2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы
проект

Понамарева Галина Николаевна

Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Педагогический проект1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект « Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы» Автор проекта: Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Кожевниковская СОШ №2» Кожевниковского района Томской области I Открытый профессиональный онлайн-конкурс инновационных идей «Мой лучший педагогический проект» 2022 год Номинация «Учебные проекты»

Слайд 2

АННОТАЦИЯ Это ответ на современные требования к результатам образования – формирование у школьников устойчивых метапредметных компетенций; предназначен для обучающихся основной школы и учителей русского языка и литературы, работающих в общеобразовательной школе.

Слайд 3

Типовые особенности проекта По доминирующей деятельности : практико- ориентированный . По предметно-содержательной области : межпредметный. По характеру координации: с открытой координацией . По количеству участников: групповой. По продолжительности: долгосрочный.

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Государственные нормативно-правовые документы : Закон об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с 1 сентября 2013 г.), Федеральные образовательные стандарты, Концепция о преподавании русского языка и литературы в Российской Федерации.

Слайд 5

НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ: заметное снижение мотивации обучающихся к чтению; недостаточное внимание к способности понимать художественный текст; не в полной мере обеспечивается формирование коммуникативных компетенций обучающихся; многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета;

Слайд 6

НЕРЕШЁННЫЕ ПРОБЛЕМЫ: «требуют совершенствования методики и приёмы формирования интереса современного обучающегося к чтению; «образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания»

Слайд 7

ПРОТИВОРЕЧИЯ С одной стороны, в современной педагогической теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем использования читательских компетенций обучающихся, и недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов коммуникативного образования средствами учебных предметов - с другой стороны.

Слайд 8

ПРОБЛЕМА ОУ проблема недостаточной ориентированности образовательного процесса на формирование читательских компетенций; полное или частичное непонимание учащимися прочитанного текста: дети не могут найти в тексте заданную информацию, неверно интерпретируют текст, не могут на должном уровне отрефлексировать и дать оценку происходящему. .

Слайд 9

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ читательской грамотности

Слайд 10

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ читательской грамотности Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, необходимо уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию. Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Г.С. Ковалева , руководитель ЦОКО ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 27 июня 2018 года по результатам международных исследований качества общего образования состоялось заседание Президиума РАО (Российская академия образования). В своём докладе руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ « Институт стратегии развития образования РАО » , к.п.н. Г.С. Ковалева ещё раз обозначила социальную значимость грамотности чтения: « Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, необходимо уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию. Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни » .

Слайд 12

ПРОТИВОРЕЧИЯ С одной стороны, изменяется содержание образования – увеличивается нагрузка на ученика и значительно возрастают требования к результатам обучения - с другой – низкий уровень сформированности читательских компетенций – фундамента образования - у моих обучающихся.

Слайд 13

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - повышение уровня сформированности компетенций грамотного читателя: у 100% из 44 обучающихся на базовом уровне и у 30% - на повышенном с сентября 2018 года по май 2022 года.

Слайд 14

ЗАДАЧИ 1) повысить профессиональный уровень учителя через подбор адекватных методик деятельностного типа, освоив основные теоретические положения по формированию грамотности чтения обучающихся; 2) познакомиться с инновационным опытом работы коллег; 3) разработать мини-технологию по развитию грамотности чтения, апробировать и внедрить её в образовательный процесс; 4) создать условия для повышения уровня сформированности читательских компетенций у 100% обучающихся на базовом уровне и у 25% - на повышенном; 5) подобрать тематический текстовый материал, разработать алгоритм практической работы с текстом, направленный на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 6) вовлечь обучающихся в проектно-исследовательскую предметную деятельность; 7) привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.

Слайд 15

НОВИЗНА ПРОЕКТА Автором предпринята попытка разработать универсальную мини-технологию по развитию компетенций грамотного чтения. Новизна проекта заключается в качественном улучшении уровня читательских компетенций в свете требований ФГОС.

Слайд 16

ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1) Определить способы диагностики и показателей достижения результатов. 2 ) Повысить профессиональный уровень учителя через подбор адекватных современных технологий деятельностного типа. 3 ) Познакомиться с опытом решения проблемы низкой читательской грамотности школьников. 4 ) Провести входящую диагностику (15-20 марта). Подготовительный Январь - март 2018г.

Слайд 17

II этап. РАЗРАБОТНИЧЕСКИЙ Апрель- декабрь 2018г. 1. Разработать систему заданий с использованием информации из различных источников. 2. Разработать тематику проектно-исследовательских работ для обучающихся 6-9 классов. 3. Ежегодно разрабатывать программы внеурочных занятий для развития читательских компетенций обучающихся. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Слайд 18

4) Собрать копилку «добрых» текстов. 5) Разработать мини-технологию по развитию читательских компетенций обучающихся. 6) Оформить методические рекомендации по развитию читательских компетенций для учителей русского языка и литературы. ЭТАПЫ ПРОЕКТА II этап. РАЗРАБОТНИЧЕСКИЙ Апрель- декабрь 2018г.

Слайд 19

ЭТАПЫ ПРОЕКТА . Апробировать мини-технологию в образовательном процессе. . Ежегодно запускать проекты и исследования для представлениях их на образовательных событиях разных уровней. . Два раза в год проводить промежуточную диагностику уровня сформированности читательских компетенций. Корректировать программу деятельности. 4). Распространить опыт по развитию читательских компетенции среди учителей и пригласить их к сотрудничеству через интегрированные уроки. III этап. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ Январь 2019г. – декабрь 2021г.

Слайд 20

Запущены в работу и будут представлены на образовательных событиях в марте-апреле 2019 года: Социальный проект «Книжная радуга»; Учебное исследование «Картины природы в разных видах искусства XIX века»; Краеведческое исследование «Добрая память о земляке». ЭТАПЫ ПРОЕКТА III этап. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ Январь 2019г. – декабрь 2021г.

Слайд 21

ЦЕЛИ: Проверить эффективность мини-технологии. Скорректировать дальнейшие действия. IV этап. ЗАВЕРШАЮЩИЙ Январь 2022г. – май 2022г. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Слайд 22

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: развитие личностного начала в каждом ученике; развитие способности к исследованию и творчеству; формирование коммуникативных умений и социального опыта через проблемно-поисковое действие на уроке, а также через проектную деятельность и подготовку к ОГЭ.

Слайд 23

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные : формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Слайд 24

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные : умение читать осмысленно; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Слайд 25

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Межпредметные : приобретение опыта использования норм литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире»;

Слайд 26

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Межпредметные : развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

Слайд 27

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По завершении проекта у учащихся произойдёт значительное обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей; повысится уровень читательских компетенций: у 100%обучающихся на базовом уровне и у 30% - на повышенном уровне; повысится интерес к проектно-исследовательской деятельности и к художественной литературе в целом.

Слайд 28

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ повысится уровень развития речи детей; будут достигнуты метапредметные результаты; повысится активность родителей в жизни классного коллектива; сформируется положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогом; будет сделана попытка возрождения традиций семейного чтения.

Слайд 29

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА ЗАСЕДАНИЕ ШМО – Выступление ПЕДСОВЕТ - Отчёт творческой группы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ разного уровня – участие ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Слайд 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Новые педагогические и информационные технологии / Под редакцией Е.С. Полат, 2000. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, № 2, 2003. Подласый И.П. Чем помогут технологии?// Школьные технологии, 2003. - №3. Ситаров В,А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе/ Под ред. В.А. Сластёнина. – М., 2000. w ww.openclass.ru www. it -n.ru www.festival.1september.ru

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы

Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках  и во внеурочной ...

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка и литературы

Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка и литературы...

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"

Статья "Методы и приемы, направленные на развитию речи обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"...

ФГИС «Моя школа». Использование основных ресурсов на уроках русского языка и литературы

С 1 сентября 2022 года заработал единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам ФГИС «Моя школа». Пользоваться «Моей школой» смогут учащиеся, ...

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен для учителей русского языка, содержит информацию по разработке заданий для развития читательской компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы...