Главные вкладки

    Развитие и контроль навыков аудирования и говорения на уроках английского языка в свете ФГОС с использованием элементов интерактивного обучения
    статья по английскому языку на тему

    Чабан Елена Николаевна

    Здравствуйте, уважаемые коллеги, я взяла достаточно обширную тему для обсуждения и постараюсь сделать акценты на основных моментах. 

       Я не буду говорить много о теории, которая нам и так достаточно хорошо известна, а ближе и конкретнее к теме. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развитие и контроль навыков аудирования и говорения на уроках английского языка в свете ФГОС с использованием элементов интерактивного обучения Чабан Е лена Николаевна Учитель английского языка первой квалификационной категории

    Слайд 2

    ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Слайд 3

    АУДИРОВАНИЕ Let’s us speak English!

    Слайд 4

    ГОВОРЕНИЕ Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери

    Слайд 5

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

    Слайд 6

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

    Слайд 7

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! УЧИТЕ АНГЛИЙСКИЙ!!!



    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

     «Развитие и контроль навыков аудирования и говорения на уроках английского языка

     в свете ФГОС

    с использованием элементов

    интерактивного обучения»

    Автор:

    учитель английского языка

    первой квалификационной категории

    Чабан Елена Николаевна

    УчСиб- 2017 год

    г.Новосибирск

       Доброе утро, уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на моем мастер-классе, я взяла достаточно обширную тему и постараюсь сделать акценты на основных моментах во время моего выступления. Надеюсь, мое выступление Вам покажется полезным и, возможно, мы сможем обменяться опытом согласной выбранной мной, как я считаю актуальной теме.

       Я не буду говорить много о теории, которая нам и так достаточно хорошо известна, а ближе и конкретнее к теме.

      Существуют 4 вида речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.

       Я сегодня уделяю внимание двум из этих видов – аудирование (слушание) и говорение. Начну с аудирования, пожалуй, это единственный вид речевой деятельности, при котором от лица, его выполняющего, ничего не зависит. Слушающий, в отличие от читающего, пишущего или говорящего, бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить её, снизить трудности, приспособить условия поступления информации к своим возможностям и т.д. Кроме реального или учебного общения весь процесс усвоения иностранного языка и развитие речевых навыков осуществляется главным образом через слушание. Вот почему некоторые педагогические работники считают, что аудирование должно быть, развито лучше других умений.

       Но анализ методической литературы показывает, что из четырех видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма, на долю аудирования приходится самое меньшее количество времени, уделяемого на уроке иностранного языка, хотя с точки зрения практического владения иностранным языком аудирование занимает положение, не менее важное, чем говорение.

       Аудирование дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодией. Через аудирование осуществляется освоение нового лексического состава и грамматической структуры. Без аудирования не может быть в норме говорения, это две стороны устной речи.

       Аудирование является мощным средством обучения иностранному языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемной составляющей и интонацией. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава и его грамматической структуры. В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т.д.

       Не секрет, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Во-первых, оно характеризуется одноразовостью проявления, поэтому надо учиться понимать текст с первого предъявления, т.к. в реальных ситуациях общения повторы исключены. Во-вторых, речь говорящего не может измениться, её нельзя приспособить к своему уровню понимания. У каждого человека свой стиль общения, иногда слишком научный, иногда чересчур эмоциональный, насыщенный образными выражениями, не всегда понятными. В-третьих, существуют и объективные сложности, препятствующие пониманию речи с первого раза. Это: - трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, акустика, видимое наличие или отсутствие собеседника); - трудности, обусловленные индивидуальными особенностями говорящего (возраст, пол, образование, дефекты речи собеседника); - трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (использование собеседником большого количества незнакомой лексики, идиом, разговорных формул и т.д.).

        Так как же сформировать у учащихся навыки аудирования, столь необходимые для общения, а на сегодняшний день еще и для успешной сдачи итогового экзамена по английскому языку, в котором аудирование является одной из сложнейших частей? Как могут учащиеся улучшить свои навыки аудирования? Безусловно, для этого необходимо не только слушать речь учителя на уроке, как я советую своим ребятам, обязательно слушать аудиозаписи носителей языка не только на уроке, но и дома, а также слушать аутентичные тексты, которые им были бы интересны. Мы с ребятами слушаем музыку, понимая ее смысл, смотрим новости, которые актуальны на сегодняшний день, слушаем передачи по радио. Просмотр видеоматериалов или фильмов также является одним из вариантов обучения аудированию, который помогает учащимся усвоить еще и мимику и жестикуляцию носителей языка.  При этом я даю учащимся установку: они не должны расстраиваться, если при прослушивании аутентичных материалов чего-то не будут понимать. Используя аутентичные тексты на уроках, каждый учитель должен помнить, что они должны соответствовать возрасту и уровню языковой подготовки учащихся.

        Хотелось бы сказать о месте аудирования в системе уроков. Этот вид деятельности в той или иной степени присутствует на каждом уроке, так как учитель всегда старается обращаться к ученикам на английском языке, ученики также, выполняя задания даже по чтению, задают вопросы друг другу и отвечают на них в устной форме.

    1. Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.

    2. Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.

    3. Упражнения на тренировку памяти.

    Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование называется подготовленным;

    Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;

    Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;

    Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;

    Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.

    4. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.

    Подобрать определения к словам;

    Составить словосочетания;

    Закончить фразу, текст и т.д.

    Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.

       Известно, что человеческое ухо улавливает не всю произносимую речь, даже на родном языке. Но мы этого не замечаем, так как наш мозг достраивает выпадающие звенья на основе наших широких лексических познаний. Многим из нас приходилось бывать в такой ситуации: собеседник сказал что-то, но мы не расслышали, но через какое-то небольшое время мы поняли, что было сказано, как будто бы он повторил это для нас. Это как раз и есть обработка информации мозгом, восстановление пропущенных нашим ухом фрагментов. То есть понимание устной речи зависит не столько от слуха, сколько от наших общих лексических познаний в языке. Из этого следует, что тексты для аудирования надо тщательно подбирать. Они должны соответствовать изучаемому материалу и быть на ступень легче, чем тексты, предлагаемые для визуального прочтения. 

       Самым любимым аудированием у школьников, несомненно, является песня. Работа с песнями на уроках может строиться по разным схемам, в зависимости от того, что хочешь получить в результате. По песням можно учиться произношению (фонетика), восприятию английской речи на слух (аудирование), грамматике и, тому, что называется English Usage, т. е . правилам словоупотребления (что сочетает в себе грамматику и лексику). Восприятие иноязычной речи на слух, пожалуй, один из самых трудных аспектов для изучающих. Доказано, во-первых, что правильно воспринимать может только тот, кто говорит сам. Во-вторых, мы даже родную речь воспринимаем во многом благодаря языковой догадке. Т. е., услышав начало фразы, мы подсознательно догадываемся, что будет дальше. Вот почему мы часто переспрашиваем, когда собеседник резко меняет тему разговора, или произносит то, чего мы не ожидали. Языковая догадка играет ведущую роль в восприятии иностранной речи на слух. Но языковой догадки не может быть у того, кто не знает грамматики и лексики.

       Что касается говорения, как второго фактора, способствующего формированию устной речи, то это речевая активность, обладающая определенными признаками.

       Если учитель спрашивает, указывая на книгу: «Это книга?», а ученик отвечает: «Да, это книга.», то эти реплики не есть общение, а продуктом такого «говорения» является так называемая учебная речь. Нужно придать процессу обучения, не нарушая его организованности, системности и методической направленности, характерные черты процесса общения, т. е. должна иметь место интерпретация, мотивация и тогда реплика станет информативной для партнера.


       Многих преподавателей,  занимает вопрос о том, как развивать говорение, например, какие игры для формирования устной речи можно использовать для новичков. С одной стороны, хочется разнообразить занятие, сделать его живее и интереснее, с другой стороны, во что сыграть с людьми, когда они практически не говорят на иностранном языке? Здесь, несомненно, есть большое искушение, оставить устную речь до лучших времен, а пока заняться грамматикой и словарным запасом.

    1. очень часто у ваших новичков уже был опыт изучения языка, и очень часто этот опыт был негативным и базировался на грамматике, поэтому речевые игры совершенно необходимы для создания положительной, веселой и доверительной атмосферы на занятии;
    2. часто на начальном уровне людей охватывает отчаяние от того, что им приходится ужимать свои мысли до уровня самого базового словарного запаса, и важно поддержать их, показав, что, даже имея в запасе три сотни слов, можно уже многое сказать;
    3. поскольку на этом этапе каждое занятие вводится очень много нового материала, ваши учащиеся быстро устают, и ваша задача обеспечить им качественное повторение пройденного, а сделать это в игре и просто, и полезно;
    4. если вы используете на занятии учебник, то тексты на начальном этапе, как правило, не слишком информативны и коротки, поэтому проходятся быстро и особенного интереса у учащихся не вызывают, поэтому речевые игры позволяют продолжить работу над словами и грамматическими структурами из текстов в более увлекательной манере.

        Во что же поиграть? Я расскажу о пяти играх, которые использую с ребятами начального уровня особенно часто. Все они не требуют каких-то особенных дополнительных материалов, и подготовка к ним займет у вас максимум десять минут. Все, что вам нужно – суметь доходчиво объяснить правила и показать пример.

    Всегда говори «да!»

    Объясните своим ученикам, что они будут получать один балл за каждый правильный вопрос, на который вы ответите «да». Например, «Are you a person? Are you a teacher? Are you a mother?». Учащиеся по очереди задают вопросы, вы отвечаете и подсчитываете баллы. Затем разбиваете их на пары и просите теперь посоревноваться друг с другом. Для разнообразия можно попросить их задавать такие вопросы, которые будут предполагать, с их точки зрения, ответ «нет». Чтобы усложнить задание, можно попросить задавать такие вопросы, которые будут требовать определенного краткого ответа (например, «Yes, I am», «Yes, I do»).

    Маленькая ложь

    Хороший способ заставить учащихся в группе слушать друг друга – дать им какое-то задание на отслеживание речи своих одногруппников. Игра «Маленькая ложь» как раз и может стать таким заданием. Попросите студентов задавать друг другу вопросы личного характера из тех, что вы уже проходили (например, What is your name? What is your address? Where are you from? How old are you?). Отвечающий должен ответить на все вопросы правдиво, и лишь в одном ответе соврать. Задача остальных членов группы определить, какой ответ не был правдивым.

    И слово исчезает

    «And one word is disappearing… » — еще одна очень простая игра, которая, которая стимулирует память и тренирует элементарные навыки устной речи, а еще отлично помогает в отработке определенных интонационных моделей и звуков. Напишите на доске короткий диалог или текст. Прочтите его студентам, а затем со словами «And one word is disappearing…» сотрите одно слово. Попросите кого-то из группы повторить текст вместе с пропущенным словом, вспомнив его. Сотрите еще одно слово. Попросите следующего студента вновь его повторить, при этом восполнив по памяти уже два слова. Продолжайте пока в тексте не останутся одни предлоги и артикли. Вам гарантированно много смеха и веселья.

    Скажи это радостно

    На начальном уровне нам приходится использовать много механических повторений (дриллинга) для отработки произношения. Добавить в это достаточно скучное занятие веселья можно так. Обучите своих студентов словам, называющим основные эмоциональные состояния, например, sad, happy, interested, excited, bored, terrified. Приготовьте маленькие карточки с указаниями эмоциональных состояний, например «you are bored», «you are happy». Раздайте всем по одной карточке и попросите пока не смотреть на то, что на них написано. Затем дайте предложения, которое хотите отработать. Например, «You’re welcome». Теперь студенты по очереди переворачивают свои карточки и произносят это предложение с определенными эмоциями, указанными в карточке. задача остальных членов группы угадать, что это за эмоция. С одной стороны, гарантировано многократное повторение, с другой, это точно не будет скучно и однообразно.

    Пинг-понг

    Поделите студентов на пары. Объясните, что сейчас они вдвоем будут практиковать слова, которые могут  по какому-то признаку быть объединены в пары. Признаки могут меняться каждый раз: «страна — национальность», «количественное числительное – порядковое числительное», «лично местоимение – притяжательное местоимение», «глагол — существительное». Один из пары «подает»  и называет свое слово. Например, she. Его напарник «отбивает» и говорит «her». Через какое-то время участники меняются местами, и теперь тот, кто в первом сете «отбивал», теперь «подает».

      Пришло время поговорить о том, как разнообразить разговорную практику для студентов продвинутого уровня. К счастью, на этом этапе они и так хорошо говорят, и, как правило, с удовольствием поддерживают дискуссию. Но ведь иногда надо и конкретную речевую модель сформировать (например, противопоставления и сравнения каких-то элементов или установление договоренностей между членами группы), а иногда просто хочется сделать что-то более увлекательное, чем простые ответы на вопросы.

     Я рассказала о пяти играх, которые прочно закрепились в моей методической копилке по нескольким причинам. Причина номер один заключается в том, что они не требуют долгой подготовки (максимум пять минут), а занять могут и половину занятия. Причина номер два в том, что они дают отличный толчок к говорению, как в формате монолога, так и в формате дискуссии в группе.

     

    The survivor (обоснование выбора)

    Для этой игры вам понадобится подготовить список из 15-20 бытовых предметов, никак не связанных между собой. Список надо набрать и распечатать по количеству учеников в группе. На самом занятии вы рассказываете небольшую историю-зачин, которая по смыслу может быть вот такой (украсить и детализировать можете настолько, насколько вам позволяет ваша фантазия): «Imagine you are somewhere in the Pacific ocean and your ship has just sunk. You are fighting the huge waves in a small rescue boat. Suddenly you see a small island in the distance and realize you must get there to survive. Around you there are a lot of things from the ship, and you think you might need them on the island, but unfortunately there is not enough space for everything in your boat. You can take only three items. What are they?» Затем вы раздаете студентам списки и даете пять минут на то, чтобы определиться с выбором. Затем они по очереди объясняют, что они выбрали и обосновывают свой выбор. В конце, можно попросить их проголосовать за то, чье объяснение было самым убедительным, либо выбрать самую нужную вещь (ту, которую упоминало наибольшее количество участников).

     

    Choose the one… (переговоры)

    Для этой игры тоже понадобится список из пяти-семи пунктов, но при этом все они должны принадлежать к одной категории. Категория может быть любой: от овощей и кухонной утвари до современных писателей (только постарайтесь выбрать таких, которых читали все в группе) и музыкальных исполнителей. Раздайте списки ученикам и дайте пять минут на то, что бы ответить на вопрос, кто/что по их мнению является в списке самым-самым (самым полезным, самым интересным, самым выдающимся и т.д.) Через пять минут объедините их в тройки или пары. Дайте им еще пять-семь минут и попросите рассказать друг другу о своем выборе, а потом договориться вместе так, чтобы сделать общий выбор для пары или тройки (то есть кто-то один должен убедить остальных, что его выбор самый удачный).  После этого пары и тройки презентуют свой выбор на всю группу и рассказывают о том, что помогло им договориться.

     

    Matchmaking (сравнение и переговоры)

    Еще одна подобная игра, но с другим сюжетом, отлично ложится на тему личности, семейных взаимоотношений, личных качеств и так далее. На подготовку придется потратить чуть больше времени. Вам нужно заготовить карточки, на каждой из которых будет описан человек (возраст, пол, имя, качества характера, увлечения). Желательно, чтобы вымышленных образов мужчин и женщин было поровну. Затем поделите вашу группу на две команды и дайте каждой команде набор карточек. Их задача подобрать, на их взгляд, идеальные пары и объяснить почему, люди подходят друг другу.

     

    One — minute talk (беглость и правильность речи)

    Это идеальная игра для небольших групп с хорошей, доброй атмосферой. Ваша задача приготовить список из 10 тем для обсуждения. Темы могут быть любыми: смешными, серьезными, совершенно несвязанными друг с другом. Вы выбираете студента, который начнет игру. Его задача выбрать одну тему и в течение одной минуты говорить без остановки. Остальные участники группы должны внимательно слушать. Если кто-то из них замечает в речи говорящего ошибку, он имеет право прервать монолог, выбрать свою тему и начать говорить. Победителем в игре становится тот, кому удалось проговорить минуту без остановок и ошибок. Если таких участников оказалось несколько, можно устроить между ними дополнительный раунд соревнования, или просто поделить почетное первое место.

     

       Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.

    Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними

    Само понятие интерактив образовано от слова «interact», где inter – взаимный, а  - act – действовать, т.е. находиться во взаимодействии, общаться.

     Интерактивные методы – методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.

    Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и переводит познавательную деятельность на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

    В рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

     - работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

     - метод карусели / «идейная» карусель;

     - аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг»;

    - «ажурная пила»;

    - Броуновское движение;

     -«дерево решений»;

     - прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

     -конференции / дискуссии;

     - ролевые / деловые игры;

     - дебаты.

    Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Многие из данных приемов использую на своих уроках.

     «Карусель» – интерактивный метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги. Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

    1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

    2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

    3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

    4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.

    Прием «Аквариум» представляет собой «спектакль», где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют ее. Так, например, изучая в 10 классе тему «How doTeens Express Their Individuality?» можно предложить «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор представителей нескольких молодежных субкультур. Задача актеров – передать соответствующие черты, особенности той / иной субкультуры, а задача зрителей – определить, какую субкультуру представили выступающие. Роли может предлагать как сам учитель, естественно, втайне от зрителей, либо сами ученики могут выбрать ту субкультуру, взгляды которой они разделяют и хотят представить / обсудить.

    Метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Вариантами использования данного метода на уроке иностранного языка могут быть следующие:

    1. Начинать урок с мозгового штурма в качестве речевой зарядки – Warming Up («разогрев»), задавая учащимся вопросы: What are your associations with …? What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …?

    2. Предложить ученикам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той / иной теме / проблеме.

    3. Мозговой штурм как интерактивный прием организации группового обсуждения на предтекстовом этапе. Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию. Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг при участии всех учеников группы и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер), среди идей фигурирует “Teenage Problems”. Шаг 2 – объединение учащихся в мини-группы. Шаг 3 – работа в мини-группах в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Так, например, можно предложить провести в мини-группах брейнторминг по проблеме текста, который предстоит прочесть ученикам “Young People – Old Problems”. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей (даже самых абсурдных), а затем после прочтения текста сделать вывод о том, какие проблемы свойственны подросткам во всем мире, а какие волнуют только российских подростков.

    Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”, «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке.

    Вариантом ментальной карты является «рыбья кость» - “Fishbone”. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних  ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном, а о конкретном решении данной проблемы.

    Прием «Броуновское движение» предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме, параллельно отрабатывая изученные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: “Interview your group-mates what subculture they belong to or share ideas with” или “Who can help teenagers cope with their problems?” Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

    Прием Jigsaw («ажурная пила»). Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.

    Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. В конце цикла все учащиеся могут проходить индивидуальный контроль в форме контрольного среза. В этом случае результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Схематично можно представить работу по данному методу следующим образом:

    1) Home groups: A – B – C – D; A – B – C – D; A – B – C – D

    2) Expert groups: AAA; BBB; CCC; DDD

    3) Home groups: A – B – C – D; A – B – C – D; A – B – C – D

    На заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом.

    В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

    В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

    Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

    Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

    Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

    Система организации развития и контроля в работе по чтению на уроках английского языка

    Чтение – это сегодня, в сущности, наиболее реальная форма использования приобретенной в средней школе языковой компетенции....

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"

    Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, исполь...

    Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка

    В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...

    «Развитие и контроль навыков аудирования на уроках английского языка в средней школе»

    В последнее время все чаще можно услышать термин «обновление содержания образования», который часто трактуется неоправданно узко, на уровне внесения определенных количественных и качествен...