Некоторые приемы подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку (из опыта работы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (9 класс)

В статье освещаются все задания устной части ОГЭ и особенности их выполнения. Автор делится советом,как успешно подготовиться к экзамену, прккомендуя разные виды работ и различные цифровые ресурсы. Данная статья может быть полезна не только учителям, готовившим школьников к итоговой аттестаии, но и самим ученикам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые приемы подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ по английскому языку (из опыта работы)

                                                                       Волкова И. Ф.,

учитель английского языка МАОУ СОШ №9 г.Холмск

Одной из форм аттестации в 9 классе является основной государственный экзамен (ОГЭ) по английскому языку. Отличительной чертой данного экзамена является наличие устной части, в которой учащемуся предлагается прочитать текст, поучаствовать в диалоге-расспросе и составить монологическое высказывание на заданную тему.

Устная часть ОГЭ по английскому языку сдаётся в отдельный день в аудитории, оборудованной компьютерами. Учащиеся записывают свои ответы на электронный носитель при помощи наушников и микрофона. Во время экзамена запрещается пользоваться черновиками и записывать какую-либо информацию. Запись ответа отсылается экспертам на проверку. Общее время устного экзамена составляет 15 минут, в которое уже включены все паузы и время на подготовку.

В ОГЭ по английскому самой сложной считается устная часть или говорение. В ней проверяют:

  • навык произношения, знание правил чтения;
  • коммуникативные навыки - способность понимать и передавать простую информацию без подготовки в диалоге;
  • навык выражать свои мысли развернуто, используя широкий словарный запас и разнообразные обороты английского языка.

Подготовку учащихся к устной части начинаем с ознакомления с форматом работы, структурой заданий и критериев оценки. А потом уже переходим к практическим заданиям.

Во время подготовки к экзамену я рекомендую детям вести папку-портфолио, куда учащиеся складывают теоретический материал, «читательский дневник», письма и т.д.

Первым заданием в устной части является  чтение текста . Для учащихся с хорошей подготовкой, не составит никакого труда, прочитать правильно текст. Но как показывает практика, многие учащиеся допускают ошибки при чтении и не получают максимальные два балла. Ошибки, которые чаще всего допускаются детьми (на слайде), связаны с подменой звуков, неправильным произношением специфических звуков, неправильной постановкой ударения в словах, подменой слов (чаще всего служебных), неправильной интонацией и расстановкой логических пауз и ударений в предложении, неправильным произношением числительных и имен собственных.

Для отработки навыков произношения и правильного чтения, я бы порекомендовала следующие пособия:.

Для отработки данных навыков считаю целесообразные следующие виды работ с учащимися:

-повторить фонетические правила(типы слогов, сочетания букв, непроизносимые согласные и гласные буквы в середине слова и в конце слова). Совет учащимся: если встретилось незнакомое слово, то читать его надо по аналогии с тем, которое знаешь.

-уделить особое внимание числительным (например, разница таких числительных, как 13 и 30, даты, годы, five millioN people , с(числовые диктанты, When…?)

- имена собственные (некоторые географические названия, названия планет, национальностей…)

Для отработки навыков правильного чтения можно использовать сайты , Программы для озвучки где есть тексты с озвучкой, например https://listenaminute.com/ , аудиозаписи к заданиям учебника тоже могут быть хорошим подспорьем. Ученики могут сверить свое прочтение с образцом.

Кроме этого действенной формой работы является ведение индивидуального читательского дневника, куда учащиеся выписывают незнакомые для себя слова с транскрипцией те слова, в которых допускают ошибки.

Задание 2 в устной части ОГЭ по английскому языку- это диалог-расспрос. При подготовке учащихся к этому заданию следует обратить внимание учащихся на то, что ответ засчитывается только тогда, когда он отвечает на вопрос и является распространённым  предложением. Ошибки, не мешающие пониманию, не влияют на оценки. Главное- понять вопрос и сформулировать ответ.

В первую очередь надо убедиться, что ребенок различает вопросы, не путает вопросительные слова. ( часто путают How often/How much time a week, What do you like/What would you like?) . Надо напомнить детям, что в вопросе уже содержится лексика, необходимая нам для ответа, а так же строим ответ опираясь на грамматическую основу вопроса.  

Для этого следует выполнять ряд подготовительных упражнений: сопоставить вопросы и ответы, поставить слова в правильном порядке (are there? There are, have you been? I have been…), ответить на вопросы, составить самим вопросы на определенную тему. Можно задать такое задание: слушать задание с ФИПИ и записывать вопросы, а затем на них отвечать. Для подготовки к этому заданию хорошо подходит парная работа.

Чтобы сделать процесс подготовки более интересным и эффективным, можно использовать различные Интернет-ресурсы, например twinkl…wordwall (Колесо фортуны, карты). Можно сделать самим распечатать вопросы  и сделать раздаточные карточки с разными вопросами по теме или вразброс.

Задание3. Тематическое монологическое высказывание.

Участнику экзамена предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на предложенный в задании план.

Тематика заданий отражена «Кодификаторе элементов содержания», поэтому необходимо научить учащихся говорить на заданные темы. Это реально.

Исходя из критериев, по которым оценивают монолог, делаем вывод, что нужно научить ребенка следующему:

-. Важно научиться говорить на заданные темы в рамках основной лексики и грамматики спонтанно, без подготовки.

-Знать структура связного монологического высказывания (вступление-основная часть-заключение), использование слов и фраз-связок.

-Для грамотного ответа надо определиться с объемом грамматического материала ,который может понадобиться при ответе. Чаще всего понадобится знание употребления грамматических форм Present Simple , Past Simple.

Для пополнения словарного запаса на определенные темы рекомендуется читать тексты определенной тематике. Есть уже готовый список слов из ФИПИ, разбитый по темам. Можно предложить ученикам учить эти слова на определенную тему и подобрать из банка заданий ФИПИ задания на эту же тематику. Все задания из банка можно самостоятельно предварительно разделить на тематические группы. Обязательное условие- использование новых слов.

 Для активизации  лексики предлагаю давать детям для разбора  тематические тексты. Учащиеся читают и составляют опорные схемы (mind map) , выписывая наиболее важные и необходимые для рассказа фразы. Для пополнения словарного запаса пособие English for Everyone

При подготовке рекомендую начать включать лексику в предложения, например,  в качестве разминки можно описывать тематические картинки (Например The boy is reading  a book. His favourite genre is detective stories. He likes reading  because reading helps develop his imagination.  He spends two hours a day on reading . He usually borrow books in the library.

Для этих же целей использовать на занятиях речевые пятиминутки «Talk for a minute about…».. Определяется количество предложений или время за которое ребенок должен уложиться.

Заучивание текстов при подготовке может сыграть учащемуся злую шутку- ученик может увлечься текстом, увидев знакомую тему, и не раскрыть те вопросы, которые на самом деле идут в задании.

Постепенно переходим к формату монологического высказывания  по плану. Все пункты плана должны быть раскрыты. Определяем ,что если ответ должен быть не менее 12 предложений и в плане у нас 4 обязательных пункта плюс вступление и заключение, то можно рассчитать приблизительно сколько предложений должно быть в каждом пункте. Засекать таймер, чтобы определить сколько предложений фраз приблизительно «войдет» в ваше сообщение, чтобы интуитивно определять, у всех разная скорость.

Для построения связного, логически правильно монологического высказывания выполняем с ребятами ряд подготовительных упражнений:

-распределить фразы и выражения в соответствующую графу (вступительные фразы, фразы в развитии темы, заключительные фразы)

-ответить сначала на каждый пункт задания, а затем уже собрать все в единый текст, используя слова и фразы-связки.

-дополнить текст фразами-связками

-отдельно уделить внимание умению выражать свое отношение и мнение к разным явлениям и проблемам «What is your attitude to? What do you think about? What is your opinion on the topic?)

-можно использовать уже готовые шаблоны ответов, они есть в сети интернет, можно подобрать для себя универсальный. Взять за правило каждый пункт начинать со связки.

Для  подготовки к заданиям устной части ОГЭ  очень полезно использовать диктофон: записывать свой ответ, затем прослушивать и анализировать. В связи с нехваткой времени, не всегда дети могут прийти на консультацию, я практикую дистанционную форму выполнения задания, когда ученики записывают свой ответ и отсылают в мессенджере. Оценку работе   я  могу дать, так же ответив звуковым сообщением. В интернете можно найти сайты-тренажёры, на которых учащиеся могут самостоятельно выполнять задания в формате максимально приближенному к экзаменационному.

 Сайт-тренажеры

https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/oge/task/1/15

https://english-study-cafe.ru/index.php/students/exam/135-ekzameny-uchashchimsya-ege/1385-demo23-trenazher


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по французскому языку

Методическая разработка поможет учащимся 9-11-х классов подготовиться к сдаче устной части ОГЭ и ЕГЭ по французскому языку...

Карточка для подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку

Данная карточка сделана для вебинара «Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку с новым пособием издательства «Просвещение» «Английский язык....

Карточка для подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку.

Материал для подготовки к ЕГЭ по английскому языку (раздел "Говорение") взят из учебника "Countdown to First Certificate" , M.Duckworth & K.Gude, - Oxford)...

"Эффективные приёмы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку»

Выступление на заседании МО иностранных языков.  Модель устной части ЕГЭ по английскому языку и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровн...

Подготовка учащихся к сдаче устной части к единому государственному экзамену по иностранному языку.

В сатье раскрываются особенности подготовки к сдаче устной части единого государственного экзамена по иностранному языку, типы заданий, разнообразные упражнения....

Статья "Подготовка учащихся 7-го класса к ВПР по английскому языку (из опыта работы)"

Всероссийская проверочная работа по английскому языку в 7 классе нацелена на определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Основная цель ВПР по английскому языку - выявить урове...