Работа с гиперактивными детьми
методическая разработка по английскому языку на тему

Фомичева Светлана Иосифовна

Работа с гиперактивными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_gip.akt_._detmi_gotovaya_rabota.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные особенности работы с гиперактивными детьми на уроках английского

С каждым годом педагоги все чаще и чаще сталкиваются с присутствием в классе, в учебной группе одного-двух, а то и более учащихся, которые не в состоянии овладеть материалом школьной программы из-за неусидчивости, расторможенности, импульсивности, несобранности, нарушают и тормозят учебный процесс.

Синдром детской гиперактивности и дефицита внимания характеризуется повышенной моторной расторможенностью, импульсивностью, неустойчивостью внимания и влечет как следствие трудности социальной адаптации и школьную неуспеваемость. Неподвижность – неестественное состояние для гиперактивного школьника. Если он перестает двигаться, то он как бы впадает в ступор и теряет способность думать. Если учитель настаивает на том, чтобы он сидел прямо, не ерзал, поставил ноги под парту, ребенок просто «выпадает» из любой учебной деятельности.

Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотонность, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой.

Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает.

Предъявление учебного материала – это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальные системы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивным детям нужны и другие опоры – визуальная, тактильная, двигательная.

Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала приводят тому, что потенциал и возможности ребенка не реализуются, что особенно опасно для гиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны, не явленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.

Гиперактивные дети демонстрируют сильную утомляемость и истощаемость организма (по сравнению со здоровыми сверстниками), что проявляется в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя. Гиперактивные дети показывают нестабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (то пять, то два), во многом результат на уроке зависит от того, каким по счету был урок, после какого урока по расписанию проходил, или как был организован. Неоднократно проводились эксперименты, когда обнаруживались, что из пяти заданий контрольной работы ребенок сделал только три и соответственно был оценен педагогом: детям предоставляли возможность доделать контрольную работу после урока, и оценивали, насколько удалось улучшить результат. В 90 % случаев дети улучшали результат и получали более высокую оценку. Ребята говорили, что не успевают так быстро выполнять все задания, они расстраивались, что не могут показать знания. Через какое-то время происходило привыкание к тому, что получить объективную оценку достижений не представляется возможным. Параметр скорости для педагога оказывается более важным в сравнении с качеством выполнения, но, сколько бы ни старался гиперактивный ребенок, соответствовать этим требованиям ему вряд ли удастся, остается привыкнуть к статусу «неуспешного» и смириться. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется защитная реакция на внешние воздействия [4].

Гиперактивным детям нравятся воспитатели, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому [1].

Одной из первых социальных программ в России является психолого-педагогическая программа «Кенгуру» (г. Казань). Эта программа существует уже не один год и предполагает создание условий для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В соответствии с требованиями данной программы разработана методика обучения английскому языку Валерии Николаевны Мещеряковой «I love English». Данная методика, как ни одна другая, очень гармонично встраивается в общий комплекс мероприятий, удовлетворяет все потребности ребенка в творческом самовыражении [4]. Интересен тот факт, что педагог, работающий по этой методике, одновременно решает несколько задач: обучение иностранному языку, развитие познавательных психических функций (внимание, память, логическое мышление и др.), реализация двигательной потребности ребенка (организованные паузы, рифмовки в движении, стихи с мячом, грамматические рифмовки; разбор домашнего задания, чтение текстов стоя); многоступенчатость заданий (не один листик с десятью заданиями, а десять листиков с одним заданием в каждом); чаще побуждать к диалогу, провоцировать на ответ; инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; предупреждать об окончании каждого этапа работы (например, «заканчиваем»); избегание категорических запретов, плохих оценок, не допускать негативной реакции на работу; оставаться спокойным, искренним и заинтересованным в его успехе [3].

С учетом особенностей психики школьника, целесообразной можно считать следующую структуру занятия английским языком: повторение знакомой детям песни или истории, введение и закрепление нового материала, разучивание рифмовки с новым языковым материалом, подвижная игра [5].

Исходя из особенностей поведения детей младшего школьного возраста с признаками гиперактивности – их склонности к быстрой утомляемости и потере интереса – нужно соблюдать два основных правила при их обучении. Первое – не давать громоздких заданий и инструкций, раздробив сложные задачи на множество маленьких. И второе – каждые семь-десять минут прерываться для того, чтобы в движении, рифмовке или песне активизировать и закрепить пройденный материал. Например:

1. Закрепляем употребление глагола to be в речи: дети встают в кружок, берутся за руки и отвечают на вопрос учителя, в ритм поднимая руки.
Are you happy/clever/healthy? Yes, we are, we are happy и т.д., в зависимости от изучаемой лексики.

2. Игра «Волшебный мешочек». Возможности этой игры весьма вариативны, т.к. на начальном этапе вы можете помещать туда буквы, картинки, слова, конвертики со словами, из которых потом можно сложить предложение. При изучении животных или профессий, дети также стоят в кружке. Учитель начинает, предлагая хором спрашивать каждого ученика по кругу. Держась за руки, дети поднимают и опускают руки в такт вопроса. «What (руки вверх) do you want (руки вниз) to be (руки вверх)?» Ребенок берет из мешочка карточку и в соответствии с картинкой отвечает: I want to be… Аналогично строится игра «What have you got?» по теме «Животные» и «Игрушки».

3. Если следующим этапом урока является выполнение письменных заданий, можно поставить детей с книгами в круг, проговорить хором, а затем по отдельности то, что нужно написать, и предложить: «Let’s write! Вперед к пятерке!» Тем самым вы создаете ситуацию успеха и можете не сомневаться в отличном результате, главное – не давать громоздких заданий и заготовить для сильных учеников дополнительное задание в качестве бонуса.

4. Контроль уровня сформированности орфографических навыков также может проводиться нетрадиционно. Все дети выходят к доске, делятся на две-три группы, в зависимости от количества учащихся., Слабых учеников поставьте вперед, назначив их капитанами команд. Учитель диктует слово, дети начинают писать, если ошибаются, то следующий учащийся исправляет допущенные ошибки. Таким образом мы не только контролируем, но и одновременно формируем (у слабых учащихся), развиваем (у средних), и совершенствуем (у сильных) орфографические навыки у младших школьников. Диктант у доски мотивирует, позволяет сменить вид деятельности и не отнимает много времени. Такая форма работы над орфографическими навыками позволяет значительно сократить количество ошибок в письменной речи.

5.        Следующее упражнение – Найдите 9 частей тела. Can you find Five parts of the body in this word square?

Тема: “BODY”

X

L

Z

A

M

O

U

T

H

E

X

R

X

S

Z

      В

M

Z

H

H

E

A

R

Z

Z

X

A

Z

X

Z

X

М

X

Z

E

Y

E

H

E

A

D

Z

X

Z

F

O

O

      T

Ключ: 1. Head; 2. Foot; 3. Eye; 4. Ear; 5. Mouth.

6.        В каждой строчке находятся слово, которое не соответствует другим по звучанию.

[ai]: time, tiger, nice, night, little, sky, fine.

[au]: house, mouse, around, ground, down, door.

7.Выбери зимние развлечения из данного перечня слов:

Play hockey, ride a bike, make a snowman, play a volleyball, toboggan, play snowballs, swim, ski, tennis, skate.

Данные ежегодной психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Кенгуру» свидетельствуют о том, что дети, которые помимо остальных курсов посещают занятия английского языка «I Love English», по многим показателям превосходят своих сверстников:

Во-первых – и это еще одно из важнейших преимуществ методики Мещеряковой – дети уже в дошкольном возрасте получают опыт самостоятельного выполнения домашних заданий. Курс построен таким образом, что те задания, которые даются на дом – максимально соответствуют возможностям ребенка. Дети практически не замечают, что задания постепенно усложняются. Они приобретают прекрасный опыт ощущения собственного успеха: «Я могу справиться самостоятельно!» «Я сделал это сам!». Безусловно, в подготовке домашних заданий участвуют и родители, но мотивация здесь несколько иная, чем при выполнении, скажем, обычных школьных уроков:

1) родителям самим нравится слушать кассеты – они сами начинают понимать англоязычную речь, даже если изначально не владели ею;

2) они сами получают удовольствие слушая динамичные, веселые песни, которые просто поднимают настроение;

3) для любого родителя счастье - видеть, что его ребенок, который еще только недавно научился говорить на родном языке, самостоятельно справляется с заданиями и у него все получается. Растет самооценка ребенка и самооценка родителей. Поэтому, довольно часто в качестве одного из коррекционных психотерапевтических мероприятий мы рекомендуем детям с заниженной самооценкой и замкнутым ребятам занятия английского языка по методике В. Н. Мещеряковой.

И, во-вторых, последние исследования показали, что обучение по данной методике способствует более высоким показателям по развитию абстрактного мышления. А если учесть, что в большинстве школ преподавание математики идет по программе Л.Г. Петерсон, где именно абстрактное мышление является одним из ключевых, то можно предположить, что обучение по учебным пособиям ”I Love English“ является залогом успешности по математическим дисциплинам.

Таким образом, в рамках психолого-педагогической программы «Кенгуру» методику В.Н. Мещеряковой мы рассматриваем не просто как обучение иностранному языку – это нечто большее – это развитие творческой, эмоционально-волевой сферы, развитие личности – и, если хотите, это своего рода психотерапия.

Список использованной литературы:

  1. Малярчук Н. Как общаться с гипердинамичными детьми. //«Здоровье детей» ИД «Первое сентября». – 2011. – №16
  2. Малярчук Н. Строгая любовь. Школьники с СДГВ. //«Здоровье детей» ИД «Первое сентября». – 2011. – №14
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Работа с «особым» ребенком.// "Школьный психолог" ИД «Первое сентября». – 2000. – №4
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000
  5. Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2010
  6. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. И общая редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер,2001.
  7. Ясюкова Л.А., Пугач В.Н. Оптимизация обучения и развития детей с нарушением внимания и поведения, Ижевск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

Как учить ребенка, который не может усидеть на месте, удержать ручку и смотреть на доску?...

Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе...

Рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми

Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели, учителя. Но гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых,  чу...

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

Данный буклет будет полезен учителям при работе с гиперактивными детьми....

Особенности работы с гиперактивными детьми

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей до...

Особенности работы с гиперактивными детьми.

В статье раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направле...