Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
материал по психологии

Нпомнящих Татьяна Анатольевна

В наше время почти в каждом классе есть ребенок с признаками гиперактивности и данная рекомендация поможет педагогам понять как работать с такими детьми, что от них нельзя требовати и на что необходимо обрашать внимани...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_sdvg.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.

 СДВГ - синдромом дефицита внимания и гиперактивности

  1. Особенности физиологии:

Гиперактивному ребёнку нужно постоянно двигаться, он под столом, за столом и копошится в сумке или миллион раз поворачивается к своему соседу. Он отвлекается сам и мешает всем окружающим, разговаривает на уроках, крутится, раскачивается, сидит, подложив ноги под попу, а при утомлении его моторная активность повышается еще сильнее. Но это проблема не в воспитании ребенка, а связано с особенностями работы его мозга. Нужно, чтобы в мозг постоянно поступали питательные вещества, а это возможно только при движении. Если гиперактивного ребёнка заставить сидеть спокойно, ему будет сложнее думать.

Поэтому учителям нужно:

- понимать, что  ребенок НЕ ВИНОВАТ, что так работает его мозг;

-  изменить режим урока, обязательно включать каждые 15-20 минут физкультминутки;

- позволить детям двигаться во время урока. Например, если ребёнок утомляется, предложить походить по классу (найти для этого какой-то законный повод!);

- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть  доску, раздать тетради, сходить за водой, т.е. начните доверять ребенку какое-либо полезное дело и обязательно за это хвалите;

- обеспечить ребенку правильное местоположение в классе, так гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, оптимальное место в классе для такого ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

- обеспечить пространство для постоянного движения, т.е. рядом с ребенком должен быть один метр свободного пространства для того, чтобы подвигаться. По-другому он не способен воспринимать знания.

  1. Особенности психики:

Ребёнок может что-то забывать  (дефицит внимания).

Гиперактивным детям трудно сосредотачивать внимание длительное время или выполнять что-либо Неинтересное, их ВСЕ отвлекает. Желательно посадить его ближе к учителю, чтобы было легче сосредоточиться. Если ребёнок отвлёкся, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Или обсудите с ребёнком, как помочь ему не отвлекаться на уроке. Кроме того, гиперактивные дети часто забывают свои вещи. Можно напоминать ребёнку об этом или поощрять, если он не забыл взять свои вещи. Так же гиперактивные дети часто забывают, что им надо сделать. Эффективен метод «напоминалок» — маленьких записок, наклеек на пенале, благодаря которым ребёнок может вспомнить что-то с собой взять, сделать или куда-то сходить.

Гиперактивный ребенок часто импульсивен, ему трудно удержаться и не выкрикнуть ответ, если он его знает. Трудно не вмешаться в процесс, если происходит что-то для него интересное. По сути, такой ребёнок не может долго ждать, пришла мысль и сразу он ее воплощает, а потом осознает последствия и страдает...

Дети с СДВГ эмоциональны. Они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники, гиперактивные дети очень общительны и любят поговорить, стремятся быть в центре внимания окружающих.

Поэтому учитель должен помогать:

- сосредотачивать внимание, ласково, твердо и тактично, НЕ УНИЖАЯ ребенка;

- гасить импульсивность. Например, через введение специальные таблички, на которых дети могут писать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. Или придумать поощрение, если он сдержался и не перебил одноклассника.

- ребёнку налаживать отношения с одноклассниками. Например, учитель может вмешаться в игру и помочь правильно распределить роли.

 

  1. Особенности поведения:

Ребёнок всегда что-нибудь делает не так. Шумит, бегает, громко и много разговаривает, не понимает границ (его нужно учить, где заканчивается его территория и начинается чужая) и утомляет окружающих. Не стоит требовать от ребенка дисциплины, в силу своих физиологических особенностей поддерживать ее он не сможет. Попробуйте понять, какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Иначе придётся непрерывно делать ребёнку замечания. Он начнёт игнорировать всё, что вы ему говорите, и у него упадёт самооценка. Наказания, чаще всего, бесполезны, они усиливают «плохость» ребенка. А с таким чувством сложно следовать иному сценарию. Плохой, значит, и буду плохим.

Ребенок с СДВГ очень уязвим и эмоционален, так устроена его нервная система. А если еще много негативного опыта и отвержения переживал ребенок, тогда уязвимость трансформируется в агрессию; агрессивность проявляется тем ярче, чем сильнее его не понимают и не принимают в детском коллективе. Ребёнок с СДВГ нуждается в принятии, так он научается принимать других. Часто такие дети чувствуют ополчение детского коллектива против них, и защищаются, как умеют, достаточно импульсивно и агрессивно. Могут защищаться, даже тогда, когда и не трогают ребенка, просто ему страшно, а вдруг сделают больно, обзовут или не примут в игру.

Учителю необходимо:

- быть избирательным, т.е. обращать внимание только на то поведение, которое он хотел бы исправить;

- работать с ребенком только через поощрения!!! Выработать систему поощрения вместе с родителями (за старание, за поведение). Наказания не помогают, только подкрепляют негативное поведение;

- предоставить ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

- помнить, что его оценка для такого ребенка очень важна, никогда не вешайте ярлык на ребенка. Наблюдайте, что вы говорите и как вы говорите. От этого зависит как доверие ребенка к вам, так и  его самооценка;

- объяснить (очень корректно и аккуратно, на доступном для детей языке и без ярлыков «больной»…) детям в классе, как работает мозг такого ребенка, что он не может усидеть на месте, что его внимание рассеянно, но такие дети могут быть ВЕЛИКИМИ учеными. Сделать одноклассников такого ребенка сотрудниками в помощи такому ребенку и обязательно ХВАЛИТЬ их за это!

  1. Особенности восприятия и усвоение знаний гиперактивным ребенком.

Ребёнок быстро устаёт от рутины. Ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже в них разобрался. Например, учителю не стоит требовать выполнения все примеры, если ребёнок усвоил тему. В случае СДВГ повторение никак не влияет на качество усвоения материала. Дети с СДВГ часто не очень аккуратно оформляют домашние работы, а в их тетрадях много исправлений, помарок. Они боятся больших объёмов. Если такому ребёнку сразу дать 20 примеров, он испугается. Но если ребёнку дать те же 20 примеров на отдельных карточках 5 раз по 4 примера — он сделает все и гораздо быстрее. Хорошо если такие дети могли бы во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, и это никак не влияет на качество восприятия информации на уроке.

Поэтому учитель должен понимать, что:

- такой ребенок способен и может учиться хорошо, с интеллектом у него все прекрасно, но  требовать высоких оценок не нужно, для него – это невозможно;

- если ребенку интересно в какой-то области — в ней он может быть гением;

- используйте на уроке элементы игры и соревнования;

- стройте процесс обучения на положительных эмоция;

- учителям стоит смотреть на содержание работы, а не на оформление;

- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое;

- творчество в любом проявление (рисование, лепит, создавать из Лего…) успокаивает их;

- без доверительного контакта такие дети не слышат учителя.

  1. Родители гиперактианого ребенка:

Поддерживайте родителя. Всегда помните, что родители такого ребенка являются хорошими родителями, они не ВИНОВАТЫ в поведение своего ребенка. Не выговаривайте родителям о том, что они плохо воспитали ребенка, не рассуждайте насколько плох их ребенок, так как сегодня он снова нарушил дисциплину, испортил то или другое, обидел или подрался с одноклассником. Сделайте родителей своими союзниками, вначале рассказывайте  все самое хорошее о ребенке, а потом лишь обратить внимание на уязвимые зоны. Родитель это оценит и будет искренне вам признателен

 В вашем классе может быть только один ребенок с СДВГ, ни в коем случае ни два и ни три.

Непомнящая Т.А., педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком.

В данной методической разработке предоставлены в большей степени практические материалы, направленные на выявление и дальнейшее составление индивидуальной программы реабилитации для ребенка, имеющего ...

Рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми

Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, воспитатели, учителя. Но гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует внимания взрослых,  чу...

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

Данный буклет будет полезен учителям при работе с гиперактивными детьми....

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребёнком

Рекомендации для успешного взаимодействия с гиперактивным ребёнком в процессе его обучения....

Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми

Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми в школе...

рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

В данном материале даются рекомендации и некоторые приемы работы с гиперактивными детьми....

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ, КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ...