Статья "Использование ментальных карт как приёма технологии фасилитации при интерактивном обучении на уроках английского языка"
статья по английскому языку

Панева Юлия Викторовна

В данной статье подробно описаны основные приёмы фасилитации (упрощения) образовательного процесса изучения английского языка и техники улучшения результативности образовательного процесса. Статья даёт представление об основный принципах построения ментальных карт и применения интерактивных технологий на занятиях. Данный материал адресован учителям иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ментальных карт как приёма технологии фасилитации при интерактивном обучении в педагогике дополнительного образования

Для успешной самореализации в многонациональном социуме современному учащемуся необходимо владеть английским языком. Дополнительное образование обеспечивает широкий диапазон возможностей для раскрытия творческого потенциала и совершенствования коммуникативных навыков и формирования языковой компетенции, необходимых для успешного общения на иностранном языке. Основная цель педагога дополнительного образования – научить ребёнка самостоятельно добывать и анализировать полученные знания и использовать их для своей самореализации. При этом следует помнить, что сегодня мы имеем дело с современными учащимися поколения «Z», которые имеют ряд особенностей восприятия учебного материала и окружающего мира в целом. Прежде всего, для них характерно наличие особого типа мышления, так называемого «клипового мышления», сформировавшегося за последние десятилетия в условиях быстрого развития электронных технологий. Термин «клиповое мышление» означает особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания видеоклипов и теленовостей. Сцены в них сменяют друг друга блоками и зачастую не имеют логической связи. Таким образом, окружая себя гаджетами и проводя большое количество времени в сети, дети начинают воспринимать мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий. В связи с этим современным учащимся сложно сконцентрироваться на новой информации, и у них заметно снижена способность к анализу, следовательно, коэффициент усвоения знаний снижается. Данная проблема подтолкнула меня к поиску приёмов подачи информации, способных облегчить усвоение материала, стимулирующих детей к анализу, побуждающих думать критически и творчески, способствующих формированию умения концентрироваться на новой информации и систематизировать свои знания в той или иной области.

Основной целью моей профессиональной деятельности как педагога по английскому языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции посредством использования технологий сотрудничества, элементов досуговых и игровых технологий.

Для достижения этой цели мною применяется нестандартное сочетание современных приёмов, направленных на интерактивное взаимодействие в рамках метода фасилитации с опорой на информационную и ассоциативную модель мышления на занятиях, которая создает особые организационно-педагогических условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Одним из путей эффективного формирования коммуникативной компетенции, является практика, в которой речевая модель, используемая при общении в конкретных коммуникативных ситуациях, вводится педагогом, а затем многократно повторяется учащимися хором. Запоминание каждой конкретной конструкции происходит с опорой на метод полного физического контроля и сопровождается жестами. Таким образом, мы одновременно задействуем все каналы подачи информации: зрительный, слуховой и тактильный, тем самым охватывая учащихся с различными типами восприятия материала: визуалов, аудиалов и кинестетиков. В этом случае каждый ребёнок находится в ситуации успеха и комфорта, потому что повторение происходит хором. Хор защищает каждого учащегося от страха несовершенства и критики педагога. Таким образом, учащихся не бросают в неизвестное пространство, а педагог является другом и помощником, который всегда рядом, и на которого можно положиться, пока не научишься говорить самостоятельно. Такой лёгкий и непринуждённый стиль взаимодействия участников образовательного процесса является фасилитацией (от английского слова “facilitation” – упрощение, облегчение). Фасилитация облегчает процесс погружения в иноязычную среду и «принятия» учащимися иностранного языка. Отработка речевых моделей происходит в сюжетно-ролевых играх, в непринуждённой атмосфере, в которой каждый учащийся является активным участником образовательного процесса. В таких условиях у детей формируется естественная мотивация к изучению английского языка, поскольку они получают удовольствие от процесса погружения в англоязычную среду. Фасилитация процесса приводит к тому, что учебное общение постепенно становится тренировкой реального, поскольку в реальности работают те же механизмы, что и в тренировочной учебном общении. На занятиях мы отрабатываем и доводим до автоматизма диалоги, характерные для реального общения, поэтому при возникновении коммуникативного стимула, учащиеся чувствуют себя вполне уверенно и могут адекватно реагировать.

В процессе работы с учащимися различных возрастов я поняла, что наиболее успешно ими воспринимается информация, представленная в виде ярких схем и картинок, которые учащиеся могут создавать совместно с педагогом и самостоятельно. Одним из таких приёмов фасилитации образовательного процесса являются ментальные карты, разработанные психологом Тони Бьюзеном. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Упрощённо ментальную карту можно представить в виде схемы, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. На занятии целесообразно рисовать их именно на доске, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветных рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.

На занятиях мы используем следующий алгоритм создания ментальных карт:

1. Основную идею, проблему или слово располагаем в центре в виде слова или рисунка.

2. От центральной идеи рисуем изогнутые ветви первого порядка, каждая из которых обозначается своим цветом.

3. Над каждой ветвью записываем одно ключевое слово или делаем соответствующий ему рисунок.

4. Ветви второго и третьего порядка соединяем между собой и с «основной идеей».

Учитывая основные принципы построения ментальных карт, я применяю их для актуализации знаний учащихся на начальном этапе занятия.

С учащимися дошкольного возраста мы озвучиваем слова хором, а затем дети сами изображают их в виде рисунков на доске, связанных с центральным понятием ветвями ментальной карты. Учащиеся школьного возраста самостоятельно записывают слова в ментальную карту.

В качестве примера можно рассмотреть одну из тем образовательной программы «Рождество в Великобритании». Занятие начинается с того, что в кабинете появляется «сюрпризный мешочек», в котором находятся предметы по теме занятия. Учащиеся на ощупь определяют, что находится в мешке. Затем каждый учащийся извлекает из мешка один предмет и озвучивает его название на английском языке. В случае если ребёнок забыл слово, предмет передаётся соседу, и мы хором озвучиваем название этого предмета. Тему занятия формулируют сами дети в зависимости от того, какие предметы они извлекли. Эта тема становится центром. В данном случае, в центре ментальной карты располагаем основное понятие «Рождество», от которого строим ветви первого и второго порядка в соответствии с предложениями учащихся. Ветвями первого порядка являются основные понятия, соответствующие теме (традиции, символы, персонажи), а ветвями второго порядка – примеры, раскрывающие данные символы - всё зависит от фантазии детей. Например, традиции – это семейный ужин, рождественский подарок, украшение дома, ёлка, рождественские песни. Таким образом, с каждой группой у нас получался уникальный творческий продукт - ментальная карта, не похожая на другие, которая остается на доске в течение всего занятия, и к которой мы обращаемся для выполнения последующих заданий по плану занятия. Например, учащиеся среднего школьного возраста объединяются в рабочие группы и придумывают истории со словами из ментальной карты или, опираясь на нее, составляют свой рассказ о Рождестве. С учащимся дошкольного возраста мы продолжаем закреплять введённые лексические единицы при помощи дидактических пособий и игр. На заключительном этапе при подведении итогов учащиеся закрывают глаза, и я стираю одно слово в ментальной карте. Открыв глаза, учащиеся угадывают, какого слова не хватает, таким образом, закрепляя все лексические единицы по теме.

Работа с ментальными картами не отменяет использование других приёмов подачи материала, являясь, условно говоря, опорным конспектом для работы детей над темой.

По итогам освоения каждой темы образовательной программы мною проводится зачёт в игровой форме, в ходе которого дошкольникам предлагалось собирать карточки с предметными картинками и называть предметы, изображённые на них, а школьникам предлагалось записывать под рисунком слова, обозначающие эти предметы. Такая диагностика показала, что процент усвоения лексических единиц, введённых при помощи ментальных карт, увеличился в среднем на 10 по сравнению с процентом усвоения лексики только при помощи традиционных средств наглядности и дидактических материалов. В качестве примера в таблице приведены цифровые значения диагностики по некоторым темам (Таблица 1).

Таблица 1.

Тема образовательной программы

% усвоения лексики с помощью традиционных дидактических средств

% усвоения лексики с помощью ментальных карт

Праздники

85

95

Животные

80

90

Еда

90

99

Одежда

85

95

Транспорт

75

90

После освоения дошкольниками и младшими школьниками лексического материала следующим этапом моей работы является применение ментальных карт для обучения детей среднего школьного возраста таким аспектам языка, как грамматика и фонетика. Так, в случае изучения времён английского глагола, помещаем это понятие в центр ментальной карты, а ветвями первого порядка будут являться примеры использования этой структуры в различных типах предложениях, а второго порядка – частные случаи использования грамматической конструкции.

В качестве итогового занятия по темам, связанным с изучением грамматических структур, проводится тестирования учащихся. Результаты диагностики по некоторым темам приведены в таблице 2. Данная диагностика показала эффективность использования приёма «Ментальных карт» по сравнению с традиционными методами обучения грамматике. Важно отметить, что в ходе тестирования учащиеся самостоятельно анализируют свои результаты, сравнивая свои работы с образцом и исправляя свои ошибки зелёными чернилами, а затем самостоятельно дают оценку своим знаниям «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (OK, good, excellent).

Таблица 2.

Тема образовательной программы

% усвоения грамматики с помощью традиционных дидактических средств

% усвоения грамматики с помощью ментальных карт

Present Simple

70

85

Present Continuous

75

90

Past Simple

70

85

Future Simple

85

95

В таблице отражено, что результативность усвоения грамматики при помощи ментальных карт увеличилась в среднем на 13 %.

Аналогично данный приём работает и при обобщении фонетического материала, а также помогает при подготовке к монологическому высказыванию.

Следует отметить, что при подготовке к занятию весьма продуктивным для педагога является использования бесплатного электронного сервиса «Coggle», который позволяет создавать ментальные карты на компьютере. Этот сервис помогает мне разрабатывать яркие и наглядные ментальные карты, сохранять их и использовать для предварительной подготовки к моим занятиям. Таким образом, делая заготовку дома, я сравниваю результат своей умственной деятельности с результатом работы своих учащихся и узнаю много нового и интересного. Иногда получается, что видение детей сильно отличается от моего, и в процессе работы в диалоге у нас получается совсем иная ментальная карта, чем при подготовке к занятию. В этом случае мы дискутируем и приходим к некоему общему мнению, компромиссу по данному вопросу. Иногда полученная на занятиях новая информация меняет моё видение подачи данной темы в дальнейшем, что подтверждает актуальность использования данного приёма на практике.

Учитывая основные принципы построения ментальных карт, целесообразно применять их для актуализации знаний учащихся на начальном этапе занятия в качестве мозгового штурма при введении новых лексических единиц. При этом мой опыт показал, что ментальные карты целесообразно использовать не только на этапе введения нового материала, но и при обобщении уже изученного, когда учащимся предлагается самостоятельно разработать такую карту, опираясь на уже известные понятия. Приём ментальных карт хорошо подходит для повторения, актуализации и систематизации лексики, грамматики, фонетики по темам. При помощи ментальных карт процесс освоения английского языка становится более увлекательным и интересным. Учащиеся привыкают самостоятельно анализировать информацию, а не получать её в готовом виде от педагога. Ментальные карты просты и удобны в использовании, их разработка не требует особых дополнительных временных и материальных затрат. Применение ментальных карт формирует мотивацию к овладению иностранным языком, как средством общения, помогает организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся, развивает их творческое мышление. Их можно использовать при изучении любой темы, адаптируя этот приём к возрасту учащихся и расширяя их.

Педагогическая фасилитация с опорой на информационную и ассоциативную модель мышления на занятиях, приводящая к усилению продуктивности обучения, развития и воспитания субъектов педагогического процесса, показала свою продуктивность в опыте коллег, подключившихся к описываемой практике, что доказывает возможность использования представленной практики в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей и позволяют рекомендовать к использованию применительно ко всем направленностям в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об интерактивном обучении на уроке английского языка.

об использовании интерактивного обучения на уроке английского языка...

Мастер класс по теме: «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка»

Предоставлен мастер-класс по теме  «Технология интерактивного обучения на уроках английского языка», где в рамках реальной ситуации можно познакомиться с этапами данной технологии....

применение технологии интерактивного обучения на уроках английского языка

В данной разработке даётся сущность понятия «интерактивное обучение», классификация методов и приёмов интерактивного обучения и их применения на уроках английского языка с конкретными примерами, опи...

Технология интерактивного обучения на уроках английского языка

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интеракт» - взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процесса:...

Статья "Использование технологий интерактивного обучения на уроках английского языка"

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся форм...