Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.
статья по английскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответствия данного вида работы с предполагаемыми результатами по ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

    Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении  иностранному языку в условиях внедрения  ФГОС НОО.

Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель базового школьного образования. Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в которой ведущим является разноуровневое обучение, т.е. такое обучение, где во главу  угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность. Оно предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того,     чтобы предоставить шанс каждому ученику развить свои потенциальные способности.

            В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

- всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

- взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

             В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная К.К.Платоновым. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

  1. индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях;
  2. психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля;
  3. опыт школьника, включающий знания, умения, привычки;
  4. направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

    Сущность программы заключается в создании системы работы учителя по организации таких условий обучения, при которых стало бы возможным использование всех способностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка при классноурочной  форме обучения.

     Разноуровневый характер обучения позволяет учитывать индивидуальные способности детей, дает возможность каждому ученику заниматься посильной для него работой и тем самым создает условия для развития и овладения им знаниями, умениями и навыками.

     Сколько уровней планируемых результатов целесообразно иметь? В практике встречаются разные варианты – от двух до девяти.  В моей программе предусмотрен вариант 3-х уровневого усвоения материала, который является достаточно удобным в практическом применении.

Стартовый уровень (1 уровень)

     На этом уровне предполагается  информация о теоретической сущности предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум знаний, который позволяет обеспечить учащемуся цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как стандарт.

Базовый уровень (2 уровень)

     Второй уровень расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Творческий уровень (3 уровень)

     Третий уровень существенно  углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе, требует умения решать проблемы в рамках предмета и смежных предметов.

      Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса.  

Таким образом, изучение нового материала и  учет знаний на уроке  происходит, как правило, на стартовом уровне. Здесь уместно использовать технологию коллективного взаимообучения,  которая предполагает работу в статических, динамических и вариационных парах. На базовом уровне  проводится закрепление пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы. На этом этапе в программе предусмотрен такой вид деятельности, как использование группы поддержки и помощи   ученикам  начальной школы силами обучающихся среднего звена. Творческий уровень позволяет выполнять задания  по созданию индивидуальных и групповых проектов, привлекать преподавателей смежных предметов для интегрированных уроков.

Для реализации разноуровневого обучения использую:

  1. карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи;
  2. альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения;
  3. задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности;
  4. разновозрастные группы взаимопомощи  школьников.

Подводя итог вышесказанному, следует указать особенности создания мною на уроках своеобразной образовательной среды, которая включает:

• организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

• использование на всех уроках английского языка технических средств;

• предоставление каждому ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях;

• использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

• создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

• постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы;

• разработку и использование индивидуальных программ обучения;

• организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

     

Современные образовательные технологии подразумевают употребление  новых нетрадиционных методов оценивания достижений учащихся. На уроках английского языка я использую такие методы оценивания, как рейтинго-накопительную систему оценивания, взаимооценку и самооценку. Ученики оценивают себя, своих товарищей и идет процесс накопления баллов каждым учеником за разноуровневые задания: за устную диалогическую речь, за аудирование, письменные грамматические задания. К определенному уроку я составляю технологическую  карту с заданиями разного уровня для учеников, имеющих хорошие, средние и ниже среднего способности. В течение нескольких лет технологические карты урока были усовершенствованы: появилась обязательная часть заданий, которые необходимо выполнить; накопительная часть заданий, выполняя которые ученик накапливает баллы, повышая общее их количество; творческая часть, где учащиеся могут представить собственные стихи, синквейны, подводящие итоги по заданной теме.

     Использование рейтинго-накопительной системы  на уроке английского языка позволяет:

  1.  сплотить группу;
  2.  активизировать каждого учащегося  в познавательном процессе;
  3.  осознавать учащимся  успешность свою и своих  одноклассников;
  4. применять личностно-ориентированный подход к  каждому   учащемуся, который учится принимать решения, контактировать с   окружающими, анализировать информацию;
  5.  почувствовать каждому ученику себя более ответственным и самостоятельным,  отвечающим за свой результат;
  6.  раскрыть творческий потенциал учащихся;
  7.  благоприятно влиять на самооценку учащихся.

          Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность.

         Актуальность  использования  данных технологий  очевидна, поскольку позволяет решить противоречия между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником.  Разрешение этих противоречий путем организации разноуровневого подхода в обучении будет являться ключевой идеей для обсуждения и анализа во время стажировки. Разноуровневый подход является одним из основных путей индивидуализации обучения и будет эффективен для всех общеобразовательных предметов, максимально обеспечивающий  благоприятные условия для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Использование современных игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку

Использование современных игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку...

Использоваание проектных технологий в обучениииностранному языку в условиях вечерней сменной школы.

Интерес к учебной деятельности, расширение кругозора, развитие способностей учащихся осуществляется через использование активных форм обучения и современных технологий. Использование метода проектов д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...

Формирование профессиональных компетенций в области структурирования и обработки информации при использовании элементов технологии разноуровневого обучения на уроках информатики в 7 классе

Формирование профессиональных компетенций в области структурирования и обработки информации при использовании элементов технологии разноуровневого обучения на уроках информатики в 7 классе....