Доклад "Использование информационных технологий в обучении"
статья по английскому языку на тему

Гордополова Нина Ивановна

Рассматриваются информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ispolzovanie_informatsionnyh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла

              МБОУ «СОШ с. Чапаево»

Доклад на тему: «Использование информационных технологий в обучении»

              Подготовила: Гордополова Н.И. учитель английского  языка                      

Использование новых информационных технологий в обучении является одним

 из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологии. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учет личностных особенностей обучаемых. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, так как создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть на уроках:

  • Презентации в Power Point;
  • Текстовые редакторы;
  • Электронные таблицы;
  • Тесты;
  • Интернет ресурсы;
  • Электронные учебники.

Быстрое развитие информационных технологий определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Широкое распространение получило использования презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Но составление презентации требует большой подготовки учителя и  учащихся по подбору материала, продумывание структуры презентации, выбора оформления и т.д. В настоящее время широкое распространение в школах получила и компьютерное тестирование. Этот способ контроля знаний имеет свои недостатки, но возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно обеспечивает этой технологии широкую популярность.

        Наиболее эффективной технологией является использование на уроках электронных учебников, но сегодня довольно ограниченный круг учителей использует эту технологию, не смотря на большой выбор разнообразных по качеству электронных учебников.

ЦОР (цифровые обучающие ресурсы) представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:

  • Символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
  • Образные объекты (фото, рисунки);
  • Аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
  • Видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
  • Объекты «виртуальной реальности» (тренажеры, интерактивные модели, конструкторы).

Каждый из объектов обладает самостоятельной ценностью и может быть использован в обучении автономно. Некоторые из учебных объектов обладают явным приоритетом в применении (это зависит от конкретной организационной формы). Учитель должен рационально использовать цифровые образовательные ресурсы на занятиях различных видов (уроках, лекциях, занятиях элективного курса, практических занятий и т.д.).

        Использование ЦОР позволяет:

  1. Улучшить эффективность и качество образования;
  2. Ориентироваться на современные цели обучения;
  3. Повысить мотивацию учащихся к обучению;
  4. Использовать взаимосвязанное обучение различным видом деятельности;
  5. Учитывать страноведческий аспект;
  6. Сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  7. Реализовать индивидуальный подход;
  8. Усилить самостоятельность школьника;
  9. Изменить характера взаимодействия учителя и ученика;
  10. Объективно оценивать знания учащихся;
  11. Повысить качество наглядности;
  12. Облегчит труд учителя.

Использование ЦОР позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же  немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места во время  хранения. Кроме того, занятия можно проводить не только в специальном оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).

        При использовании мультимедийных материалов на CD-дисках опираются на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуальность. Кроме того, входящие в состав электронных учебных пособий интерактивные контрольные тесты и тренажеры с системой реакции на неправильный ответ (подсказки, наводящие вопросы, гиперссылки на справочную часть пособий, индивидуальные рекомендации ) позволяют анализировать уровень освоения различных тем и школьных курсов в целом.

Использование ЦОР дает возможности учителю:

- излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны обучаемого;

- находить дополнительные и основные  материалы для уроков или элективного курса;

- организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование  учебной деятельности  обучаемых;

- заинтересовать  учеников,  повысить  их  мотивацию,  вовлечь  в  творческий процесс  учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.

Электронные учебные пособия помогают ученикам:

-  развивать мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

- осваивать  навыки  работы  с  большими  массивами  информации,  поиска информации и грамотного ее использования;

-  самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;

-  приобрести навыки работы с компьютером;

-  основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ

Формы работы с ЦОР:

- фронтальная;

- -групповая;

- -парная;

- -индивидуальная;

Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики по очереди выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране.

   Этапы работы  с дисками на уроке:

  1. вступительное слово учителя по теме диска.
  2.  предварительная работа (какие могут быть трудности);
  3.  самостоятельная  работа с диском.
  4. обсуждение выполненной работы.

На первом этапе учитель знакомит с темой диска, его структурой, содержанием, объясняет последовательность работы. На втором этапе выполняются  задания. На третьем этапе обучаемые самостоятельно работают с диском. На четвертом этапе  обсуждаются результаты работы.

В заключение хочется отметить, что полноценное внедрение электронных учебных комплексов и цифровых образовательных ресурсов позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, применять индивидуальный подход, объективно оценивать качества знаний каждого обучаемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в обучении английскому языку

В преподавании английского языка новые возможности открывают компьютерные технологии. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционал...

Информационные технологии в обучении информатики и математики

Творческая группа  метод объединения  математиков работает над темой: Информационные технологии в обучении математике и информатике.   Пути  повышения эффективности обучения ищут ...

Творческий отчёт по теме "«Использование информационных технологий в обучении истории и обществознанию»

Творческий отчёт учителя истории и обществознания при аттестации на первую квалификационную категорию...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. В статье рассматриваются основные направления ...

презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест

презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии  Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....