"Использование ментальных карт на уроках"
статья по английскому языку на тему

Кузнецова Надежда Александровна

Ментальные карты - это один из приемов технологии критического мышления. Они помогают визуально представить информацию, где отображаются связи между понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnye_karty.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы

учителя английского языка  МКОУ «Большеарбайская СОШ»

Кузнецовой Надежды Александровны

Тема опыта: Использование ментальных карт на уроках  

английского языка.

            Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего общества для решения его личных и профессиональных задач? Это должен быть самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и разрешать проблемы автономно и в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.

           В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

           Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель.

           На своих уроках я применяю интерактивные методы и технологии, а также технологии развивающего обучения. Ментальные карты – это один из приемов технологии критического мышления. Они помогают визуально представить информацию, где отображаются связи между понятиями.  Ментальная карта - это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. При составлении ментальной карты задействована непосредственная память, ассоциативное мышление и творческое мышление.

           Существуют определенные правила создания карт памяти, которые описал Тони Бьюзен. На начальном этапе работы по созданию ментальных карт, прежде чем приступить к их созданию я вместе с учениками проговариваю эти правила. Когда ученики уже достаточно знакомы с правилами построения ментальной карты,  проговаривание правил уже не требуется.

Правила построения ментальных карт:

1.  Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

2.  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3.  Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4.  Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5.  Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6.  Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7.  Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8.  Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

           При работе с фонетическим материалом ментальные карты способствуют быстрому и легкому запоминанию особенностей произношения отдельных английских букв.

           Эффективным является использование ментальных карт при работе с текстом. В центре записывается основная мысль текста, далее лучами выписываются словосочетания, между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий. План для пересказа текста готов. Такой прием я часто даю учащимся для выполнения домашнего задания. По разным темам аналогично можно подготовиться к устному монологическому высказыванию, а также  к представлению результатов проектной деятельности.

            В своей работе я  часто использую ментальные карты при работе с грамматическим материалом и изучением новой лексики.  С помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент. Например, мои ученики составляют ментальные карты при изучении времен английского глагола. Это может быть одно определенное время глагола или времена целой группы (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous). Такие задания я применяю для обобщения и систематизации знаний в старших классах.  

            Во время работы с лексическим материалом  мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные. При изучении новых слов ученик сам находит значение нужных слов, что позволяет активизировать процесс мышления.   Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой. При повторении лексического материала по уже созданной самим учеником ментальной карте учащийся сам вспоминает слова, это активизирует процессы памяти и мышления.

           Приведу пример использования ментальных карт при изучении темы «Школа и распорядок дня» в 5 классе.  

           Начиная с первого урока изучения данной темы, учащиеся составляют ментальные карты по лексике. На последующих уроках по грамматическому правилу (Present Simple). Следующий этап – это составление интеллект-карты для монологического высказывания по теме. Для подготовки монологического высказывания ментальные карты с лексическим материалом и грамматическим правилом являются фундаментом. Ученики знают лексику, знают правило и могут применить свои знания на практике.  

           Применение интеллект-карт на уроках позволяет организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

           В ходе работы с данным приемом на своих уроках, я увидела, что подобная работа улучшает  мотивацию у учащихся к овладению английским языком, они учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в дальнейшем обучении и общении. Ментальные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ментальных карт на уроках истории для оптимизации процесса обучения

Материалы представлены на Городских педагогических чтениях. Дана краткая история появления технологии, ее суть, применение в процессе обучения....

Использование ментальных карт на уроке английского языка.

Данная работа рассматривает методы использования ментальных карт (Mind maps) на уроках английского языка....

Статья "Использование ментальных карт как приёма технологии фасилитации при интерактивном обучении на уроках английского языка"

В данной статье подробно описаны основные приёмы фасилитации (упрощения) образовательного процесса изучения английского языка и техники улучшения результативности образовательного процесса. Статья даё...

Использование ментальных карт на уроках английского языка в средней школе

Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном  – это один из приёмов тех...

Использование ментальных карт на уроках бурятского языка и литературы

Использование ментальных карт на урокахбурятского языка и литературы...

Использование ментальных карт на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла....

конспект занятия по ОО "Познавательное развитие" "Дикие животные наших лесов" с использованием ментальной карты памяти (интеллект-карты)

систематизирование целостного представления о жизни диких животных на основе интеллект-карты....