Рабочая программа по английскому языку для 10 класса
рабочая программа по английскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа по английскому языку в 10 классе разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования гимназии и с учётом авторской программы Биболетова М.З., Трубанёва Н. Н. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy   English   для   2-11    классов общеобразовательных учреждений.- Обнинск: Титул, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10abv_2014-2015_poyas.zap_.docx28.7 КБ
Файл 10abv_2015-2016_ktp.docx42.26 КБ
Файл 10abv_2015-2016_tp_2.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2017

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

/

/

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Дата            «_____»______2017

Дата            «_____»________2017

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: английский язык

10 «АБВ» класс среднего (полного) общего образования

Срок реализации программы 2017/2018 учебный год

                                                                                     Разработчик рабочей программы:

                                                                                      Шарикова Евгения Анатольевна,

                                                                                                   учитель английского языка

                                                                                            первой категории                                                                      

г. Барнаул, 2017

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по английскому языку в 10 классе разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования гимназии и с учётом авторской программы Биболетова М.З., Трубанёва Н. Н. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy   English   для   2-11    классов общеобразовательных учреждений.- Обнинск: Титул, 2010.

  Программа реализует следующие основные функции:

  • информационно-методическую;
  • организационно-планирующую;
  • контролирующую.

Общеучебные цели:

   -создание условий для умения  обосновывать своё мнение на иностранном языке;

   -создание условий для умения выражать свои мысли в устной речи и на письме;

   -создание условий для плодотворного участия в работе в группе в разных видах деятельности;

    -создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно  полученную информацию по предмету;

   - формирование умения использовать приобретенные знания  и умения в жизни;

   -формирование умения свободно доказывать  аргументировать, интерпретировать свою точку зрения на английском языке.

Задачи обучения:

ечевая компетенция – умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения;

-языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях;

-социокультурная компетенция - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка;

-учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком.

-Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка.

Формы и методы, технологии обучения

Как и на предыдущем этапе обучения, реализуется коммуникативно-когнитивный подход, характеризующийся  попыткой уйти от крайностей. Присущих коммуникативному и когнитивному подходам к обучению иностранным языкам, и найти разумный баланс. Основные характеристики проявляются в следующем:

  • личностно-ориентированный характер обучения;
  • соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку;
  • приоритет коммуникативной цели обучения иностранному языку;
  • сбалансированное обучение устным (говорение и понимание на слух) и письменным (чтение и письмо) формам общения;
  • дифференцированный подход;
  • учёт опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся;
  • широкое использование эффективных современных технологий обучения;
  • использование аутентичных текстов;
  • процесс обучения иностранному языку имеет социокультурную направленность.

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам: Иностранный язык: 10-11 классы (стандарты второго поколения), авторской программы курса английского языка к УМК Английский с удовольствием, учебно-методического комплекса: «Enjoy English» (10 класс) М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко(с учетом требований Государственных образовательных стандартов; базисного учебного плана).

Программа разработана в 2017 году и рассчитана на срок до 2018 года. Данная программа адресована учебному учреждению, вида гимназия.

Место предмета иностранный язык в базисном учебном плане:

Программа рассчитана на 87 учебных часа для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного (общего) образования из расчета 3-х учебных часов в неделю, но т.к. по учебному плану гимназии предусмотрено 105 учебных часов, то на МО иностранного языка было принято решение распределить оставшиеся часы как резервные на усмотрение учителя.

 

Резервные часы распределены равномерно в течение всего учебного года: по окончании 2 четверти – 6 часов; по окончании 3 четверти – 5 часов; по окончании 4 четверти – 7 часов. Данное распределение было обусловлено количеством учебных недель в четверти.

Контрольные работы проводятся по заданиям, предложенным авторами УМК (раздел учебника “Progress check”).

Рабочая тетрадь №2 используется для индивидуальной работы с учащимися планирующими английский язык для итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

В учебном плане МБОУ «Гимназия 80 » на 2017/2018 учебный год определено:

Часов по программе в год -105 часов

Часов по программе в неделю- 3 из них: федеральный компонент 3

Программой предусмотрено проведение: Контрольных работ (самоконтроль)-4

Проектов- 7

Уроков с ИКТ –10

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

В результате обучения курса английского языка по данной программе ученик должен  знать/понимать/уметь:

-значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

-языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных;

-новые значения изученных глагольных форм, средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;

-лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;

-вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

-рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения;

-создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/ страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;

-понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;

-понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

-оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;

-читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

-описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;

- уметь связывать факты, обобщать, синтезировать;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
  • расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;
  • расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;
  • участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;
  • обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры;
  • преодоления барьера между школьным и вузовским образованием. Используемые технологии, методы, средства являются эффективными для достижения результата обучающегося среднего общего образования.

III. Содержание учебного предмета:

1. Новая школа — новые ожидания и тревоги. Некоторые особенности школьного образования в США и Великобритании. Школа вчера и сегодня (на примере школ Великобритании и Древней Греции). Советы школьного психолога: как эффективно организовать свое время. Что я думаю о школе.

2. Дискуссия о школьной форме: является ли форма проявлением дискриминации молодежи. Имидж молодого человека как проявление его внутреннего мира.

3. Спорт в жизни подростка. Популярные и экстремальные виды спорта. Новые виды спортивных соревнований. Безопасность при занятиях спортом. Олимпийские игры. Спортивная честь и сила характера (на примере Алексея Немова). Спортивные занятия в школе, их организация.

4. Молодежь в современном мире. Досуг молодежи (музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы). Письмо в молодежный журнал. Музыка в культуре и жизни разных стран (в том числе России). Проект "Гимн поколения".

5. Повседневная жизнь подростка. Отношения с друзьями. Как управлять своим временем, разумно сочетая напряженную учебу, общение с семьей и отдых: советы взрослых и личное мнение. Проект "Выиграй время".

6. История моей семьи: связь поколений. Семейная гостиная. Из жизни близнецов (на материале отрывка из книги “Double Act”by J. Wilson). Родные / Сводные братья и сестры. Бывает ли детям неловко за родителей? Проект "Из истории моей семьи".

7. Большие и маленькие семьи. Что делает семью счастливой? Полезны ли семейные ссоры? Как родители относятся к моим друзьям. Проект "Кто выбирает друзей для подростка: родители или он сам".

8. Памятная семейная дата. Космическая свадьба (отрывок из репортажа).

9. Культурные особенности стран изучаемого языка: День благодарения. Памятный день в моей семье.

10. Что такое цивилизация? Как археологические открытия помогают узнать историю Земли. Древние цивилизации (Майя), развитие и причины упадка. Проект "Открываем прошлые цивилизации".

11. Влияние изобретений на развитие человечества. Высокие технологии как часть нашей жизни: может ли современный человек обойтись без компьютера?

12. Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом. Нравственный аспект технического прогресса: приз для прославивших человеческий дух. Жорес Алферов — лауреат приза Киото. Проект "Предложим новый приз".

13. Рукотворные чудеса света: всемирно известные сооружения XX века. Проект "Местное рукотворное чудо".

14. Перспективы технического прогресса. Роботы будущего (на материале отрывка из книги "I, Robot" by Asimov). Преимущества и недостатки новых изобретений в области техники. Проект "Создай нового робота".

15. Мир возможностей: Путешествие как способ расширить свой кругозор. Известные программы обмена для школьников за рубежом.

16. Твой опыт путешественника: маршрут, транспорт, впечатления. Лондонское метро: история и современность. Проект "Клуб путешественников".

17. Стиль поведения: что такое хорошие манеры? Некоторые особенности поведения в разных странах. Вызывающее и невежливое поведение в обществе. Проект "Соглашение по правилам поведения".

18. Как вести себя в незнакомом окружении? Некоторые особенности поведения англичан. Что может удивить иностранца в публичном поведении россиян? "Small talk" и его особенности. Стратегии самостоятельной учебной работы.

19. Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры (на примере высказываний, интервью и художественных текстов). Основные правила вежливости. Заметки для путешественника, посещающего другую страну. Проект "В семье за рубежом".

Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование составлено на основе Книги для учителя, входящей в состав УМК под редакцией М.З. Биболетовой.

VI. Материально-техническое и учебно – методическое обеспечение

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.УМК под редакцией М.З. Биболетовой:

  • Книга для учащихся.
  • Книга для учителя.
  • Рабочая тетрадь№1.
  • Рабочая тетрадь№2 «Контрольные работы».
  • Аудиоприложение (аудиокассеты, CD, MP3).
  • Образовательные диски.

4.Компьютер.

7.Дидактический материал: тематические таблицы, грамматические таблицы, альбомы.

8.Англо-русские словари, русско-английские словари, словари фразеологических оборотов.

      9.Авторская программа «Enjoy English» (10 класс) М.З. Биболетова, Е.Е. Бабушис.

Список литературы (основной и дополнительный):

  1. Информационные системы [Электронный ресурс]: Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Профильный уровень: http://edu.of.ru/attach/17/8475.doc- Загл. с экрана.
  2. Информационные системы [Электронный ресурс]: Английский язык: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37221- Загл. с экрана.
  3. Информационные системы [Электронный ресурс]: Путинцева Т.В. Программа курса    профессиональной подготовки "Деловой иностранный язык": http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13193- Загл. с экрана.
  4. Информационные системы [Электронный ресурс]: Томасова Р.Б. Спецкурс "Анализ художественного текста на английском языке" в системе непрерывного образования "школа – вуз":http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13193- Загл. с экрана.
  5. Информационные системы [Электронный ресурс]: Толкачева Н.Р. Программа спецкурса "Современный английский язык для делового обучения в 10-м профильном классе"http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13193- Загл. с экрана.



Предварительный просмотр:

V. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 АБВ

№п/п

Наименование раздела программы, тема урока

 

        Дата

  Вид контроля

По плану

По факту

 

I. Новая школа - новые ожидания и тревоги.

С 4.09 –по 9.09

Новая школа - новые ожидания и тревоги.

Некоторые особенности школьного образования в США и Великобритании.

Школа вчера (на примере школ Древней Греции).

Школа сегодня (на примере школ Великобритании).

 

С 11.09 –по 16.09

Советы школьного психолога: как эффективно организовать время.

Проект «Что я ожидаю от школы».

Тематический

II. Дискуссия о школьной форме.

Школьная одежда в Британии.

С 18.09 –по 23.09

Школьное обозрение: дискуссия о школьной одежде.

Диалогическое общение: является ли форма проявлением дискриминации молодёжи.

Имидж молодого человека как проявление его внутреннего мира.

С 25.09 –по 30.09

Мнения о моде.

Текущий

III. Спорт в жизни подростка.

Популярные и экстремальные виды спорта.

Новые виды спортивных соревнований.

Безопасность при занятиях спортом.  

С 2.10 –по 7.10

  Спортивные занятия в школе, их организация.

Олимпийские игры.

Спортивная честь и сила характера.

С 9.10 –по 14.10

IV. Молодёжь в современном мире.

Досуг молодёжи (музыкальные предпочтения, популярные солисты и группы).

 Письмо в молодёжный журнал.

Текущий

Музыка в культуре разных стран.

С 16.10 –по 21.10

Проект «Гимн поколения».

Тематический

V.Повседневная жизнь подростка.

Отношения с друзьями.

Пишем статью (советы взрослых и личное мнение).

С 23.10 –по 28.10

Как управлять своим временем. Progress check. 

Тематический

Мини-проект «Выиграй время».

Тематический

VI. История моей семьи.

Связь поколений.

С 7.11 –по 9.11

Семейная гостиная.

Из жизни близнецов» (отрывок из книги).

Родные / Сводные братья и сёстры.    

С 13.11 –по 18.11

Бывает ли детям неловко за их родителей.

Мини-проект «Истории из прошлого».

Тематический

VII.Большие и маленькие семьи.

Что делает семью счастливой.

С 20.11 –по 25.11

Полезны ли семейные ссоры?  

 Как родители относятся к моим друзьям.

Несогласие в семье.

С 27.11 –по 30.11

Аналитическое чтение тематического текста.

Текущий

Проект: «Кто выбирает друзей для подростка: родители или он сам».

Тематический

VIII. Памятная семейная дата.

Семейные торжества.

С 4.12 –по 9.12

  Космическая свадьба.

  Семейные даты.  

IX.Культурные особенности стран изучаемого языка.

День благодарения.

С 11.12 –по 16.12

«Памятный день в моей семье».

Составление диалога по теме: «Памятный день в моей семье».

Текущий

X.Резервные часы: модальные глаголы, система времён, придаточные условия.

Самоконтроль. Progress check.

С 18.12 –по 23.12

Итоговый

Модальные глаголы.

Придаточные условия (условные I типа).

  Придаточные условия (условные II типа).

С 25.12 –по 28.12

  Придаточные условия (условные III типа).

Система времён.

XI.Что такое цивилизация?

Что такое цивилизация?

11.01

Как археологические открытия помогают узнать историю Земли.

С 15.01 –по 20.01

Древнейшие цивилизации (Майя), развитие и причины упадка.

Прогресс и цивилизация.

Текущий

Древние цивилизации и археологические открытия.

С 22.01 –по 27.01

Контроль тематической лексики.

Тематический

Подготовка к проекту.

  «Открываем прошлые цивилизации»

С 29.01 –по 2.02

Тематический

 XII.Влияние изобретений на развитие человечества.

Влияние изобретений на развитие человечества.

Высокие технологии как часть нашей жизни.

Может ли современный человек обойтись без компьютера?

С 5.02 –по 10.02

Текущий

«Прогресс и развитие».

«Прогресс и развитие».

XIII.Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом.

Нравственный  аспект технического прогресса.

С 12.02 –по 17.02

Приз для прославивших человеческий дух.

Текущий

Интернациональные слова и тематические выражения.

Жорес Алфёров – лауреат приза Киото.

С 19.02 –по 24.02

Подготовка к проекту (план).  «Предложим новый приз».

Защита проекта «Предложим новый приз»

Тематический

XIV. Рукотворные чудеса света.

Всемирно известные сооружения XX века.

С 26.02 –по 2.03

Составление тематических диалогов.

«Местное рукотворное  чудо».    

Текущий

Самоконтроль. Progress check.

С 5.03 –по 7.03

Тематический

XV. Перспективы технического прогресса.

Роботы будущего.

 

«Создай нового робота».  

С 12.03 –по 17.03

Текущий

XVI. Резервные часы: модальные глаголы, степени сравнения прилагательных, придаточные условия, инфинитив и герундий.

Модальные глаголы для выражения степени вероятности события в прошлом.

Степени сравнения прилагательных.

Смешанные условные.

С 19.03 –по 21.03

Словообразование.

  Инфинитив и герундий.

XVII.Мир возможностей.

Путешествие как способ расширить свой кругозор.

Текущий

Известные программы обмена для школьников за рубежом.

Интернет о программах обмена.  

Преимущества и недостатки программ по обмену.

XVIII.Твой опыт путешественника.

Маршрут, транспорт, впечатления.

С 2.04 –по 6.04

Маршрут, транспорт, впечатления.

Лондонское метро: история.

Лондонское метро: современность.

С 9.04 –по 13.04

Описание тематических картинок.

Текущий

 «Клуб путешественников».

«Твой опыт путешественника».

С 16.04 –по 20.04

Тематический

XIX.Стиль поведения: что такое хорошие манеры?

Некоторые особенности поведения в разных странах.

Вызывающее и невежливое поведение в обществе.

«Соглашение по правилам поведения».

С 23.04 –по 27.04

Тематический

Поведение в общественных местах.

XX.Как вести себя в незнакомом окружении?

Некоторые особенности поведения англичан и россиян.

Выражение: «Молчание – золото!» и его особенности.

С 7.05 –по 11.05

XXI.Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений.

Культурный шок восприятия нами непонятных явлений другой культуры.

Основные правила вежливости.

Тематический

  Заметки для путешественника, посещающего другую страну.

С 14.05 –по 18.05

Чтение отрывка из художественного произведения. «В семье за рубежом»

XXII Резервные часы: грамматические конструкции для выражения запрета, связывающие слова, употребление предлогов.

Самоконтроль. Progress check.

Итоговый

Грамматические конструкции для выражения предпочтений, целей.

С 21.05 –по 25.05

Грамматические конструкции для выражения запрета

Употребление предлогов.

Союзные и вводные слова.

С 28.05 –по 31.05

 Вводные выражения.

 



Предварительный просмотр:

          IV. Тематическое планирование

Наименование разделов или тем

Количество часов

1.

Новая школа - новые ожидания и тревоги.

      6

2.

Дискуссия о школьной форме.

   5

3.

Спорт в жизни подростка.

   5

4.

Молодёжь в современном мире.

   4

5.

Повседневная жизнь подростка.

   4

6.

История моей семьи.

   6

7.

Большие и маленькие семьи.

   6

8.

Памятная семейная дата.

   3

9.

Культурные особенности стран изучаемого языка.

   3

10.

Резервные часы: модальные глаголы, система времён, придаточные условия.

   6

11.

Что такое цивилизация?

   8

12.

Влияние изобретений на развитие человечества.

   5

13.

Влияние человека на окружающую его среду и жизнь планеты в целом.

   6

14.

Рукотворные чудеса света.

   4

15.

Перспективы технического прогресса.

       2

16.

Резервные часы: модальные глаголы, степени сравнения прилагательных, придаточные условия, инфинитив и герундий.

       5

17.

Мир возможностей.

       4

18.

Твой опыт путешественника.

       7

19.

Стиль поведения: что такое хорошие манеры?

       3

20.

Как вести себя в незнакомом окружении?

       2

21.

Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений.

       4

22.

Резервные часы: грамматические конструкции для выражения запрета, связывающие слова, употребление предлогов.

       7

Итого

     105

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку 9 класс к УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ» 9класс. На 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе:  Федерального компонента государственного стандарта;Федерального базисного плана;Примерной программы к УМК О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой «Новый курс ...

Рабочая программа по английскому языку 2 класс по ФГОС к УМК "Английский язык" В. П. Кузовлев

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по английскому языку 5 класс для школ с углублённым изучением английского языка по учебнику Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В.

Рабочая программа по английскому языку 5 класс для школ с углублённым изучением английского языка по учебнику Верещагиной И. Н., Афанасьевой О.В. составлена на основе программы под редакцией Афанасьев...

Рабочая программа по английскому языку 6 класс к УМК "Английский в фокусе 6 класс" Ю.Е. Ваулина, В. Эванс и др.

Рабочая программа по иностранному языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ...

Рабочая программа по английскому языку 8 класс к УМК "Английский в фокусе 8 класс" Ю.Е. Ваулина, В. Эванс и др.

Рабочая программа по иностранному языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программ...

Рабочая программа по английскому языку 9 класс к УМК "Английский язык" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева

рабочая программа по английскому языку 9 класс к УМК "Английский язык" О.В. Афанасьева, И.В. Михеева....

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...