Здоровьесберегающие технологии в старшей школе
статья по английскому языку на тему

Резникова Наталья Николаевна

Каким должен быть урок английского языка в старших классах с позиции здоровьесбережения? Какие методы призваны положительно повлиять на эмоциональную сферу учащихся , снизить их утомляемость и повысить интерес к предмету?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в старшей школе

 В настоящее время использование на уроках здоровьесберегающих технологий является не данью моде, а необходимостью, вызванной ухудшением  психического и  физического здоровья детей. Сбережение здоровья детей можно  осуществить за счёт создания у школьников  установки на здоровый образ жизни, применения  адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые   устраняли бы перегрузки и сохраняли их здоровье.

   Предмет «Иностранный язык» в ранговой шкале трудностей И.Г.Сивкова занимает второе место после математики, опережая физику, химию, историю и литературу. Поэтому применение здоровье сберегающих технологий  снижает утомляющее воздействие на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью правильной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке. Каким же должен быть урок английского языка в старших классах  с позиции здоровьесбережения? В первую очередь, огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Чтобы предотвратить переутомление школьников, на уроке должны быть представлены все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, устная речь. Обычный урок не вызывает такой тревоги и напряжения, как выполнение тестов и контрольных работ, но тем не менее тоже не всегда сопровождается положительными эмоциями. Поэтому так важно для учителя быть доброжелательным, терпеливым и тактичным по отношению ко всем ученикам независимо от их способностей, поведения или характера. Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход. В середине урока можно спланировать задания по группам, которые выполняются в специально созданных «рабочих» зонах. Главное- это дать ученикам возможность встать и подвигаться. Как новый метод старшеклассникам на уроках английского языка можно предложить 2-3 минутные аутогенные тренировки. В старших классах можно провести  аутогенную  тренировку обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока.

   В старших классах особый акцент ставится на тематическую сторону проблемы здоровья. Очень большую помощь в решении  задачи здоровьесбережения могут помочь новые учебники по английскому языку. В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, авторы ввели много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. (« Человек- дитя Природы»; «Климат и его влияние на здоровье человека»; «Здоровое питание и влияние его на здоровье»; «Спорт и здоровый образ жизни»; «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»; « В гармонии с собой»; « В гармонии с другими» и др.) В них содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д.   УМК представляют примеры реализации технологии здоровьесбережения на уроках, проводимых в 9 и 11 классах, посвященных развитию личности учащихся посредством реализации здоровьесберегающего потенциала иностранного языка:  научиться распознавать и бороться со стрессом и страхами и фобиями; обсуждать  вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты по этим темам. Благодаря использованию методов  проектной технологии, учащихся всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей. Введение углублённого изучения английского языка предполагает применение в учебном процессе ИКТ, сочетающие в себе творческую и исследовательскую деятельность  школьников с обучением посредством деятельности, в которой ученик выступает активным участником.
Также могут быть  предложены индивидуальные методы работы: подготовка презентаций, докладов на заданные темы. На уроке они защищают свои работы, участвуют в беседе – то есть широко используются элементы проблемного обучения.
Главное, чтобы это было интересно и исполнителям и аудитории при защите проекта. При этом слабые в языковом отношении ученики могут продемонстрировать свои организаторские, творческие или иные способности, поделиться своими увлечениями с другими детьми, найти единомышленников. Всё вышеперечисленное призвано положительно влиять на эмоциональную сферу.

   На уроках английского языка часто используются песни. Несомненно, они помогают расслабиться, немного отдохнуть в трудоёмком учебном процессе урока. Пение тренирует голосовой и дыхательный аппараты, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость. Учащиеся поют, получая положительные эмоции, расслабляются.  В старшей школе песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например: Politics  — "Wind of change"; Drugs “Hotel California” (Eagles); Teenagers “Numb” (Linking Park).

Одним из видов релаксации на уроке английского языка является драматизация диалогов, текстовых отрывков- (acting out), которая способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.  

   Обобщая вышесказанное, можно уверенно сказать, что здороьесберегающие технологии играют важную роль в старших классах школы. Комплексное и регулярное использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка повышает качество образования, мотивирует к изучению языка, а также укрепляет и сохраняет здоровье учащихся, позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно формировать основы правильного поведения. Здоровье – главное в нашей жизни. Известный философ А. Шопенгауэр как-то сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Используемая литература:

Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.

Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната"

В статье даю характеристику особенностей работы в условиях школы-интерната.Для сохранения здоровья школьников возможно применение перечисленных педагогических технологий, многие из которых применяю на...

Здоровьесберегающие технологии в современной школе

В работе рассмотрены виды здоровьесберегающих технологий, актуальность здоровьесбережения в школе и  проблемы, которые решают данные технологии....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (физминутка)

"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка" Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразн...

Использование здоровьесберегающей технологии в общеобразовательной школе на средней и старшей ступенях обучения.

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники...

Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...