Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Закожурникова Оксана Викторовна

Доклад «Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему

«Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»

Выполнила: Закожурникова

Оксана Викторовна учитель

 английского языка первой

квалификационной категории

 МАОУ СОШ №2 УИИЯ  

                                                          Ноябрьск, 2017

Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между народами, религиями и другими социальными группами. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность » стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран.
Особенно это касается стран таких, как Россия – многонациональных, с многовековой историей, в которой переплелись народы, нации, культуры. Именно поэтому тема толерантности актуальна сегодня.
Толерантность определяется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям.

Может ли английский язык, являться средством воспитания толерантности? Несомненно,  может и должен им быть, так как в виду происходящих процессов мировой интеграции возникает необходимость формирования у учащихся готовности к межкультурному взаимодействию в ситуациях несовпадения культурно-языковых и ментально-поведенческих кодов участников диалога.

В условиях ЯМАЛА это особенно очевидно, т. к. в нашем регионе проживает более 87 национальностей. Работая в многонациональной школе,  где обучаются дети более 35 национальностей и где синтезируются духовные ценности различных культур, мы учитываем языковую среду, в которой формируется молодое поколение двуязычных и многоязычных личностей; их психологический склад, нравы, традиции, обычаи, этикет, в том числе и речевой. Поэтому основными целями в работе являются – активизация потребности, и готовности обучающихся к конструктивному толерантному взаимодействие с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения, воспитание миролюбия, понимания и принятия других людей, умения с ними взаимодействовать.

Учитывая это, я обратилась к проблеме толерантности и выяснила, как относятся к ней дети. Проведенное анкетирование выявило конкретные проблемы конкретных учеников. В их числе: проблемы взаимоотношения друг с другом, неумение идти на компромисс, поведенческая культура и другие. Следовательно, детей нужно обучать этике дискуссионного общения и взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов, и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Создать условия для привития толерантного отношения представителям различных культур, т. е. формирование межкультурной коммуникации. И наконец подвести их к пониманию важности изучения ИЯ, как средства разрешения многих проблем межкультурного общения.

Автор методики диагностики толерантности В. В. Бойко выделяет в качестве показателя толерантности коммуникативную установку личности, в которой выделяется несколько уровней толерантности:

1. Уровень ситуативной коммуникативной толерантности;

2. Уровень типологической коммуникативной толерантности;

3. Уровень профессиональной толерантности;

4. Уровень общей коммуникативной толерантности

(характеристики на слайде)

   В соответствии с данной методикой нами проведен анализ УМК          

О. В. Афанасьевой, И.В.Михеевой для учеников 10-11 классов, который выявил следующее (таблица соотношения тем и диагностик)                        

                                                       УМК 10 кл

           Темы учебника                                            Уровень толерантности  

Человек - созидатель

Уровень общей коммуникативной толерантности

Во что мы верим

Уровень типологической коммуникативной толерантности

Человек, как часть природы

Уровень общей коммуникативной толерантности

Человек в поисках счастья

Уровень ситуативной коммуникативной толерантности

                                                        УМК 11 кл

           Темы учебника                                            Уровень толерантности  

Звуки музыки

Уровень общей коммуникативной толерантности

Город и его архитектура

Уровень общей коммуникативной толерантности

Чудеса света

Уровень общей коммуникативной толерантности

Человек – чудо света

Уровень ситуативной коммуникативной толерантности

Анализ показал:

 Согласно данной методике все темы УМК 10,11 классов воспитывают толерантность и развивают межкультурную компетенцию у обучающихся, но

 доминирует  только один  из четырех уровней -  общей коммуникативной толерантности в том, и в другом учебнике т. е. развитие данного качества дается в общем. Мы только прикасаемся к этой проблеме через УМК. Кроме того, настораживает тот факт, что в 10 и 11 классах только одна тема соответствует уровню ситуативной коммуникативной толерантности. И лишь одна тема  в 10 классе соответствует  уровню, позволяющему формировать отношение человека, или группам людей к представителям конкретной нации, социального слоя, другого вероисповедания.

Чтобы компенсировать недостающее, проводится тщательный отбор содержания образования, сегодня в Интернет - ресурсах много материалов, которые дают пищу для ума, и могут привлечь внимание учащихся, а в каком направлении они пойдут не известно. Задача учителя организовать поиск необходимых материалов детьми, например, для создания проекта, в нужном  направлении, вынести на обсуждение спорные вопросы. Система разработанных творческих заданий, проблемных ситуаций способствует решению поставленных учителем задач в воспитании толерантности. Для эффективного усвоения материала и решения воспитательных задач, проводится отбор наиболее эффективных технологий, форм и методов работы. И конечно же, обязательно вносятся изменения в организацию урока (традиционное должно сочетаться с нетрадиционным, а сами формы уроков должны быть разнообразными и необычными).

Ведущие технологии: Интернет и мультимедийные технологии, технология диалога культур, технология критического мышления и д.р. Эффективно формирование готовности  школьников к межкультурной коммуникации через участие в проектах. Так, один из уроков-защиты проектов в  10 классе по теме «Во что мы верим» был посвящен воспитанию толерантного отношения к другим нациям и религиям. В соответствии с нашим анализом, данная тема относится к уровню типологической толерантности, т. е. отношение к  определенной национальной группе людей, имеющих свою религию, культуру, национальное наследие. С самого начала урока ученики были вовлечены в обсуждение проблемных вопросов: «Вы много узнали о мировых религиях на уроках по этой теме и при подготовке ваших проектов. Вам нужны эти знания? Для чего?», «Какие проблемы вам помогают решить знания о мировых религиях?». Ответы детей «Изучаем для улучшения взаимоотношений, для понимания жизни, для развития кругозора», «Новые знания помогают решить проблемы различных традиций, проблемы поведения, проблемы семьи и т.д.», позволили определить, насколько тема способствовала изменениям в их мировоззрении по сравнению с началом работы над темой.

Коллективная работа учащихся на уроке также позволила обсудить проблемы многоконфессиональности нашей страны, округа, города, школы, класса и сделать вывод о необходимости этих знаний, поскольку религия — это часть культуры, отражающая традиции, привычки, образ жизни.  Культура народа основана на его религии, мы должны знать это и уважать друг друга.

Использование метода проектов позволяет учащимся сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать толерантное отношение друг к другу и умение вести себя в обществе.

Самостоятельная работа с текстами о семейных ценностях разных религий, позволила сравнить и выяснить различия  в семейных ценностях. Как выяснилось, семейные ценности почти не отличаются, главное в семье — это любовь и взаимопонимание.

И, наконец, в результате дискуссии о семейных ценностях, которые бы ученики выбрали в качестве основных в своей будущей семейной жизни, ученики поделились своими предпочтениями. Подобный разговор на уроке, дополненный проектами учащихся о выбранной ими религии и ее ценностях, заставляет учеников задуматься о моральных ценностях в нашей жизни, о том, как совместить эти ценности с реальностью, окружающей нас, в виде многонационального общества.

Это лишь один урок из многих, но для воспитания толерантного мышления важен и значим каждый урок.

Но как объективно измерить результаты работы, чтобы можно было своевременно корректировать учебный процесс. С этой целью используется диагностика. Знакомство с методикой диагностики толерантности обучающихся вызвало у меня огромный интерес. Любопытно, что она вызвала  интерес и у детей, заставляя их задуматься над тем, что ранее, как они говорят, им и в голову не приходило. Диагностику можно успешно использовать на уроках АЯ, встраивать ее в тему, проводить ее анализ на английском языке, рассуждать, приходить к общему мнению.

Кроме проектов дети охотно участвуют в конкурсах творческий работ разного уровня. Так, в одной из творческих работ, заявленных на конкурсе «Юношеская восьмерка в России», по теме  «Толерантность – залог выживания человечества», ученица 10 класса написала: «До тех пор, пока мы будем только призывать к толерантности, вряд ли будет результат. До тех пор, пока мы, школьники, будем только дискутировать на ежегодных классных часах, посвященных толерантности, душевная гармония в обществе на планете Земля не наступит. Думаю, начинать надо с себя, своей семьи, школы, где не говорят, а делают. Если мы, 19 учеников школы, организуем дистанционное информационное агенство, то дети с ограниченными возможностями здоровья получат не только дополнительные знания, но и успешно социализируются и интегрируются в обществе, проект расширит границы доступного детям мира, поможет найти место в предстоящей взрослой жизни. И это малое благое дело объединит нас на ниве толерантности».

К сожалению, не все дети так думают. Для выявления уровня сформированности толерантности. Мы провели диагностику доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко среди учеников 10 класса. Согласно этой диагностике мы выявляли такие стратегии  как: миролюбие, избегание, агрессия. Проведя анализ, обнаружилось, что большинству детей присущи стратегии: миролюбие и избегание. Только несколько детей выбрали агрессию. Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера-весьма высокие требования к личности. Избегание не требует особых умственных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Использовать агрессию в качестве стратегии своего Я проще простого. Она действует на основе инстинкта. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).  Следовательно, необходимо строить урок, так, чтобы подобранные методы и формы работы позволяли развивать личность ребенка в совокупности  по всем трем стратегиям психологической защиты в общении. Диагностика толерантности у обучающихся помогает выявить у школьников уровень терпимого и толерантного поведения, таких личностных черт, которые проявляются прежде всего  в отношении к окружающим людям и позволяют изучить различные проявления толерантности у детей. Зная проблемы, мы можем успешно работать над ними через свой предмет, решая новые задачи, которые ставит перед нами время.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воспитание толерантности и развитие межкультурной компетенции у обучающихся старших классов на уроках английского языка»

Слайд 2

Толерантность определяется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям.

Слайд 3

Методика диагностики толерантности В. В. Бойко 1. Уровень ситуативной коммуникативной толерантности; 2. Уровень типологической коммуникативной толерантности; 3. Уровень профессиональной толерантности; 4. Уровень общей коммуникативной толерантности

Слайд 4

Уровень ситуативной коммуникативной толерантности Это отношение данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику.

Слайд 5

Уровень типологической коммуникативной толерантности Это отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии.

Слайд 6

Уровень профессиональной толерантности Это отношение к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности, главным образом в рабочей обстановке.

Слайд 7

Уровень общей коммуникативной толерантности Это отношение к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственным принципами, состоянием психического здоровья человека.

Слайд 8

УМК 10 кл Темы учебника Уровень толерантности Человек - созидатель Уровень общей коммуникативной толерантности Во что мы верим Уровень типологической коммуникативной толерантности Человек, как часть природы Уровень общей коммуникативной толерантности Человек в поисках счастья Уровень ситуативной коммуникативной толерантности

Слайд 9

УМК 11 кл Темы учебника Уровень толерантности Звуки музыки Уровень общей коммуникативной толерантности Звуки музыки Уровень общей коммуникативной толерантности Звуки музыки Уровень общей коммуникативной толерантности Человек – чудо света Уровень ситуативной коммуникативной толерантности

Слайд 10

Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко Основные стратегии диагностики: Миролюбие – интеллект и характер; Избегание – экономия интеллектуальных ресурсов; Агрессия - основа инстинкта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся навыков самоанализа учебной деятельности в старших классах на уроках английского языка

Статья рассматривает основные элементы системы формирования самоанализа на уроках английского языка в старших классах....

Развитие навыков письменной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.

Как правильно написать письмо, сочинение, эссе, различные описания, а так5же официальное письмо или заявление в старших классах. На что обратить внимание при обучении письменной речи в старших классах...

Игры для старших классов на уроках английского языка

Игровые формы обучения английскому языку значительно облегчают преподавание этого предмета....

Обучение монологической и диалогической речи учащихся старших классов на уроках английского языка

Итоговая аттестационная работа на курсах профессиональной переподготоки...

Игры для старших классов на уроках английского языка

Игровые формы обучения английскому языку значительно облегчают преподавание этого предмета. Здесь представлен один из вариантов обучающей игры на уроках английского языка....

Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...

2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы

Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет...