Доклад на тему: ПРИЕМЫ РАЗВИИТЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
материал по английскому языку на тему

Гордон Татьяна Александровна

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Шерагульская общеобразовательная школа

ДОКЛАД: ПРИЕМЫ РАЗВИИТЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Автор педагогической  разработки:

                                                                      учитель английского  языка

                                                                             высшей квалификационной категории

Гордон  Т.А.  

ПРИЕМЫ РАЗВИИТЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология критического мышления, которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе.  (слайд 1, 2)

Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно - ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы  

Технологические этапы урока

I стадия (слайд 4 и 5)


Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к  получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения

 

II стадия

 

Осмысление   содержания:
- получение новой информации;
- корректировка учеником поставленных  целей обучения


 III стадия

 

Рефлексия:

- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения

Содержание каждой фазы

ВЫЗОВ

Деятельность учителя -  Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Деятельность учащегося - Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу( делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы

Возможные приемы и методы - Составление списка «известной информации»:

Рассказ – предложение по ключевым словам;
Систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
Верные и неверные утверждения;
Перепутанные логические цепочки…

 

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания

 

Деятельность учителя - Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания « старого» к «новому».

Деятельность учащихся - Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы - Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+»,  (на полях);

поиск ответов  на поставленные в первой части урока вопросы.

 

III. Рефлексия

 

Деятельность учителя - Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям;  внести изменения. дополнения; дать творческие. Исследовательские задания на основе изученной информации.

 

Деятельность учащихся -  Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

 

Возможные приемы и методы - Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ. Организация различных видов дискуссий.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

ПРИЕМЫ РАЗВИИТЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

9. Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов

 

Этапы

вызов

реализация

рефлексия

Приемы

- «Мозговой штурм»

- кластеры

- концептуальное колесо

- Прогнозирование (по портрету, картине)

- Прогнозирование по ключевым словам

- таблица тонких и толстых вопросов

- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

- круги по воде

- Таблица «З–Х–У»

- верные и неверные утверждения

- Чтение текста с маркировкой по методу insert

- стратегия «Идеал»

- стратегия «фишбоун»

- зигзаг

- Выделение ключевых слов подчёркиванием

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

-чтение текста с остановками

-– синквейн

- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

- Достраивание кластера из ключевых слов

- Ответы на поставленные вопросы.

- Организация устных и письменных круглых столов.

- Организация различных видов дискуссий.

- Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Кластеры: ( слайды с 6 по 15)

«Тонкие» и «толстые» вопросы (слайд 14)

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Are you agree that … ? etc.   Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

Примеры толстых и тонких вопросов:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?
Как звали?
Что?
Когда?
Может?
Мог ли?
Будет?

Почему вы думаете … ?
Почему вы считаете … ?
В чем разница …?
Что, если … ?
Что будет, если …?
Дайте объяснение, почему … ?
Было ли …? Что, если …?

Прием «Чтение с остановками». (слайд 13)

 Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией.

 Данный прием содержит все стадии технологии:

 1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

 

 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

 

 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст  опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

 

 Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

 

 Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

 

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы используется для развития навыков чтения и аудирования. «Тонкие» вопросы — это вопросы, на которые можно дать краткий ответ. «Толстые» вопросы — это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

(Слайд 11) Приём «мозгового штурма» представляет собой генерацию идей путём коллективного обсуждения проблем или вопросов со свободным выдвижением вариантов решений. Используя данный приём в процессе обучения английскому языку, рекомендуется разделить группу на подгруппы по 3–4 человека. В каждой группе назначается или выбирается «спикер», который следит за работой в группе, а на заключительном этапе выбирает и оглашает самое интересное решение, идею, версию. Учителю необходимо ознакомить обучающихся с правилами проведения «мозгового штурма» и этапами работы в группе.

Этапы работы в группе:

  1. Создание банка идей. Цель — наработать как можно больше идей.
  2. Анализ идей. Цель — рассмотреть и оценить каждую из предложенных идей.
  3. Обработка результатов. Цель — выбрать и озвучить самые интересные из числа предложенных идей.

Рекомендуемое время, отведенное на работу в группах, 20 минут. Приём «мозгового штурма» в процессе обучения английскому языку можно успешно использовать для развития умений чтения, аудирования, диалогической речи, письма. Чаще всего это задания с просьбой продолжить текст, диалог, статью и т.д. Материал следует выбирать с перспективой появления проблемы, возможности возникновения нескольких линий развития сюжета, ситуации и т. д.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка  позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой. Технология критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи: формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений обучающихся, развитие мышления и креативных способностей.

Каждый ученик вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиций логики и личностно- ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Доклад "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Данный доклад может быть интересен учителям английского языка, работающим в школе...

Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы

Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Методы и приемы развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка для формирования УУД

данный материал использовался для выступления на семинаре при  методическом объединении учителей иностранного языка...