Главные вкладки

    Педагогическая технология «Кейс» при обучении английскому языку в начальной школе
    статья по английскому языку на тему

    «Чтобы научить решать задачи, надо их решать»

    Д. Пойа

     

    В настоящее время в образовательном пространстве происходит становление новой системы образования. Современная система образования диктует необходимость в поиске новых подходов к обучению. Методика преподавания иностранного языка также претерпела некоторые изменения. Прежние методы, постепенно начинают уходить в прошлое, а вместо них появляются новые, современные технологии.

    Методика преподавания иностранного языка - это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам.

    Одна из ключевых задач школы – способствовать развитию творческой и индивидуальной способности школьника, а использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку служит подспорьем для развития коммуникативной культуры и практическому овладению иностранным языком. Соответственно, повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания можно добиться более качественных результатов. Ведь не стоит забывать о том, что каждый ученик – это личность, явно обладающая собственным потенциалом способностей, раскрытие которых возможно при определенных методах работы учителя. Проектировать урок английского языка следует так, чтобы учащиеся тянулись к овладению новым знаниям и открытиям, могли погрузиться в творческий и познавательный процесс. Важно всегда помнить и следовать тому, что именно заинтересованность учащихся в предмете - является составляющей успешного изучения английского языка.

    В своей работе я использую различные педагогические приемы, методы и технологии. Но особое внимание хотелось бы уделить технологии «Кейс».

    Кейс – метод (case study) или кейс – технология – это метод анализа ситуации. Сущность кейс – метода заключается в неоднозначности итогового анализа. Под кейс – методом понимается такой способ обучения, при котором учащимся необходимо проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой единовременно отражает некую практическую проблему, а также актуализирует систему знаний, которую следует постичь при решении данной проблемы.

    Сам метод берет начало еще в 20 веке в Соединенных Штатах Америки. Кейс – технология была разработана и впервые использована в Гарвардской бизнес школе для преподавания экономических дисциплин, тем временем как в российских образовательных учреждениях это все еще новая технология обучения.

    Главной задачей обучения английскому языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне.

         Использование кейс – метода на уроках английского языка преследует цель совершенствования коммуникативной компетенции учащихся и адаптации их в иноязычной среде. Связано это с тем, что на уроке в группе создается возможность взаимно обмениваться информацией, что не только мотивирует учащихся к говорению на иностранном языке, но и развивает способности анализа ситуации, исследовательской деятельности и способствует улучшению навыков как монологической, так и диалогической речи. Так как данный метод содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование.

    В настоящее время ученые выделили 3 вида кейсов.

    1. Практические кейсы, являющиеся реальными жизненными ситуациями, подробно отраженными в учебном процессе. Их учебное назначение сводится к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации.

     2. Обучающие кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее частотны в жизни. Ситуация в данном виде кейсов не реальная, я такая, какой она могла бы быть в жизни.

    3. Научно-исследовательские кейсы, выступающие моделями для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. В указанном виде кейсов обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

    Существует определенные требования для использования кейс – технологии на уроках английского языка. Сурмин Ю.П. писал, что какая ни была бы ситуация, она должна соответствовать списку требований, а именно:

    1) быть приближенной к реальной жизни;

    2) оформлена так, чтобы позволять устанавливать связь с накопленным жизненным опытом, а также с будущими жизненными ситуациями школьников;

    3) предоставлять возможность интерпретации с точки зрения участников;

    4) содержать проблемы и конфликты;

    5) быть обозреваемой и решаемой в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников;

    6) допускать различные варианты решения.

    Иначе говоря, в рамках урока реализуется имитация проблемы, взятая из жизни.

    Задача учащихся ознакомиться, прежде всего, с самой ситуацией, выявить проблему, обсудить ее и принять обдуманный, логичный вариант разрешения проблемы.

    Решение проблемы имеет несколько способов, одного истинно правильного решения, чаще всего не существует. Поэтому обычно выдвигаются несколько альтернативных решений. В завершении выполнения кейса может быть выбран лучший по мнению учащихся способ разрешения проблемы.

    На протяжении всего урока, с использованием кейс – технологии учащиеся – активные участники и главные действующие лица урока, а учителю отводится роль помощника учебного процесса.

    В данной статье мне хотелось рассмотреть основные этапы проведения урока с применением кейс – метода. Следующий кейс был подготовлен для учащихся 4 класса.  Кейс рассчитан на 1 академический час и состоит из 5 этапов.

    Я решила использовать кейс – технологию на заключительном уроке по теме «Being happy in the country and in the city».

    Первый этап – это знакомство с ситуацией и ее особенностями. Поскольку уровень владения английским языком у всех школьников разный, в младших классах для более продуктивной дискуссии учащиеся должны быть уже знакомы с лексическим и грамматическим материалом, который будет использован в кейсе. Следовательно, данный этап происходит заочно на предыдущих уроках.

    Второй этап – ознакомление учащихся с текстом кейса. В начале урока учащиеся делятся на 3 подгруппы по 5 человек читают и обсуждают текст «City and country life». В процессе чтения учащимся также предлагается составить и заполнить таблицу «плюсов и минусов» жизни людей в городе и в деревни. Также на данном этапе учащиеся слушают диалог «Country life – city life».

    Третий этап – этап «резолюции». Учащиеся отвечают на следующие вопросы «Why do many people live in the city today?»  «Why do young people prefer to live in the city? », «Who likes to live in the countryside? » и др. На данном этапе проходит процесс выработки окончательного решения ситуации. Учителю на данном этапе необходимо помочь детям преодолеть языковые сложности, а также рекомендуется «ввести» вводные фразы, такие как I think….., at the moment……,I would like to………. и т.д.

    Четвертый этап включает в себя анализ кейса, сравнение результатов, полученных группами. Учащиеся презентуют свои решения и обсуждают их между группами. На уроке был организован диспут.

    Заключительный этап решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Каждый случай следует завершать подведением итогов, обобщению полученных результатов, обменом мнениями по поводу того, какой результат вынес из данного занятия каждый обучающийся, чему он научился. В процессе решения определенной задачи, происходит настоящее общение, которое активно и продуктивно по своей мотивации, структуре, механизмам.

    Данный урок показал, что необходимо ставить перед учащимися задачи, которые приближены к условиям реальной жизни. В эпоху информатизации школьник становится заложником огромного потока информации.  Кейс – технология помогает учащимся работать с большим объемом информации, выбирая только актуальную информацию.

    При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит:

    - развитие навыков анализа и критического мышления;

    - соединение теории и практики;

    - представление примеров принимаемых решений;

    - демонстрация различных позиций и точек зрения.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что кейс-метод позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся, развивать умения высказывать мысли, идеи, предложения, видеть альтернативную точку зрения и аргументировать свою, проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, готовность работать в команде, способствует пониманию неоднозначности решения проблем в реальной жизни.  Именно применение современных педагогических технологий, максимальное использование различных методов и приемов работы на уроках английского языка в начальной школе обеспечивают высокий уровень знаний учащихся.

     

     

    Список источников:

    1.             М.Г. Голубчикова, С.А. Харченко. Кейс – технологии в профессиональной подготовке педагога: Учебное пособие – Иркутск.

    2.             Ю.П Сурмин. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода – К.: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с

    3.             И.И Черкасова, Т.А.  Яркова. Интерактивная педагогика: учебно- методическое пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогическая технология «Кейс» при обучении английскому языку в начальной школе

     «Чтобы научить решать задачи, надо их решать»

    Д. Пойа

    В настоящее время в образовательном пространстве происходит становление новой системы образования. Современная система образования диктует необходимость в поиске новых подходов к обучению. Методика преподавания иностранного языка также претерпела некоторые изменения. Прежние методы, постепенно начинают уходить в прошлое, а вместо них появляются новые, современные технологии.

    Методика преподавания иностранного языка - это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам.

    Одна из ключевых задач школы – способствовать развитию творческой и индивидуальной способности школьника, а использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку служит подспорьем для развития коммуникативной культуры и практическому овладению иностранным языком. Соответственно, повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания можно добиться более качественных результатов. Ведь не стоит забывать о том, что каждый ученик – это личность, явно обладающая собственным потенциалом способностей, раскрытие которых возможно при определенных методах работы учителя. Проектировать урок английского языка следует так, чтобы учащиеся тянулись к овладению новым знаниям и открытиям, могли погрузиться в творческий и познавательный процесс. Важно всегда помнить и следовать тому, что именно заинтересованность учащихся в предмете - является составляющей успешного изучения английского языка.

    В своей работе я использую различные педагогические приемы, методы и технологии. Но особое внимание хотелось бы уделить технологии «Кейс».

    Кейс – метод (case study) или кейс – технология – это метод анализа ситуации. Сущность кейс – метода заключается в неоднозначности итогового анализа. Под кейс – методом понимается такой способ обучения, при котором учащимся необходимо проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой единовременно отражает некую практическую проблему, а также актуализирует систему знаний, которую следует постичь при решении данной проблемы.

    Сам метод берет начало еще в 20 веке в Соединенных Штатах Америки. Кейс – технология была разработана и впервые использована в Гарвардской бизнес школе для преподавания экономических дисциплин, тем временем как в российских образовательных учреждениях это все еще новая технология обучения.

    Главной задачей обучения английскому языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне.

         Использование кейс – метода на уроках английского языка преследует цель совершенствования коммуникативной компетенции учащихся и адаптации их в иноязычной среде. Связано это с тем, что на уроке в группе создается возможность взаимно обмениваться информацией, что не только мотивирует учащихся к говорению на иностранном языке, но и развивает способности анализа ситуации, исследовательской деятельности и способствует улучшению навыков как монологической, так и диалогической речи. Так как данный метод содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование.

    В настоящее время ученые выделили 3 вида кейсов.

    1. Практические кейсы, являющиеся реальными жизненными ситуациями, подробно отраженными в учебном процессе. Их учебное назначение сводится к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации.

     2. Обучающие кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее частотны в жизни. Ситуация в данном виде кейсов не реальная, я такая, какой она могла бы быть в жизни.

    3. Научно-исследовательские кейсы, выступающие моделями для получения нового знания о ситуации и поведении в ней. В указанном виде кейсов обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

    Существует определенные требования для использования кейс – технологии на уроках английского языка. Сурмин Ю.П. писал, что какая ни была бы ситуация, она должна соответствовать списку требований, а именно:

    1) быть приближенной к реальной жизни;

    2) оформлена так, чтобы позволять устанавливать связь с накопленным жизненным опытом, а также с будущими жизненными ситуациями школьников;

    3) предоставлять возможность интерпретации с точки зрения участников;

    4) содержать проблемы и конфликты;

    5) быть обозреваемой и решаемой в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников;

    6) допускать различные варианты решения.

    Иначе говоря, в рамках урока реализуется имитация проблемы, взятая из жизни.

    Задача учащихся ознакомиться, прежде всего, с самой ситуацией, выявить проблему, обсудить ее и принять обдуманный, логичный вариант разрешения проблемы.

    Решение проблемы имеет несколько способов, одного истинно правильного решения, чаще всего не существует. Поэтому обычно выдвигаются несколько альтернативных решений. В завершении выполнения кейса может быть выбран лучший по мнению учащихся способ разрешения проблемы.

    На протяжении всего урока, с использованием кейс – технологии учащиеся – активные участники и главные действующие лица урока, а учителю отводится роль помощника учебного процесса.

    В данной статье мне хотелось рассмотреть основные этапы проведения урока с применением кейс – метода. Следующий кейс был подготовлен для учащихся 4 класса.  Кейс рассчитан на 1 академический час и состоит из 5 этапов.

    Я решила использовать кейс – технологию на заключительном уроке по теме «Being happy in the country and in the city».

    Первый этап – это знакомство с ситуацией и ее особенностями. Поскольку уровень владения английским языком у всех школьников разный, в младших классах для более продуктивной дискуссии учащиеся должны быть уже знакомы с лексическим и грамматическим материалом, который будет использован в кейсе. Следовательно, данный этап происходит заочно на предыдущих уроках.

    Второй этап – ознакомление учащихся с текстом кейса. В начале урока учащиеся делятся на 3 подгруппы по 5 человек читают и обсуждают текст «City and country life». В процессе чтения учащимся также предлагается составить и заполнить таблицу «плюсов и минусов» жизни людей в городе и в деревни. Также на данном этапе учащиеся слушают диалог «Country life – city life».

    Третий этап – этап «резолюции». Учащиеся отвечают на следующие вопросы «Why do many people live in the city today?»  «Why do young people prefer to live in the city? », «Who likes to live in the countryside? » и др. На данном этапе проходит процесс выработки окончательного решения ситуации. Учителю на данном этапе необходимо помочь детям преодолеть языковые сложности, а также рекомендуется «ввести» вводные фразы, такие как I think….., at the moment……,I would like to………. и т.д.

    Четвертый этап включает в себя анализ кейса, сравнение результатов, полученных группами. Учащиеся презентуют свои решения и обсуждают их между группами. На уроке был организован диспут.

    Заключительный этап решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий. Каждый случай следует завершать подведением итогов, обобщению полученных результатов, обменом мнениями по поводу того, какой результат вынес из данного занятия каждый обучающийся, чему он научился. В процессе решения определенной задачи, происходит настоящее общение, которое активно и продуктивно по своей мотивации, структуре, механизмам.

    Данный урок показал, что необходимо ставить перед учащимися задачи, которые приближены к условиям реальной жизни. В эпоху информатизации школьник становится заложником огромного потока информации.  Кейс – технология помогает учащимся работать с большим объемом информации, выбирая только актуальную информацию.

    При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит:

    - развитие навыков анализа и критического мышления;

    - соединение теории и практики;

    - представление примеров принимаемых решений;

    - демонстрация различных позиций и точек зрения.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что кейс-метод позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся, развивать умения высказывать мысли, идеи, предложения, видеть альтернативную точку зрения и аргументировать свою, проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, готовность работать в команде, способствует пониманию неоднозначности решения проблем в реальной жизни.  Именно применение современных педагогических технологий, максимальное использование различных методов и приемов работы на уроках английского языка в начальной школе обеспечивают высокий уровень знаний учащихся.

    Список источников:

    1. М.Г. Голубчикова, С.А. Харченко. Кейс – технологии в профессиональной подготовке педагога: Учебное пособие – Иркутск.
    2. Ю.П Сурмин. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода – К.: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с
    3. И.И Черкасова, Т.А.  Яркова. Интерактивная педагогика: учебно- методическое пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

    В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

    Учебно-методическое пособие"Игровые технологии обучения английскому языку в начальной школе".

    Описание игровых методик и приемов,используемых на уроках английского языка в начальной школе:фонетические игры,дидактические,сюжетно ролевые....

    Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

    Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

    Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

    Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...

    Применение инновационных технологий при обучении английскому языку в начальной школе

    Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный,...

    РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    В статье рассматриваются вопросы практического применения разнообразных образовательных технологий на уроках английского языка на младшей ступени обучения....