Формирование профессиональных компетенций в области структурирования и обработки информации при использовании элементов технологии разноуровневого обучения на уроках информатики в 7 классе
статья

Клеверова Татьяна Михайловна

Формирование профессиональных компетенций в области структурирования и обработки информации при использовании элементов технологии разноуровневого обучения на уроках информатики в 7 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_professionalnyh_kompetentsiy.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование профессиональных компетенций в области структурирования и обработки информации при использовании элементов технологии разноуровневого обучения на уроках информатики в 7 классе

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это такой вид занятий, на котором так организована деятельность обучающихся, где преподаватель лишь направляет, заставляя мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их.

В основе ФГОС лежит развитие личности обучающегося, что, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который в максимальной мере учитывал бы особенности и возможности каждого ученика, создавал условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

  1. Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка [1].

1.1 Классификация личностно-ориентированных технологий

Полного усвоения знаний (Дж. Кэролл, Б. Блум, М.В. Кларин): способности обучаемого определяют при оптимально подобранных для данного ученика условиях.

Разноуровневого обучения (Дж. Кэролл, Б. Блум, З.И. Калмыкова): различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся ко времени, необходимому ученику для освоения учебного материала.

Коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин): организуется взаимообучение учащихся в парах сменного состава.

Модульного обучения: ученик самостоятельно или с определенной дозой помощи достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем.

Проектной деятельности (Д. Дьюи, У.Х.Килпатрик): обучение через целесообразную деятельность с учетом его личных интересов и целей (проекты) [2].

Эти технологии в основе своей предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению учащихся. Они были выбраны по двум причинам:

  • во-первых, потому, что в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания образования, которое определено образовательным стандартом и государственными программами для базового уровня;
  • во-вторых, потому, что это педагогические технологии, обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу.

Более подробно рассмотрим технологию разноуровневого обучения.

1.2 Технология разноуровневого обучения (ТРО)

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б. Блум, 3.И. Калмыкова и др.).

Основные концептуальные посылки ТРО, исходя из которых строится педагогическое взаимодействие:

всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать;

неизбежность перемен – ни одно оценочное суждение о человеке не может являться окончательным.

Основные принципы и правила ТРО.

1. Принцип развития каждого ученика (Л.В. Занков). Реализация данного принципа предполагает соблюдение правил:

  • рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства учеников, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;
  • с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;
  • возможность выбора учеником заданий более высокого уровня и перехода в другую группу.

2. Принцип осознания учащимися процесса учения (Л.В. Занков) реализуется посредством правил. Каждому ученику важно:

  • знать и осмысливать свои возможности, реальный уровень обученности;
  • прогнозировать и планировать свою дальнейшую деятельность с помощью учителя;
  • овладеть способами деятельности, а также общеучебными умениями и навыками;
  • вести рефлексию результатов своей деятельности.

Таким образом, ученик переводится в режим саморазвития.

3. Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства согласно которому:

  • признается возможность неравномерности в развитии различных свойств и способностей личности, ее специальной одаренности, вследствие чего педагоги и учащиеся должны определить, в какой сфере учебной деятельности учащийся может достигнуть более высокого уровня усвоения по сравнению с другими;
  • уровень обучаемости ребенка должен определяться не вообще, а относительно конкретных предметов;
  • продвижение ученика в обучении нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными предыдущими результатами.

4. Принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга, требующий:

  • обязательной комплексной диагностики тех свойств личности, на основе которых осуществляется первоначальное разделение на группы;
  • постоянного изучения изменения данных свойств и их соотношения в процессе разноуровневого обучения с целью выявления тенденций развития личности и коррекции педагогического процесса, а также помощи ученикам в их самоопределении при выборе того или иного уровня обучения.

Уровни усвоения в ТРО. Сколько уровней планируемых результатов целесообразно иметь? В практике встречаются разные варианты – от двух до девяти. В нашей традиции привычны три. Эта триада не случайна.

Оценка «удовлетворительно» означает, что результаты обучения удовлетворяют некоторым минимальным требованиям общества, его социально-образовательному заказу, отвечают минимальным установкам федерального образовательного стандарта. Назовем этот уровень стартовым. Однако было бы очень хорошо, если бы все или хотя бы большинство детей учились не ниже, чем на четверки. Назовем этот уровень базовым. Некоторые ученики отличаются тем, что смогли в изучении предмета продвинуться довольно далеко. Будем считать, что оценка «отлично» характеризует продвинутый уровень.

Охарактеризуем их:

Стартовый уровень (1 уровень)

Основное, главное содержание знания, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.

Базовый уровень (2 уровень)

Он расширяет материал первого уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса.

Творческий уровень (3 уровень)

Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

Диагностика обучаемости

Обучаемость – это общая способность, восприимчивость к обучению. Существуют различные точки зрения по определению сущности обучаемости. Сегодня доказано, что обучаемость не сводится к умственному развитию и является многокомпонентным свойством личности, включающим в себя:

а) восприимчивость, готовность к умственному труду:

  • сформированность умственных действий, степень развития таких характеристик мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, обобщенность, экономичность и других;
  • готовность к ориентировке в новых условиях, к принятию дозированной помощи взрослых, к самоорганизации;

б) фонд действенных знаний (тезаурус);

в) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний);

г) познавательная активность, интересы и склонности (мотивация учения);

д) работоспособность, выносливость.

Психологи утверждают, что для определения обучаемости необходима комплексная диагностика, которую учитель должен проводить совместно с психологической службой школы. Педагоги-исследователи предлагают более упрощенные способы, которые помогают осуществить первичную диагностику. Приводим один из них (по материалам П.И. Третьякова).

Ход исследования:

  1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут работы.
  2. Учитель перед изучением нового повторяет материал, необходимый для усвоения новых знаний.
  3. Учитель объясняет новый материал.
  4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.
  5. Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.

Задания для самостоятельной работы учащихся:

  1. Напишите, что вы узнали нового.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задания по образцу.
  4. Выполните задание в измененной ситуации.

Ключ к определению уровня обучаемости:

Как только 3-4 ученика из класса выполнят задания – собрать рабочие записи у всех, если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если справился с тремя заданиями – второй уровень обучаемости. Если выполнены два и менее заданий – первый уровень. Измерение необходимо проводить по конкретному предмету нескольким учителям данного класса для того, чтобы результат был более объективным.

Методика определения уровня обученности

Обученность – это уровень и степень реально усвоенных знаний, умений и навыков. Раскроем более подробно содержание уровней усвоения:

1. Первый уровень – различение. Характеризует низшую ступень обученности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями – в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.

2. Второй уровень – запоминание. Учащийся может пересказать содержание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.

3. Третий уровень – понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.

4.Четвертый уровень – применение с использованием простейших умений и навыков. Характеризуется тем, что умения проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведенные до автоматизма. Учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие элементарных умений и навыков - показатель довольно высокой степени обученности.

5.Пятый уровень – перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения новых задач. Обладающие этой наивысшей степенью обученности умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, «переносить» в нее усвоенные ранее понятия и закономерности. Ученик дает ответ на любой вопрос, решает любой пример и задачу по данной теме, находит оригинальные подходы к решению предложенных ему проблемных ситуаций.

Организация ТРО

Учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке следующим образом:

Целеполагание.

  • Цель должна идти от ученика, а не для ученика.
  • На разноуровневом занятии единая цель должна быть расписана по целям для каждого из 3 уровней.
  • Каждая цель должна быть сформулирована через результаты деятельности учащегося: учащийся должен знать...; понимать...; уметь...; описывать...; использовать...; выполнять...; предлагать...; оценивать... и т.д.

Содержание.

  • Необходимо разводить содержание темы урока по уровням усвоения информации, для каждого уровня в отдельности (согласно поставленным ранее целям).
  • Один уровень от другого должен отличаться глубиной изучаемого материала, а не включением в него новых тем, разделов и т.д.
  • Урок состоит из четырех основных этапов: опрос, изложение нового материала, закрепление, контроль. Объяснение нового на разноуровневом уроке ведется исключительно на втором уровне, а все остальные этапы - на трех уровнях (кроме урока типа - изложение нового материала).

Организация деятельности.

На уроке учитель излагает материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая особый акцент на том, что надо усвоить для первого уровня (минимума). Затем идет закрепление: фронтальная самостоятельная работа (с частичным выбором уровня заданий).

Далее учитель переходит к закреплению в режиме «диалога», привлекая группу детей II - III уровня для разбора заданий с учащимися I уровня (добиваясь безусловного усвоения первого уровня и стимулируя переход к второму).

Третий уровень предполагает дополнения к объяснению, обобщающее повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

Выделяются три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий.

Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий – заданий из вспомогательной учебно-методической литературы. Выбор уровня изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта (II уровень) решать вопросы I и III уровней. Для этого используются формы и виды организации деятельности на занятиях: работа по группам, работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

Оценка эффективности ТРО. Преимущества разноуровневого обучения в условиях внутренней дифференциации заключаются в следующем.

  1. Предлагая всем учащимся одинаковый объем материала по своему предмету, педагог устанавливает различные уровни требований к его усвоению, а следовательно, создает условия для продвижения в соответствующем каждой группе учащихся темпе.
  2. Каждый учащийся сам выбирает свой уровень обучения на каждом уроке, иногда не совсем объективно, но всегда переживая чувство ответственности за сделанный выбор и постоянно ощущая зону ближайшего развития – возможность работать на следующем, более высоком уровне, что создает мотивацию к обучению, постепенно формирует адекватную самооценку и способность к самоопределению.
  3. Изложение материала учителем всегда ведется, на высоком уровне (не ниже второго), что поддерживает учебный процесс на высоком интеллектуальном уровне и создает зону ближайшего развития для учащихся, которые учатся на минимально допустимом уровне.
  4. Поскольку уровень обучения выбирается учеником самостоятельно, а не навязывается педагогом, организуемая им дифференцированная работа воспринимается учащимися безболезненно для их самолюбия.

Признавая технологию разноуровневого обучения в качестве наиболее гибкого инструмента реализации задач, стоящих перед школой, необходимо обратить внимание на те недостатки, которые отчетливо проявляются при ее практической реализации и связаны прежде всего с ее недостаточной разработанностью на уровне конкретных предметных технологий:

• не определено содержание разноуровневого обучения по каждому предмету, необходима разработка системы разноуровневых заданий, определение общих и специфичных для каждого предмета принципов их построения для того, чтобы учитель мог не только пользоваться ими, но и владел методикой их конструирования;

• недостаточно разработаны формы и методы разноуровневого обучения, способы конструирования разноуровневого урока по разным предметам;

• наконец, требуется дальнейшая разработка форм и методов контроля в условиях разноуровневого обучения, в частности, тестов, позволяющих объединить педагогические (тесты достижений) и психологические (тесты интеллекта) способы диагностики уровня обученности и развития учащихся.

Таким образом, технология разноуровневого обучения нуждается в дальнейшей разработке и апробации, определении степени ее эффективности и оптимальности [3].

Список литературы

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

2. Мылова И.Б. Образовательные технологии и их классификация [презентация] https://present5.com/obrazovatelnye-texnologii-i-ix-klassifikaciya-mylova-i-b/ (дата обращения: 18.04.2019)

3. Никитина Н.Н. и др. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: учеб. пособие / [Н.Н. Никитина, М.И. Лукьянова, С.Н. Митин и др. ; под ред. Н.Н. Никитиной]; Упр. образования администрации Ульян. обл., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск: [ИПК ПРО], 1998. - http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/ ?bookhl=&book=lichnostno-orientirovannoe-obuchenie_1998 (дата обращения: 16.04.2019)

4. Киндря Н.А. Принцип индивидуализации в отечественной методике // Молодой ученый. – 2015. – № 22. – https://moluch.ru/archive/102/23443 (дата обращения: 20.04.2019)

5. Информатика: учебник для 7 класса / Босова Л.Л., Босова А.Ю., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языкаГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет). «Использование элементов технологии проблемно...

Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"

Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....

Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим  перед ними проблемы, которые надо решить.»  - считал  Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Использование элементов технологии дифференцированного обучения на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся

Теория возникновения и практическое применнеие данной технологии на уроках информатики...

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...