Формирование основных языковых компетенций старшеклассников при просмотре видеофрагментов на уроке английского языка
статья по английскому языку (10 класс) на тему

Покрышкина Кристина Сергеевна

Данная статья является обобщением методического опыта молодого специалиста на уроках английского языка. Гипотеза гласит: просмотр видеороликов на уроках английского языка влияет на формирование основных языковых компетенций старшеклассников. В статье приведены сводные данные, подтверждающие гипотезу. Сравнительный анализ проводился на основе уроков, включающих просмотр короткометражных видеороликов обучающего характера, в параллели десятых классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гипотеза: влияет ли просмотр видеороликов на уроках английского языка на формирование основных языковых компетенций старшеклассников.

Предмет: методика преподавания иностранного языка.

Объект: формирование основных языковых компетенций старшеклассников на уроках АЯ.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой преподавания иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

По определению американского ученого ДеллаХаймза, «коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах».

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого  языка,  дело  достаточно трудное. Поэтому важной задачей педагога является создание реальных и воображаемых ситуаций общения  на  уроке  иностранного  языка,  используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты) для приобщения школьников к культурным ценностям народа.

Наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран для изучающих английскийязык возможно получить, используяучебные видеофильмы. Более того, использование видеозаписей на уроках способствует развитию мотивированности  речевой деятельности обучаемых.

Организация работы с видеороликами способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, таких как внимания  и памяти, поэтому я их активно внедряю в свою работу.

1. Требование к съемке:

а) изображение и звук должны быть четкими и качественными;

2. Требование к сюжету:

а) должна прослеживаться четкая связь между сюжетом и содержанием диалогов в сценах.

3. Требования к речи персонажей:

а) речь должна быть достаточно четкой и не слишком быстрой;
в) акцент или диалект говорящего был понятен учащимся.

4. Требование к языку:

а) язык должен быть современным, соответствующим требованиям и нормам литературного языка;
б) необходимо наличие естественных пауз между высказываниями;
в) текст не должен быть перегружен новыми словами и выражениями.

5. Требования к длительности сюжетов по САНПИН:

а) для обучающихся I - II классов составляет 7 – 15 мин;

б) для обучающихся в III - IV классах – 15 - 20 мин,

в) для обучающихся в V - XI классах – 20 - 25 мин.

6. Требования к содержанию:

а) ситуации должны быть типическими, такими, которые могут встретиться учащимся в практике;

Просмотр видеозаписи на уроке в отличие от домашнего просмотра телепрограмм - это активный процесс. Организатором и инициатором его выступает учитель.

В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

1) подготовительный - снятие языковых и лингвострановедческих трудностей, мотивирование обучающихся на выполнение заданий;

2) демонстрационный - развитие языковой, речевой или социокультурной компетенций обучающихся, задания, направленные на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. В качестве предфильмовых ориентиров предлагаются также вопросы по содержанию, иллюстрации из фильма и портреты персонажей.

3) контроль понимания основного содержания, проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма ориентиров, предложенных на подготовительном этапе восприятия фильма, и использованных в фильме языковых и речевых средств;

4) развитие языковых навыков и умений устной речи, использовать исходный видеоматериал в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.

     Соблюдение последовательности предъявления видеоматериала и правильная формулировка задания способствуют эффективности использования видео в процессе обучения английскому языку.

Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике логично подготавливает их к просмотру видео, способствуют повышению мотивации в ходе просмотра виде при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы видения данной темы, содержит элемент новизны и непредсказуемости.

Учебные задачи, которые можно решать с помощью видео

1.  повторение лексики и расширение словарного запаса,

2.  введение новых  лексических единиц  или новой  лексической  темы,

3.  поиск языковой информации,

4. стимуляция общения и дискуссий,

5. обучение  пониманию   речи   на   слух.

На начальном этапе задания могут выполняться после 2-3 просмотров.

При работе с дидактическим раздаточным материалом следует соблюдать определенную технологию. Раздаточный материал должен быть простым, чтобы ученик обретал уверенность в своем успешном продвижении вперед. Раздаточный материал не тестирует, а стимулирует речь учащихся. Дидактический материал включает в работу весь класс, так и провести индивидуальную работу.

После первой демонстрации педагог проводит первый контроль понимания отдельных слов, фраз при помощи кнопки "пауза", а также перемотки видеозаписи в обратную сторону.

Во время вторичного просмотра учитель добивается детального понимания содержания и переходят к постдемонстрационному этапу, который преследует цель контроля понимания и развития навыка иноязычного говорения на основе видеофрагмента.

Просмотренный сюжетный видеофильм может стать и отправной точкой для самостоятельных творческих высказываний учащихся. Просмотр только части видеофрагмента служит элементом прогнозирования развитие сюжета, концовки фильма.

Видео может также служить основой для развития письменной речи. Вариантом практической работы по развитию коммуникативных навыков является учащимся делать пометки о сюжете фильма и его героях. После просмотра учащиеся пишут письменный пересказ, используя свои записи как опору, прогнозируют окончание фильма, дают письменную характеристику героям, описывают место действия, рецензируют фильм. Важнейший этап занятия после просмотра видео: задания на развитие устной речи. Вопросы по теме к самому студенту.

В результате практической работы на уроках АЯ было установлено, что обучающиеся 10а усвоили материал, представленный в виде текста и заданий к нему по теме «Одежда подростков» стр. 24 упр. 62 (бибол.), в среднем на 3,16 балла и 10б с тем же заданием и баллом 3,8, при просмотре видеофрагмента на эту тему средний балл равнялся 10а и 10б: 5,0.

Вывод: в ходе работы с видеоматериалами на уроках АЯ было установлено, что видеофрагменты являются эффективным средством развития всех видов речевой компетенции старшеклассников.

Основные моменты:

1. Видео - эффективное средство развития всех видов речевой деятельности.

2. На уроке целесообразнее использовать небольшие видео-фрагменты.

3. Основная задача учителя сделать просмотр активным.

4. Просмотр делится на три этапа преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.

5. На начальном этапе возможны один-два повтора просмотра видео.

6. На преддемонстрационном этапе снимаются трудности языкового и лингвострановедческого характера, определяется коммуникативная цель просмотра.

7. Во время демонстрации учащиеся могут заполнять рабочие листы, делать пометки в связи с коммуникативным заданием. Учитель использует кнопку "пауза" для разъяснения сложных мест во время первого просмотра.

8. Последдемонстрационный этап - контроль понимания и развитие навыков устной и письменной речи на основе содержания видео.

9. Закрепление уже изученных лексических и грамматических единиц. Добор словарного запаса.

10. Стимул для устных и письменных высказываний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основных языковых компетенций старшеклассников при работе с видеоматериалами на уроках английского языка Покрышкина К.С., учитель английского языка

Слайд 2

Гипотеза влияет ли просмотр видеороликов на уроках английского языка на формирование основных языковых компетенций старшеклассников Предмет: методика преподавания иностранного языка. Объект: формирование основных языковых компетенций старшеклассников на уроках АЯ .

Слайд 3

Основные требования к видеозаписи Четкие и качественные изображение и звук; четкая связь между сюжетом и содержанием диалогов в сценах; Четкая не слишком быстрая речь; Понятный акцент или диалект;

Слайд 4

Основные требования к видеозаписи Современная лексика; Минимальное количество новых слов и выражений; Типические ситуации.

Слайд 5

Требования к длительности сюжетов по САНПИН I - II классы: 7 – 15 мин; III - IV классы: 15 - 20 мин, V - XI классы: 20 - 25 мин.

Слайд 6

Этапы видеозанятия подготовительный; демонстрационный; контрольный; развивающий.

Слайд 7

Решение учебных задач с помощью просмотра видео повторение лексики и расширение словарного запаса; введение новых лексических единиц или темы; поиск языковой информации; стимуляция общения и дискуссий; обучение пониманию речи на слух .

Слайд 8

Практика При чтении текста: 10 «А» : 3,16 10 «Б»: 3,8 При просмотре видеофрагмента: 10 «А»: 5,0 (36,8%  ) 10 «Б»: 5,0 (24%  )

Слайд 10

Вывод Видеофрагменты – эффективное средство, т.к.: приобщают к культурным ценностям народа-носителя языка; способствуют развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых;

Слайд 11

Вывод развивают различные стороны психической деятельности обучающихся ; стимулируют общение и дискуссий на АЯ ; обучениют пониманию речи на слух.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеофрагменты на уроках английского языка как средство формирования кросс - культурной грамотности учащихся

Применение видео оказывается очень эффек­тивным при формировании коммуникативной культуры, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуац...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

Мастер-класс «Технология работы с обучающим видеофрагментом на уроке английского языка».

Мастер-класс  «Технология работы с обучающим видеофрагментом на уроке английского языка»....

Видеофрагмент интерактивного урока английского языка в 8 классе (Конкурс педагогического мастерства 2018)

https://yadi.sk/mail/?hash=ax%2FqX%2BKvD4iKebxczhfYHBCnplCx19bu0GhLCLVeBIk%3D&uid=52919017Moskovskova AV-1987.mpg (284874756)...

Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»

Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»...

Статья "Основные интерактивные технологии, которые могут эффективно использоваться на уроке английского языка"

Основные интерактивные технологии, которые могут эффективно использоваться на уроке английского языка...