является текстом выступления по теме самообразования на заседании ШМО. Кроме теоретической части в нем представлены примеры заданий, применяемых мною на уроках в среднем и старшем звен...

Практический инструментарий для мониторинга уровня сформированности метапредметных умений на уроках английского языка

Авторский медиапродукт является составной частью конкурсных материалов педагогического проекта "Развитие обучающихся через формирование метапредметных умений на уроках английского языка"...