Опыт реализации сингапурской системы проблемно- ориентированного подхода «Школа Превосходства»
статья по английскому языку на тему

Газизова Алсу Шамилевна

Доклад на тему: Опыт реализации сингапурской системы проблемно- ориентированного подхода «Школа Превосходства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад по теме19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт реализации

сингапурской системы

проблемно- ориентированного подхода

 «Школа Превосходства»

Согласно цитате Адольфа Дистенверга, немецкого педагога 19 века, которая гласит «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» и отражена суть проблемно-ориентированного обучения. Не секрет, что современные реалии жизни требуют от человека практических знаний, умения применять их в сложившейся ситуации, самостоятельности, креативности и конкурентоспособности. Именно такие лидеры достигают блестящих результатов в учебе, карьере и в жизни. Знания, добытые собственными усилиями и трудом, всегда ценятся на вес золота, а результат приносит весомые плоды на  долгие годы.

По глубокому убеждению, миссия учителя состоит в том, что научить ученика видеть истину, самостоятельно находить ответы на вопросы и уметь применять полученные знания на практике. Главная цель проблемно-ориентированного обучения - «активная учебная деятельность».

Проблемно- ориентированное обучение – личностно-ориентированный учебный подход, позволяющий обучающимся проводить исследования, сочетать теорию и практику, применять знания и навыки, развивать применение эффективных решений для достижения результата.

В настоящее время в современной школе большое внимание уделяется внедрению инновационных методов обучения в учебный процесс. Правильное сочетание традиционных и инновационных методов обучения помогает развитию познавательных интересов и творческих способностей учеников, их подготовке к практической работе.

В современном быстро меняющемся мире, где конкуренция с каждым днем становится все более сильной, отсутствие практического опыта и навыков у школьников могут стать серьезным и существенным препятствием на пути к их трудоустройству и карьерному росту. В связи с этим, все большую популярность приобретают современные методики обучения, направленные на выработку у учеников определенных практических навыков. Использование различных новых методик намного улучшает процесс освоения материала, учит учеников мыслить и по-настоящему применять знания, полученные на уроках. Все наверняка знают высказывание, что если хочешь накормить кого-то, то не дари рыбу, а подари удочку. Если приложить эту истину к нашему общему образованию, то можно будет добавить: не только подари удочку, но и научи ею пользоваться.

Данная методика становится все более популярной в нашей стране и в частности в нашей республике. Метод PBL (Problem-Based Learning) рассматривается как успешный инновационный метод обучения, который направлен на самостоятельную работу ученика. В данном методе акцент обучения смещается с преподавателя на ученика, так как теперь ученик занимает более активную роль, пытаясь решить поставленную практическую задачу. Данная методика учит ученика шире и глубже осмысливать все сказанное учителем во время уроков и написанное в учебниках. К ним относятся такие характеристики PBL как личностно-ориентированность, организованность процесса обучения вокруг проблемы и направленность на работу в небольших группах, где преподаватель выступает в качестве посредника. Методика PBL строит работу так, что при решении конкретно поставленной проблемы нет одного верного решения, решений множество и их можно получить разными, неординарными и креативными способами.

При использовании методики PBL, ученикам предлагается некая задача (проблема), часто выбранная из реальной жизни и предлагается «набор инструментов» для ее решения.  Процесс изучения нового материала может быть построен таким образом, что среди «инструментов» для решения поставленной проблемы, описанных на уроке, не будет самых необходимых. То есть дается некоторое направление «ищи там», и ученикам предлагается восполнить пробелы самостоятельно, ученики смогут прийти логически к некоторым выводам и методам. Это разительно отличается от традиционного построения образовательного процесса, где ученикам сначала предлагается некая теория, а потом приводятся доказательства и объяснения. Обратное движение от проблемы к теории, часто используемое в методике PBL, выводит учеников из состояния пассивного восприятия и понимания информации, давая им возможность проделать путь «по изобретению велосипеда» самостоятельно.

Использование данного метода представляется возможным для любого предмета, включая все предметы, изучаемые в школе. Однако стоит отметить, что для наибольшей эффективности данного метода необходимо правильно организовать образовательный процесс. Использование данного метода предполагает, что в план урока, а также в методику оценивания знаний будут внесены определенные изменения, чтобы максимизировать пользу от PBL. Прежде чем мы более детально остановимся на организации обучения по методу PBL, хотелось бы отметить преимущества этого метода.

Среди преимуществ такого метода обучения можно обозначить следующие:

1. Метод PBL стимулирует учеников к самостоятельной работе. Как правило, для решения проблемы ученикам требуется проработать гораздо большее количества материала, чем при обычной подготовке к практическим занятиям.

2. Метод PBL учит учеников мыслить. Просто выучить предлагаемый материал недостаточно. Способ PBL учит учеников именно мыслить. При этом задание воспринимается, как некая игра, а материал, который необходимо запомнить, воспринимается учениками, как правила, по которым нужно играть, но которые иногда можно и нарушить. Процесс строится по принципу: задача – инструменты для решения– поиск решения – решение. Ученик понимает, почему важны знания, навыки и правила. И воспринимает их уже по-другому.

3. Метод PBL стимулирует учеников нетривиально мыслить. Правильно организованная постановка проблемы стимулирует учеников к поиску нестандартных решений. Умение мыслить креативно и нестандартно является одним из самых важных качеств для большинства профессий. Это зачастую именно то качество, которое ищут работодатели при приеме на работу новых специалистов.

4. Метод PBL подогревает интерес учеников к изучаемому предмету. Важно, чтобы образовательный процесс был интересным и увлекательным. И чем активнее ученик участвует в нем, тем интереснее ему учиться.

5. Метод PBL готовит учеников к «реальной жизни». Этот метод дает возможность привязать теорию к практике, тем самым ученик понимает практические аспекты изучаемого предмета.

Методика PBL способствует групповому решению проблемы, развивают коммуникативные навыки и навыки работы в команде, учат взаимодействовать и сотрудничать с другими.

Проблемная ситуация подается в виде электронного письма, рекламы, видео  или аудио, а также может использоваться фотография. Основными методиками может быть образцы или какой-то результат, ролевая игра, моделирования ситуации.

Безусловно, роль учителя кардинально меняется в этой методики: он прежде всего фасилитатор, человек, который является своеобразным проводником, он влияет на взаимодействие в группах и в классе, побуждает учеников на размышление. И естественно, учитель может столкнуться с рядом сложностей таких как «сложно отпустить» (не давать готовые ответы) и «не управлять» (перестать влиять на точки зрения учеников).

Меняется и роль ученика в этом процессе: появляется индивидуальное и командное обучение, метод проб и ошибок, большая ответственность за собственное обучение, эффективность команды определяет качество результата. Какие сложности подстерегают учеников? Прежде всего, это: сложность адаптироваться к командному обучению, конфронтация, отсутствие навыка организации дискуссий.

Но, безусловно, методика проблемно – ориентированного обучения – это новое слово в современной педагогике, которая готовит успешное, креативное и конкурентоспособное будущее поколение.

Таким образом, внедрение метода проблемно-ориентированного обучения может значительно улучшить качество знаний и компетенций учеников, но в то же время, оно достаточно сложное, требует высокого профессионализма и дополнительных усилий со стороны преподавателя.

Поэтому руководство школы и учителя, работающие по данной методике, ставят перед собой следующие задачи:

•        Изучение и апробация инновационных методик преподавания и интернет ресурсов

•        Умение исследовать, сочетать теорию и практику

•         Умение применять полученные знания на практике и в реальной жизни

•        Развитие навыков самостоятельной деятельности

•        Воспитывать мотивированных на успех учащихся

Проблемно- ориентированное обучение тесно связано с реальной жизнью и поэтому учителя апробируют самую новую литературу и материалы по своим предметам, чтобы идти в ногу со временем и соответствовать всем требованиям и вызовам существующих реалий и соответственно передавать свой опыт ученикам и их родителям. ведь данная методика подразумевает тесную взаимосвязь школы и семьи.

Мотивация учащихся к предмету всегда влияет на качество и успеваемость. Апробации методики и решения проблемы с использованием сингапурских методик таких как «Модель Фрейер», «Конерс», «Рафт», «Таблица ФИЛА» и многих других, а также использование следующих видов работ таких как:

•        Командная презентация

•        Индивидуальная презентация

•        Самопроверка

•        Обучающие пособия

•        Эссе/сочинения

•        Демонстрации готового продукта рефлексии

•        Обучающие игры

•        Дебаты

•        Сингапурские методики преподавания

значительно повлияли на успеваемость и качество в школе, стимулируя учеников быть лучшими среди лучших и примером для слабых учеников при достижении поставленных целей. Это методика помогает школе быть единой дружной и сплочённой командой и идти только вперед. Результаты говорят сами за себя, но нет предела для совершенства и «Школа Превосходства» ставит новые качественные цели работы в ближайшем будущем, главное из которых – гармоничная, высокообразованная, нравственная личность ребенка и определение его места в бурном темпе жизни и в ее реалиях.

Мотивация учащихся к изучению предмета, а также и успеваемость стали расти благодаря использованию групповой, фронтальной, игровой и поисковой формам работ.

Апробация сингапурской методики проблемно-ориентированного обучения безусловно имеет  доминирующее место в учебном процессе школы и педагогический состав школы активно участвует в обучающих коучах по данной методике,  проводят семинары и тренинге, выступают на педсоветах и семинарах по проблемно-ориентированному обучению, дают открытые уроки и внеклассные мероприятия, применяют ее модели и технологии при планировании уроков и работе с детьми,  особенно ярко отражена эта деятельность в проектной работе и в поисковой исследовательской деятельности учителя и ученика, делятся полученным опытом с коллегами различных школ.

Как уже говорилось, проблемно- ориентированное обучение (PBL) тесно связано с реальной жизнью и ее вызовами. Поэтому задача современной школы – научить ученика самостоятельно находить решения на поставленные задачи, креативно и нестандартно мыслить, быть генератором новых идей и уметь достигать поставленную цель, а роль учителя- быть наставником и источником знаний для покорения новых вершин.

«Школа Превосходства» чётко видеть свою миссию и идет в ногу со временем и знает, что нет предела для совершенства и превосходства.

«Дорогу осилит идущий» ….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы районной экспериментальной площадки по теме: «Личностно – ориентированный подход к здоровью и здоровому образу жизни учащихся в школе «открытого типа» за 2010 – 2011 учебный год

 Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как ...

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели

Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".

Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»: ОПЫТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Уроки русского языка, в силу специфики самого материала,  предоставляют богатые возможности в области всестороннего и гармоничного развития личности учащегося, поэтому при изучении  данного ...

Мой опыт по реализации личностно-ориентированного подхода.

Одно из главных направлений развития современного образования лежит на пути решения проблемы личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором в центре внимания педаго...

Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...