Рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми
консультация по теме

Саурина Татьяна Петровна

Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели, учителя. Но гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых,  чуткого отношения к себе, т.к. он очень эмоционален и раним. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной  деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определённого результата. Именно в условиях длительной  и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktiv_deti.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка      

логопеда

Рекомендации

родителям  по работе с гиперактивными детьми

 

Симптомы гиперактивности  и импульсивности

 

Г и п е р а к т и в н о с т ь

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6 Часто бывает болтливым

 

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

 

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности ребенка в возрасте до 7 лет начинают вызывать беспокойство окружающих.

 

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

 

      D.   Имеются убедительные сведения о клинически  значимых нарушениях в социальных контактах детей или их школьной успеваемости

 

Критерии  гиперактивности

(схема наблюдений за ребенком)

 Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

 

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.


Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив. 

 

Импульсивность

1. Начинает отвечать, недослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Признаки импульсивности

Импульсивный ребенок

 

  • Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
  • У него часто меняется настроение.
  • Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  • Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  • Обидчив, но не злопамятен.
  • Часто чувствуется, что ему все надоело.
  • Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  • Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  • Нередко отвлекается на занятиях.
  • Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  • Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  • Может нагрубить родителям, воспитателю.
  • Временами кажется, что он переполнен энергией.
  • Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  • Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  • В играх не подчиняется общим правилам.
  • Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  • Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  • Любит организовывать и предводительствовать.
  • Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

 

Правила работы с гиперактивными детьми

 

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6.   Посадить ребенка   во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11.   Поощрять ребенка   сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13.  Оставаться   спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества

 Рекомендации  родителям

  1. Придерживайтесь  позитивной модели. Хвалите его в каждом  случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2.  Избегайте повторений слов   «нет» и «нельзя»
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4.  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его   завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

Данный буклет будет полезен учителям при работе с гиперактивными детьми....

Рекомендации для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми

Методические рекомендации для родителей по организации работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности...

Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми

Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми в школе...

рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

В данном материале даются рекомендации и некоторые приемы работы с гиперактивными детьми....

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ...

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

В наше время почти в каждом классе есть ребенок с признаками гиперактивности и данная рекомендация поможет педагогам понять как работать с такими детьми, что от них нельзя требовати и на что необходим...