Главные вкладки

    "Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку»
    статья по английскому языку (11 класс) по теме

    Любимова Марина Арнольдовна

    Выступление на заседании МО иностранных языков. 7 ноября 2017. Модель устной части ЕГЭ по английскому языку и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровней коммуникативной компетенции и решить те проблемы, которые в своё время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние на содержание процесса обучения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lyubimova_vystuplenie_na_mo_ustnaya_chast_ege.docx79.91 КБ

    Предварительный просмотр:

                                    МАОУ «Гимназия (английская)»

    "Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной                    части ЕГЭ по английскому языку»

    Выступление на заседании МО иностранных языков

    7.11.2017

    Учитель английского языка высшей категории

    Любимова М.А.

                                                Магадан - 2017

    27 октября 2017 г. прошел вебинар издательства "Просвещение" "Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку на примере нового пособия «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть», который вел Мишин Андрей Валентинович, сертифицированный эксперт ЕГЭ по английскому языку (разделы «Письмо» и «Говорение»), заместитель директора по научно-экспериментальной и аналитической работе многопрофильной гимназии № 12 города Твери. Им была представлена процедура проведения устной части ЕГЭ по англ.яз, стратегии подготовки к заданиям устной части. Он также представил свое пособие по подготовке к сдаче устной части.

    Андрей Валентинович подчёркивает, что экзамен в обеих частях: и в устной, и в письменной — носит деятельностный характер. Что проверяется на экзамене — не готовые знания, а сформированные навыки и умения читать и понимать устные и письменные тексты, анализировать лексико-грамматические явления, продуцировать собственные устные и письменные высказывания. К этому невозможно специально за год подготовиться — к этому мы начинаем готовиться постепенно, можно сказать с начальной школы.

    Формат ЕГЭ по английскому языку полностью совпадает с теми заданиями деятельностного характера, которые ежеурочно встречаются в нашем УМК STARLIGHT. В данном УМК все предусмотрено авторами: из урока в урок мы выполняем различные речевые упражнения, совершенствуем навыки чтения и аудирования, устной и письменной речи.

    Устная часть экзамена включает  в себя  4 задания со свободно конструируемым ответом:

    1)    задание 1 базового уровня сложности

    чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;

    2)    задание 2 базового уровня сложности

    условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

    3)    задание 3 базового уровня сложности

    создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);

    4)    задание 4 высокого уровня сложности

    создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

    Однако учителям и выпускникам еще многое предстоит сделать, чтобы развивать умения говорения. Попробуем разобрать типичные ошибки, встречающиеся в каждом из четырех заданий, дать советы эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ в 2018 году.

    Задание 1 (оценивается в 1 балл) достаточно часто представляет сложность для выпускников: ребята испытывают  сложность как в чтении отдельных слов, так и в целом в умении прочитать смысловые части предложенных текстов.

    Важно обратить внимание на следующие моменты при обучении чтению вслух:

    • необходимо правильно произносить звуки в словах, не допуская искажения смысла слова:

    [θ] — [s] think — sink                      [w] — [v] wet — vet

    [ɔ:] — [ɜ:] walk — work                   [iː] — [ɪ] heat — hit    

    • правильно произносить все звуки, особенно [ð], [θ], [w], [ŋ], [ɜː];
    • владеть правилами чтения и знать исключения из правил;
    • не оглушать конечные звонкие согласные: place — plays;
    • правильно ставить ударение в многосложных словах: alive, energy;
    • произносить связующее [r];
    • соблюдать фразовое ударение: выделять голосом ударные слова (существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения), не выделять голосом неударные слова (вспомогательные глаголы, модальные глаголы, глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные местоимения), помнить, что в неударных словах гласные звуки редуцируются;
    • правильно расставить паузы, т. е. разделить текст на смысловые группы (отрезки) и прочитать их с правильной интонацией;
    • владеть логическим ударением, т. е. выделять голосом одно из слов предложения (даже неударное слово) для усиления его смысловой нагрузки;
    • правильно оформлять каждое предложение интонационно в соответствии с его коммуникативным типом;
    • соблюдать средний темп чтения: экзаменуемому дается 1,5 минуты, чтобы прочитать текст из 140–180 слов.

    Решение обозначенных выше проблем возможно, если учитель системно уделяет внимание вопросам обучения чтению вслух на своих уроках и факультативах, начиная с начальной школы.

    Можно посоветовать коллегам следующее:

    • выделить время для работы над фонетикой;
    • в качестве домашнего задания предлагать ребятам подготовить из открытого Банка заданий чтение 1–2 абзацев вслух;
    • чаще читать учебные тексты вслух и анализировать ошибки, сочетая фронтальный и/или индивидуальный разбор ответа ученика;
    • внедрить в практику обучения задания на неподготовленное чтение (записывая ответ ребят на диктофон);
    • системно осуществлять контроль фонетического чтения формата ЕГЭ в форме зачёта (объем 150–160 слов).

    Прекрасным подспорьем в работе для учителя могут стать УМК Издательства «Просвещение»  «Звездный английский». Все тексты для чтения, предлагаемые в учебниках, имеют звуковое сопровождение, которое бесплатно выложено на сайте издательства. В ходе работы над данными текстами учитель может порекомендовать ребятам прослушать и отработать технику чтения того или иного учебного текста.

    Задание 2 (оценивается в 5 баллов) вызывает трудность у ребят, которые не могут грамотно, в первую очередь с грамматической точки зрения, задать пять прямых вопросов. В данном задании, как и в последующих, важно понять «правила игры», расставить предварительно акценты, чтобы избежать различных ошибок.

    Можно порекомендовать учащимся следующую схему выполнения данного задания:

    во время подготовки задания:

    • прочитайте инструкцию к заданию;
    • убедитесь, что вы понимаете, о чем именно необходимо спросить в каждом вопросе;
    • решите, какой тип вопроса (общий или специальный) необходимо задать в каждом случае;
    • сформулируйте вопросы, соблюдая порядок слов, характерный для каждого типа вопроса;
    • помните, что время подготовки задания ограничено 1,5 минутами.

    во время выполнения задания:

    • формулируйте вопросы, обращая внимание на порядок слов в вопросительном предложении;
    • произносите вопросительные предложения с правильной интонацией;
    • используйте разнообразную лексику, соответствующую предлагаемой ситуации;
    • помните, у вас есть 20 секунд, чтобы задать каждый вопрос.

    При обучении можно рекомендовать задание, которое поможет избежать однотипные вопросы и ликвидировать типичные ошибки:

    Соотнесите части А и В (в некоторых случаях возможны несколько ответов).

    A

    B

    Distance

    How long….?

    Duration

    How much does it cost?

    Price

    What is the price?

    How far is the ……?

     

    Задание 3 (оценивается в 7 баллов) вызывает интерес у ребят. Многие выпускники показывают хорошие знания и умения при описании фотографий.

     Хочется предложить учителям и ребятам следующую схему-памятку успешного выполнения задания 3:

    Внимательно прочитайте инструкцию и задание. Выберите одну фотографию. У вас есть 1,5 минуты, чтобы подумать и начать ответ. Говорите в течение всего времени, которое вам отводится. На выполнение задания вам даётся 2 минуты. Логично выстраивайте свой ответ, используя фразы, соответствующие теме. Используйте вступительные и заключительные фразы. Правильно используйте средства логической связи.

    Не следует:

    Отвлекаться и волноваться, если не знаете каких-то слов, описывать все объекты на фотографии, использовать фразы, которые не соответствуют теме.

     

    План ответа при описании фотографии теперь выглядит следующим образом:

    In your talk remember to speak about:

    • where and when the photo was taken;
    • what/who is in the photo;
    • what is happening;
    • why you keep the photo in your album;
    • why you decided to show the picture to your friend.

    Какие фразы можно предложить учащимся при описании фотографий новой опции задания?

    I keep this photo in my album because

    •  I think it is the best picture I’ve ever taken in my life.
    •  this place is breathtaking, every time I look at it, I think of the most beautiful moment(s) in my life.

     Задание 4 (оценивается в 7 баллов) — задание высокого уровня сложности: выпускнику необходимо было создать монологическое тематическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

    Типичные ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении задания 4:

    • не сравнивают, а просто описывают сюжет двух картинок;
    • вместо краткого описания фотографий дают подробное описание;
    • не выделяют общие и отличительные характеристики фотографий;
    • дают по одной фразе на каждый пункт плана;
    • не выражают свое отношение к картинкам;
    • не формулируют вступительную и заключительную фразы;
    • допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки в ответе.

    Важно понимать, что это единственное задание высокого уровня сложности в устной части экзамена. Поэтому требования к высказыванию значительно возрастают: предложения должны быть разнообразными по структуре, экзаменуемый должен продемонстрировать хороший темп речи, умение продуцировать грамотное и связное монологическое высказывание.

    Следует придумать типичные фразы и предложения для вступления и заключения, а также продумать логические переходы при описании фотографий (слова-связки, союзы, устойчивые выражения); очень полезна будет запись рассказа учащегося на диктофон.

    В помощь учителям и ребятам мы совместно с издательством «Просвещение» подготовили специальное пособие «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть». Цель данного пособия — помочь учащимся ознакомиться с содержательной и организационно-технологической сторонами раздела «Говорение» и выработать стратегии для успешной сдачи устной части Единого государственного экзамена.

    Пособие содержит 5 вариантов для подготовки к устной части экзамена, первый из которых подробно разбирается и комментируется автором. В основной части пособия учащиеся смогут получить советы по подготовке к каждому из четырёх заданий экзамена, найти и выучить стандартные фразы устного высказывания, а также разобраться с критериями оценки ответов. Во второй части книги представлен полезный справочный материал.

    Для пособия разработано электронное приложение-тренажёр, которое можно найти в электронном каталоге на интернет-сайте http://www.catalog.prosv.ru, бесплатно скачать и установить при помощи индивидуального серийного ключа, который указан на карточке внутри данного пособия.

    http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/books_covers/c150/1014500868.jpg

    Пособие призвано помочь учащимся 10 и 11 классов ознакомиться с содержательной и организационно-технологической сторонами устной части Единого государственного экзамена и выработать стратегии для его успешной сдачи.
    Пособие содержит 5 вариантов для подготовки к устной части экзамена, первый из которых подробно разбирается и комментируется автором. В первой части пособия учащиеся смогут получить советы по подготовке к каждому из четырёх заданий экзамена, найти и выучить типичные фразы устного высказывания, а также разобраться с критериями оценки ответов. Во второй части пособия представлен полезный 
    справочный материал.
    Для пособия разработана электронная программа-тренажёр, которая позволит послушать образцы правильных ответов, записать собственный вариант и прослушать сделанную запись. Её можно найти в электронном каталоге на интернет-сайте издательства, бесплатно скачать и установить при помощи индивидуального кода доступа, который указан на карточке внутри данного издания.
    Подробнее: 
    https://www.labirint.ru/books/477932/

      В заключении хочется отметить, что модель устной части ЕГЭ по английскому языку и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровней коммуникативной компетенции и решить те проблемы, которые в своё время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние на содержание процесса обучения. 


    http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/books_covers/c150/1014520875.jpg

    Учебное пособие содержит 160 тренировочных упражнений для подготовки к устной части единого государственного экзамена по английскому языку (ЕГЭ). Все упражнения по формату и уровню сложности соответствуют реальному экзамену и могут использоваться для подготовки к ЕГЭ в 10 и 11 классах. Все тексты задания 1 озвучены, аудиозапись учащиеся могут использовать для самопроверки.


    http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/books_covers/c150/1014583403.jpg

    ГЛАВНЫЙ совет ребятам — экзамен по английскому языку в форме и по материалам ЕГЭ не требует специальной подготовки: вам надо просто ежедневно честно и серьезно заниматься английским языком в школе и дома — слушать и читать тексты, описывать фотографии и составлять различные письменные и устные высказывания, делая акцент на рассуждении, сравнении и высказывании своей точки зрения.

    Учителям важно детально рассмотреть с выпускниками демоверсию экзамена с сайта fipi.ru, тщательно проработать первый вариант пособия, чтобы сформировать устойчивый навык для успешной сдачи экзамена.

    Экзамен по английскому языку носит ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, это значит, что вам просто необходимо ежедневно заниматься практикой языка. Конечно, важно разобраться и выучить основные правила, но главное научиться их применять.

    Литература и используемые материалы:

    Английский язык. ЕГЭ. Устная часть. Мишин А.В.

    2-е изд., перераб. - М.: 2016. - 36 с.

    http://www.alleng.ru/d_images/engl/851_small.jpg

    Вебинар «Просвещение» 27 октября 2017. Мишин Андрей Валентинович
    «Эффективные приемы подготовки выпускников школ к успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку (устная часть) с пособиями Просвещения серии «Готовимся  к ЕГЭ»»

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карточка для подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку

    Данная карточка сделана для вебинара «Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку с новым пособием издательства «Просвещение» «Английский язык....

    Карточка для подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку.

    Материал для подготовки к ЕГЭ по английскому языку (раздел "Говорение") взят из учебника "Countdown to First Certificate" , M.Duckworth & K.Gude, - Oxford)...

    Задания для развития устной речи учащихся при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку

    Данная презентация расчитана на развитие устеной речи учащихся 9-11 классов. Рекомендовано использовать или в качестве речевой зарядки в начале урока(только отдельные задания на описание ситуации...

    Презетация "Подготовка к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку

    Данный материал поможет вам подготовить ваших учащихся к сдаче устной части экзамена....

    Интерактивный тренажер для подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку

    Данный тренажер предназначен для эффективной подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку...