Проблемный метод обучения на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Нечаева Марина Валерьевна

Данная разработка показывает применение  проблемного обучения на уроках иностранного языка для развития мотивации и поможет  использовать полученные умения и навыки  для решения проблемных ситуаций в повседневной жизни .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ii.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей.

Одна и та же задача может являться или не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий, тренировочный характер. Все это и определяет характер проблемного обучения как развивающего.

Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов:

1.      Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;

2.      Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях;

3.      Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;

4.      Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:

  1. возникновение (постановка) проблемной ситуации;
  2. осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
  3. поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
  4. доказательство гипотезы;
  5. проверка правильности решения проблемной задачи.

В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций М.И. Махмутовым выделяются четыре уровня полноты проблемного обучения:

1.      Проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока;

2.      Преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися;

3.      Учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем;

4.      Все этапы разрешения проблемной ситуации проходятся самими учащимися, самостоятельность и познавательная активность учащихся наивысшая.

Приведенная выше схема этапов проблемного обучения отражает и основные этапы организации современного проблемного урока. Вместе с тем, проблемное обучение не отказывается полностью от непроблемных методов изложения (объяснительно-иллюстративного и репродуктивного), поэтому они также могут применяться на проблемном уроке. От традиционного его в этом случае отличает методика подачи учебного материала: проблемные задачи ставятся до объяснения усваиваемого материала, а не после. Кроме того, важным отличием является то, что на проблемном уроке актуализация приобретенных знаний не акцентируется, имеет скрытый характер, так как происходит в процессе подачи нового материала, в процессе решения новых проблемных задач.

 В современной педагогике на основе психологической особенностей процесса обучения выделяются четыре главные условия эффективности проблемного обучения:

1.      Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения;

2.      Обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного (по Л.С. Выготскому - ориентация на зоны ближайшего развития);

3.      Значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;

4.      Необходимость «диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися» ([13]).

Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение:

ü       Информативное обеспечение;

ü       Направление исследования;

ü       Изменение содержания и (или) структуры учебного материала;

ü       Поощрение познавательной активности учащихся.

. В итоге можно заметить, что проблемное обучение, нацеленное во многом на мобилизацию творческих сил учащихся, требует в такой же степени наличия творческих характеристик и у самого педагога. В таких условиях обучение преподавателей проблемным методикам, по-видимому, должно вестись также в рамках проблемного обучения.

На уроках англ языка мы можем использовать данный метод про введении лексики, грамматики. Например на теме изучения предлога At учащиеся разделились на 3 группы. Каждая группа получила свой текст: в 1 тексте предлог переводился как У в сл- На и В. У учащихся сразу появился вопрос: А почему предлог один, а перевод разный. Путём сопоставления разных подобных предложений, ребята догадались с какими словами как переводится данный предлог.

Можно показаться, что этот метод применим только в грамматике. Однако это не так. Мы можем в начале урока предложить ребятам составить диалог. С этим они не справятся. Когда мы спросим: какие затруднения? Они дружно ответят: Мы не знаем слов. В этот момент  можно и ввести лексику.

Так же при изучение бытовой технике или современных гаджетов можно спросить у ребят: В какое время было легче жить: Сейчас или в древние времена. Начнётся спор в итоге  которого, учащиеся сами назовут все предметы, вам останется их только перевести на доске.

При изучении темы much many, учащиеся знали перевод этих слов. Моей задачей было объяснить с какими словами мы употребляем данные.Я предложила двум ученикам на разных частях доски записать различные слова с much many. Остальные работали в тетрадях. Многие словосочетания не совпадали и у учащихся возник вопрос:кто же прав?  Путём чтения различных верных словосочетаний с much many ребята сами так же выявили закономерности и уже на их основе сформулировали правило.
Таким образом, на сегодняшний день в России проблемные методики только начинают применяться на практике. Вместе с тем, пока такое движение имеет несистемный характер и не имеется достаточных данных, чтобы достоверно оценить эффективность проблемного обучения.

Проблемное обучение не предполагает полного отказа от таких традиционных методов, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Но в отдельных отраслях и в наиболее благоприятствующих тому ситуациях применение проблемных методов способно позволить добиться высоких результатов в образовании и расширить его традиционно суженные целевые рамки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью....

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и спосо...

Презентация к выступлению на педсовете "Активные методы обучения на уроках иностранного языка"

Активные методы обучения позволяют в несколько раз повысить эффективность уроков и внеклассной деятельности....

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Активные методы обучения английскому языку для получения метапредметных результатов...