НПК воспитательный аспект
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Бусыгина Юлия Александровна

Научная рабата на тему "Воспитательный аспект на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_po_vospitaniyu_na_angl_yaz.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя образовательная школа №11»

«Воспитательный аспект на уроках иностранного языка»

Работу выполнила: Бусыгина Ю.А.

учитель английского языка

Ангарск

2017

Содержание

Введение

Глава I. Общие сведения понятия «Воспитание»

  1. Понятие «Воспитание»
  2. Цели воспитания
  3. Особенности взаимосвязи обучения и воспитания

Глава II. Иностранный язык как средство воспитания личности

2.1 Особенности воспитательной функции ИЯ

2.2 Различные подходы к воспитательной задаче на уроках иностранного языка

2.3 Воспитание чувства патриотизма и толерантности посредством изучения иностранного языка

Глава III. Способы развития социально значимых качеств личности

3.1 Воспитательная функция игры на уроке иностранного языка

3.2 Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов воспитания на уроках иностранного языка

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и, в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашёнными принципами гуманизации и демократизации общества признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

Одним из очевидных изменений, произошедших в содержании образования за последнее десятилетие, является повышение роли иностранных языков. Не секрет, что долгое время владение иностранными языками оставалось в нашей стране привилегией специалистов с профильным образованием. Сегодня хорошее знание как минимум одного иностранного языка становится обязательным и престижным атрибутом высшего образования.

Знание мало обогащает человека, так как важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что знание или процесс его приобретения вносит в формирование человека как личности. Поэтому главное достоинство, основная мощь и сила языка заключаются на мой взгляд, именно в его воспитательном аспекте. Отсюда следует, что тема выбранная мной,  необычайно актуальна, так как вопрос воспитания человека ,развития его как личности поднимался со времен существования древних цивилизаций, и теперь в XXI веке не утратил необходимости и важности.

Целью данной работы является доказательство того, что воспитательный аспект (а именно влияние иностранного языка на социально важные качества личности) есть один из самых важнейших компонентов в обучении иностранному языку, что он не отделим от самого процесса обучения иноязычному общению, а составляет с ним единое целое. Объектом исследования являются воспитательные возможности иностранного языка.

Предметом является иностранный язык (урок иностранного языка).

Цель, предмет и объект исследования обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. выявить понятие воспитания в педагогической науке;
  2.  рассмотреть особенности воспитательной роли английского языка;
  3. Изучить различные способы воспитания (а именно развитие социально значимых качеств личности) посредством иностранного языка.

Глава I.Общие сведения понятия «Воспитание»

1.1Понятие «Воспитание»

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию учащихся выступает понятие "воспитание". Категория воспитания - одна из основных в педагогике и педагогической психологии. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению. Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - "питают" своим молоком млекопитающие.

Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. "Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и "усвоение" того, что выработано культурой. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории.Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:

воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

1.2 Цели воспитания

воспитание иностранный язык толерантность

Дискуссионная проблема целей «воспитания», имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.

Ни одно из существующих многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающими. В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов, как:

-воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; -приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности;

- воспитание социально компетентной личности;

-воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности;

-эмансипация, свободное развитие личности;

-формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;

-развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

1.3 Особенности взаимосвязи обучения и воспитания

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучение подразумевается научениенекоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности .

 Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности,соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Глава II. Иностранный язык как средство воспитания

2.1 Особенности воспитательной функции иностранного языка

Иностранный язык занимает особое место в процессе воспитания личности, как члена социума. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и способствует формированию неотъемлемых качеств личности (т.к. толерантность, внимательность, дисциплинированность, эмпатия, ответственность, коммуникабельность и т.д.).

Воспитательный потенциал является неотъемлемой чертой любого урока иностранного языка, цель которого заключена в:

-формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;

-в воспитании культуры общения;

-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, я делаю вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Большинство отечественных и зарубежных методистов, (Е.И.Пассов, С.Ф.Шатилов, Р.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Б.Е.Сахарова) прежде всего, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку, как о главной, основной функции иностранного языка. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении важной задачи развития личности. При коммуникативном подходе обучения ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность обучающегося, их опыт, мировоззрение, учебные и неучебные интересы и склонности, их чувства не остаются в стороне, а учитываются приорганизации общения на занятии. Обучение, осуществляемое в атмосфере доброжелательности, помогает раскрыться разным сторонам личности, дает возможность преодолеть такие психологические барьеры, как скованность, застенчивость, неуверенность в себе. Это позволяет лучше воспринимать иностранный язык как средство общения, но и способствует формирования.

 Так, содержание урока строится не на «прохождении учебных тем», изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, учатся высказывать свое отношение к происходящему; обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Ученик видит, что все общение не только ориентировано на личность, но и строится на уважении к ней. Поскольку проблемы как таковы не имеют однозначного решения, то участники их обсуждения – учитель и ученик - как речевые партнеры равноправны: мнение ученика столь же уважаемо, как и мнение учителя. Свобода выражения этого мнения, уважение к нему, отсутствие навязывания и свободный выбор позиции благотворно сказываются сначала на психологическом климате в целом, а затем и на формировании демократических отношений как социально-важных качеств личности.

 В процессе обучения иностранному языку ученик находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт со своим учителем и одноклассниками. Такое воздействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей и коллектива в целом, способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Этические нормы, которыми пользуются товарищи, учитель, их взгляды, отношение к труду, к учебе, дисциплинированность, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы - все это воспринимается учащимися как общественные нормы, усваивается ими и будет включено в структуру его поведения. Развивая познавательный интерес, в учебном труде закладываютсяосновы заинтересованного отношения обучающегося к будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще.

Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках иностранного есть своя особенность - это обучать общению, которое по своей сути - личностно. Личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Необходимо помнить, что неумелое педагогическое общение затрудняет познавательную деятельность обучающихся, поэтому педагог должен оказывать положительное воздействие на их познавательную деятельность, раскрыть их личностный потенциал.

Воспитание личности предполагает:

1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;

2. формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;

3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);

4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

5. развитие эстетических взглядов;

6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;

7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предметом «иностранный язык». Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует развитию всех указанных выше черт личности. Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения и при этом хорошо используется игра.

2.2 Различные подходы к воспитательной задаче на уроках иностранного языка

Е.Пассов в своей работе «Урок иностранного языка» выделяет так называемый потенциал урока и считает его главной ценностью любого иностранного языка. В чем же заключены, по Пассову, воспитательные возможности нашего урока? По-видимому, в трёх сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов; во-вторых, в методической системе обучения; в-третьих, в личности преподавателя и его поведении. Если вспомнить в связи с этим, какие материалы (тексты, темы, проблемы и т. д.) включены в учебник и используется на уроках. Это рассказы о родине и её истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о беззаветном героизме людей в годы войны, о природе, музыке, экологии….. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна всеми известная особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути - личностно. Ученик не просто рассказывает о чём-то, он высказывает своё мнение, своё отношение к предмету общения. Именно эта личностнаязаостренность, - утверждает Пассов, - и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие.

Но Е.И.Пассов утверждает так же то, что, к сожалению, этот канал используется ещё сравнительно мало. Дело в том, что простое включение в учебник и прочтение текста ещё не даст должного эффекта; нужна ещё и соответствующая интерпретация и соответствующее отношение к нему у преподавателя. Особую роль Пассов отводит в этом вопросе педагогу, как главному образцу для учеников. Пассов утверждает, что очень важно, чтобы ученик на каждом шагу видел и чувствовал влюбленность самого преподавателя в язык, ощущал уважение преподавателя к народу - носителю этого языка. И очень важно здесь, не только то, что говорится, но и то, как это делается. Сам воспитательный потенциал должен быть заложен и в самой системе обучения. Всё зависит от того, на каких принципах эта система основана, какие приемы работы предполагает. Разные системы обучения по-разному развивает интеллектуальные способности учеников. Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач. Это не может не развивать способностей учеников и не воспитывать таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; не развивать волю, мышление, внимательность, воображение, память и т.д. Определяя цели, содержание и средства обучения иностранному языку известный методист С.Ф.Шатилов говорит о том, что цели обучения иностранному языку определяются, прежде всего, общеизвестными запросами, государственными интересами воспитания всесторонне развитого и образованного человека; что цели обучения языку определяют в значительной мере содержание, средства и методы обучения, поэтому категорию целеполагания Шатилов считает одной из ведущих в методике. Шатилов ссылается на новую государственную программу, в которой речь идёт о комплексной реализации практической, воспитательной, образовательной и развивающей цели. Мы говорили о воспитательной цели обучения иностранному языку, поэтому мы рассмотрим позицию С.Ф.Шатилова именно в этом аспекте. Шатилов утверждает что, овладевая иностранным языком, ученики лучше понимают свой родной язык. Именно занятия языком тренируют и развивают память, волю, внимание, трудолюбие; развивает познавательные интересы; расширяют кругозор; знакомит с культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Всё это, несомненно, носит воспитательный и развивающий характер. Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное: изучение иностранного языка формирует ученика как здоровую нравственную личность. Иностранный язык, как было уже сказано, вносит свою лепту в воспитание социально-активной личности; что изучение способствует формированию взглядов на мир ученика, на место человека в природе и в обществе, на характер отношений в сфере, в которой он живет, к самому себе и т.д. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств в личности: патриотизм и гуманизм. При этом осуществляется так же и трудовое воспитание в широком смысле этого слова, т.е. формируется навыки интеллектуального труда.

2.3 Воспитание чувства патриотизма и толерантности посредством иностранного языка

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. Сегодня все большее распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семьи и в образовательные учреждения. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания духе толерантности. Обучение иностранным языкам дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии личности, они выступают как составные элементы мировоззрения личности, отношения к родной стране, другим нациям и народам.

Диалог языков и культур не может быть продуктивным вне уважения культурной идентичности других людей и развитого национального самосознания.

 Для осуществления успешной коммуникации, необходимо сформировать у студентов интерес к культуре и традициям страны изучаемого языка и способность представлять собственную страну и культуру.

Еще несколько десятилетий назад, говоря о культуре при обучении иностранным языкам, имели в виду культуру с большой буквы – литературу, искусство, живопись, архитектуру, музыку, созданную классиками стран изучаемого языка.

Сегодня подход не сколько изменился, культурные рамки при изучении существенно расширились, о чем говорит краткий анализ данного понятия, на базе исследований ведущих зарубежных методистов, лингвистов и психологов, занимающихся проблемой взаимосвязи языка и культуры в процессе овладения иностранным языком.

В настоящее время культуру рассматривают как состоящую из традиционных образов мышления и поведения, включая ценности, верования, правила этикета, экономическую деятельность и т.д., которые передаются от одного поколения к другому в процессе обучения и воспитания и отражены в языке в качестве национальных реалий.

В ходе курсов «Страноведение» и «Краеведение» на иностранном языке учащиеся знакомятся с географическим положением, ландшафтом, особенностью флоры и фауны, населением, хозяйством, культурой и социальной организацией стран изучаемых языков и своей родины. Изучаяданные дисциплины, студенты, получают возможность расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределится – прийти к осознанию себя в качестве культурно-исторических субъектов в спектре культур страны как родного, так и изучаемых языков.

Следует отметить, что курс «Краеведение» рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Знакомство с прошлым, настоящим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию чувства гордости за свою Родину.

Учащиеся всегда с большим энтузиазмом готовят обзорную экскурсию по городу на иностранном языке. В ходе обсуждения проведенной экскурсии они отмечали, что, находясь в качестве экскурсовода на улицах родного города, испытывали чувства волнения и гордости за свой город.

Учащиеся пользуются учебно-методическими комплексами, разработанные Советом Европы. Авторы данных УМК учитывают все современные подходы к изучению иностранных языков. В УМК представлены задания, способствующие развитию таких чувств как патриотизм и толерантность.

Например, знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, сознаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.

В результате происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, ученики выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям.

Иностранный язык является одним из основных инструментов воспитания личностей школьников – будущих граждан России, - воспринимающих себя не только как представителей одной определенной культуры, проживающих в конкретном городе, а в качестве граждан мира, воспринимающих себя в качестве субъектов диалога культур и осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, проходящих как в России, так и в мире в целом.

Глава III. Способы развития социально значимых качеств личности

3.1 Воспитательная роль игры на уроке иностранного языка

Для полноценного воспитательного влияния английского языка необходимо использование игр в учебном процессе. Игра обладает большими обучающими и воспитывающими возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения. Преимущество ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

Ученик включается в ситуацию, хотя и не через свое я, но через я соответствующей роли. Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус "актера", что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении английского языка.

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, поскольку она предполагает участие группы школьников, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг друга, и друг другу помогать. Процесс обучения в этих условиях имеет четко выраженный групповой характер. Такая деятельность оказывает положительное влияние на личность обучаемого, она приобретает подлинно коллективный характер. А ведь это не что иное, как прообраз трудовой деятельности взрослого человека. Школьники, таким образом, готовятся к непростому общению в процессе этой деятельности.

Калимулина О.В. пишет, что в методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации.

Ролевая игра - это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игрявляется разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

3.2 Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов воспитания на уроках иностранного языка

Итак, я выяснила, что иностранный язык может выступать как средство нравственного воспитания учеников на уроках. Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической и художественной литературы. Но, к сожалению, не всегда такая литература вызывает интерес у учеников, зачастую прочитанное не стимулирует их самостоятельную мыслительную деятельность, а бывает подчинено лишь необходимости изучения иностранного языка. Отсюда следует, что необходимо относиться ответственно и требовательно к подбору материала для чтения. Материал должен быть интересным по содержанию, имеющий воспитательное значение, доступный по языку.

Необходимо так же тщательно продумывать, какие формы и приёмы работы следует использовать при организации чтения, что бы привлечь учеников к активному обсуждению прочитанного, к высказыванию своего мнения по затронутому в тексте вопросу, свое отношение к прочитанному. Задумываясь над проблемами, которые возникают при чтении текстов, япришла к выводу, что основополагающим является объем читаемого материала и отбор более эффективных форм и приёмов работы над ними, способствующих развитию познавательной деятельности учеников, имеющих наибольшее воспитательное значение. Исходя из этого, мы считаем, что увеличение объема читаемого и интересная беседа о прочитанном - основные моменты, на которые необходимо обратить внимание преподавателю. Говоря о том, как и какую работу, стоит вести над текстами для чтения, нужно отметить, какой бы прием, какую бы форму при чтении мы не выбирали, они должны быть направлены на формирование навыков чтения, на развитие познавательной и творческой активности ученика. Преподаватель, прежде чем приступить к чтению, задает ученикам ряд вопросов, на которые они должны ответить, прочитав отрывок; или предлагает, например, рассказывать о том, почему им понравился герой, хотели бы они ему подражать и т.д. При этом формируются навыки чтения, умение ориентироваться в тексте. Вместе с тем такое задание имеет яркое выражение воспитательное значение, ученик дает оценку этическим поступкам героя, задумывается над чертами его характера, делает вывод, следует ли подражать герою. Так же очень важна на уроках иностранного языка работа в парах между учениками. В процессе парной работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, ученики привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.

Путь воспитания при чтении - это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения. Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от подуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности ученика. Чтобы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни и работе учеников. Я считаю полезным проведениеконференций и докладов у учеников. Особенно важно, если в беседе о прочитанном обсуждаются важные актуальные проблемы. Таким образом, я вижу, что процесс воспитания - это не специальный особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание формирование личности ученика, его мировоззрением осуществляется непосредственно в процессе обучения, что очень важно.

Существует так же иной способ, воспитания средствами иностранного языка, а именно: использование поэзии на уроках иностранного языка. Это способствует развитию основных коммуникативных умений - чтения, аудирования, говорения, причём последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение.

Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует так же знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, а так же с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого. Специфика поэзии помогает овладеть эмоционально-ценностным опытом общения и, несомненно, воспитывает ученика в нравственном смысле, параллельно расширяя его кругозор.

Заключение

          В заключение данной работы необходимо отметить, что все поставленные во введении задачи решены.

Во-первых, выявлено понятие воспитания. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком смысле, включая в него воздействие на личность в целом и воспитание в узком смысле - как уже выше говорилось, целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Я сумела доказать, что иностранный язык, а точнее сказать, средствами иностранного языка представляется возможным проводить воспитание учеников на уроках, развивать социально значимые качества личности, такие как: толерантность, уважение друг к другу, ответственность, умение сотрудничать. Но в то же время процесс воспитания и процесс обучения иностранному языку неразрывно связаны друг с другом, составляют единое целое и их не следует разделять. Я показала также, как можно прививать неотъемлемые качества личности в процессе обучения также посредством игр, литературы.

Я доказала, что роль иностранного языка в процессе воспитания учеников огромна, что в этом заключена важная сила и мощь иностранного языка. Как известно, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также воспитывают знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Воспитание-проблема современного образования в России/ И.А. Зимняя. - 3-е изд. - М.
  2.  Вишневский Е.И. // Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку. - М., 4/1988
  3. 9. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория/Л.И.Новикова//Педагогика
  4. 10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе/Е.И.Пассов. - М.: Просвещение, 1988
  5. 15. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Г.В.Рогова
  6. Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова. - М.:Просвещение,1991.-287с.
  7. 21. Шатилов С.В. Методика обучения иностранному языку/С.В.Шатилов. - М.: Просвещение, 1996
  8. Методика обучения иностранному языку Москва "Просвещение", 1996г
  9. Рацимор А.Е. // Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка. - М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников

Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...

Воспитательный аспект образовательного процесса, направленный на личностный рост учащегося.

Современные реалии развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизн...

Воспитательный аспект на уроках истории

Материал посвящен воспитательному аспекту на уроках истории и обществознания....

Воспитательные аспекты уроков математики и физики.

Проблема определения приоритетных целей образования является одной из основных в современной педагогике. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглаша...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС (презентация)

Презентация к проведению педагогического совета "Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся."...

Воспитательные аспекты уроков математики.

Вашему вниманию предлагается доклад с презентацией и приложениями по теме духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики....