Доклад на тему «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»
опыты и эксперименты по английскому языку (5 класс) на тему

Каримова Раиса Зякиевна

Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода  мероприятия способствуют передаче учащимся иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, формируют талантливую личность, способную адаптироваться в современном поликультурном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»

Формирование социокультурной компетенции учащихся играет огромную роль в обучении английскому языку. Когда ребенок с гордостью может представить культуру и традиции своего народа или региона, где он живёт, только тогда он узнает и начинает ценить  язык, культуру, обычаи, традиции той страны, язык которой изучает. В социокультурном развитии учащихся происходит соизучение родного языка,  родной культуры и иностранных языков, культур других народов. Данная концепция развивает у школьников способность представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.  

Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода  мероприятия способствуют передаче учащимся иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, формируют талантливую личность, способную адаптироваться в современном поликультурном мире. Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда  в процессе преподавания иностранного языка отводится место родной национальной культуре. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации. Именно регионоведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополнит содержательную сторону речи. На уроках родного и английского языков мы учимся любить этот мир и делать его лучше своими добрыми мыслями и чувствами, облачёнными в слова.

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!

Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Родной язык — святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

 2 строчки,  но очень емкие по своему содержанию, принадлежат великому татарскому поэту Габдулле Тукай.  Его стихи – это жемчужина поэзии, предмет национальной гордости татарского народа. Творчество Тукая  затронула не случайно. В этом году одним из значимых событий общественной и культурной жизни татар несомненно стало празднование 130 – летия великого татарского поэта Габдуллы Тукай. Наша школа реализует программу по теме  «Этнокультурный потенциал поволжских татар как условие повышения эффективности образовательного процесса школы». Данный компонент является одним из условий формирования социокультурного потенциала учащихся.

Рассмотрим реализацию социокультурного развития на конкретном примере. Предлагаю вашему вниманию сценарий Литературного вечера на русском, татарском и английском языках «Магия поэзии Тукай».

   Данный сценарий разработан для учащихся 2 класса, в форме Литературного вечера с элементами беседы с носителями языка при помощи программы Skype. Более 10 лет наши учащиеся ведут переписку с Кейт, которая живет в США.

Познавательной целью мероприятия является увеличение объема знаний об особенностях собственной культуры и знакомство с традициями своей страны через призму английского языка.

Задачи, которые ставятся:

-развитие памяти, речи, внимания через участие в интернет - общении с иностранным сверстником;

 -учить понимать смысл татарских стихов на английском языке и анализировать их;

- стимулирование инновационной деятельности;

- выявление одаренных детей через декламирование стихов.

Мероприятие требует тщательной подготовки. Обговаривается ход  мероприятия, составляются формы, с которыми детям предстоит работать, устанавливается время для соединения в Skype - 26 апреля.  Объясняется, что данное мероприятие посвящается 130- летию со дня рождения Габдуллы Тукай. Необходимо  составить и подготовить выступление, приготовить костюмы, декорации, подобрать объекты для демонстрации, отрепетировать выступление с учётом небольшого пространства, захватываемого веб - камерой. Скайп- партнер является художником, поэтому ученики получают дополнительное задание, нарисовать иллюстрации к любимым стихам Габдуллы Тукай..

 Следует отметить, что в современных УМК ограничен материал, способствующий развитию умений представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходство и различие в традициях своей страны и страны изучаемого языка, тем более на базе материала своей малой Родины. Поэтому при разработке сценария используем Интернет – ресурсы. В частности Интернет-портал, посвященный татарскому поэту Габдулле Тукай. Данный    веб - контент содержит информацию о творчестве поэта с огромным количеством аудио и видеоматериалов, а также богатая фотогаллерея. Источник интересен тем, что материал размещен на русском, татарском и английском языках.

Начальный этап состоит  из приветствия   скайп – партнера и вступительного слова учителя о событии, которое отмечается 26 апреля.

Основная часть включает просмотр мультипликационного фильма «Малыш и Мотылек» на английском языке.    Далее учащиеся отвечают на вопросы скайп – партнера о поэте и о любимых стихах или персонажах, в ходе которого дети знакомят Скайп- партнера с творчеством великого татарского поэта.  Все вопросы желательно заранее обговорить, учитывая словарный запас учеников. Ответы детей сопровождаются презентацией. Следующий этап заключается в инсценировке  творчества поэта на  изучаемых языках. Ученики рассказывают и инсценируют  стихотворения " Забавный ученик", «Ленивый щенок» на  татарском, русском и английском языках. Следует отметить, что все стихотворения, включенные в сценарий являются первыми стихами, которые дети начинают учить в детстве и хорошо им знакомы. Поэтому дети с удовольствием рассказывают стихи на родном языке.

Литературный вечер заканчивается исполнением песни «Родной язык» на английском языке и проведением конкурса рисунков по теме «Мой любимый персонаж». Заключительный этап состоит из подведения итогов и определения победителя

В ходе мероприятий можно задействовать всех учащихся. Необходимо организовать праздник так, чтобы каждый проявил себя, показал свои способности. На протяжении всего мероприятия дети получают поощрения и похвалу, что еще больше стимулирует детей. Эмоциональность занятия повышает активность и работоспособность.

Успех мероприятия заключается в том, что главная фигура всего вечера- это сам ученик с его интересами и способностями. Самое главное - мероприятие не выдуманное путешествие, а реальное событие и реальное общение. Такие мероприятия проходят на высоком эмоциональном подъеме.  Общение по Скайпу дает возможность почувствовать новые ощущения и показать новые возможности информационных технологий, самое главное увидеть реальные возможности применения языковых навыков. С другой стороны, средствами английского  языка ребята глубже познают культуру своей Малой Родины, вооружаются знаниями, которые необходимы им для осуществления в будущем межкультурной коммуникации, для более глубокого осознания себя как представителя родной культуры, в то же время, совершенствуя навыки владения английским языком.

Сегодня, я думаю, вы сами испытали на себе влияние социокультурной компетенции, познакомившись с поэзией великого татарского поэта Габдуллы Тукай.

Мы рассмотрели только некоторые наиболее важные аспекты формирования социокультурной компетенции. Конечно, проблема эта многогранна и требует дальнейшего изучения и обсуждения

Спасибо за внимание.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования Обучение - это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что ни...

Использование национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей ре...

Использование национально-регионального компонента при обучении английскому языку

В данной статье описывается опыт (формы, методы, приемы) работы учителя английского языка по использованию национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности....

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку...

Презентация к докладу по теме «Региональный компонент в обучении английскому языку как одно из условий формирования социокультурной компетенции обучающихся»

Реализация социокультурного подхода осуществляется на уроках и при проведении внеурочных мероприятий страноведческого и лингвострановедческого содержания. Такого рода  мероприятия способствуют пе...

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности &nd...

Национально-региональный компонент в обучении английскому языку

На своих уроках применяю национально-региональный компонент,который предоставляет огромные возможности  для расширения общего  кругозора ученика,нравственного, эстетического воспитания и фор...