«Проблемы в процессе обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов»
статья по английскому языку по теме

Сотникова Елена Васильевна

Статья посвящена проблемам обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Проблемы в процессе обучения иностранному языку в начальной школе и  решение их с помощью технологических приемов»

Выполнение домашних заданий у среднего ученика по иностранному языку не всегда проходит легко; при этом немногие из них способны справиться с домашним заданием самостоятельно – как правило, им нужна помощь родителей или репетитора. К сожалению, при такой высокой загруженности не всегда можно рассчитывать на соответственно высокую обучаемость – многие родители после поездок с детьми заграницу отмечают, что и после 3-х лет обучения дети в естественной языковой среде испытывают трудности в понимании даже простой обращенной к ним речи. И  к окончанию начальной школы у детей существенно снижена мотивация к изучению иностранного языка . Да, наши дети стали за последние 10 лет совсем другими – они не читают, даже на родном языке, они неусидчивы, многие гиперактивны, в конце концов, они гораздо более свободны .


Мы должны понять, что именно нас тормозит на пути к успеху и какие моменты нуждаются в улучшении. Ключевым критерием является соответствие процесса обучения психофизиологическим особенностям учащихся.
На мой взгляд, чаще всего на наших уроках страдает коммуникативность. Формально мы используем коммуникативный подход, но на практике зачастую наши задания могут выглядеть так: «Расскажи однокласснику какая погода в России зимой» Зачем? Одноклассник не из России, он не знает о нашей зиме? Все станет гораздо осмысленнее, если переформулировать задание, например, таким образом: «Ко мне едет подруга из Австралии, она интересуется, какая у нас зимой погода, – там ведь все по-другому!» Дети должны не только знать, для чего они что-то делают, но и верить в то, что делают.

Далее, игровой подход. Большинство игр, практикуемых на наших уроках, реально таковыми не являются, чаще всего это дидактические  игры. Например, трудно называть игрой (хотя значок игры стоит рядом с этим упражнением) предложение познакомиться с соседом по парте и сказать, сколько тебе лет .Играм же, в которые играют наши дети на улице и дома, присущи такие характеристики, как соревновательность, командность, призы , азартность, в конце концов. А ведь игровая деятельность в этом возрасте остается ведущей, хотя постепенно и сменяется познавательной и учебной.

Важно перейти к поэтапному обучению: аудирование, говорение, чтение, письмо, языковой анализ. Ведь естественно предположить, что тогда, когда мы станем опираться на аудирование ,как на основной вид речевой деятельности, особенно на самом начальном этапе, при формировании образа, подлежащего речевому оформлению, нам удастся заложить и основы хорошего произношения и быстрой речи, и не придется прибегать к коррекции, как это бывает, когда за основу мы берем проговаривание, - и, как следствие, снизится риск появления языкового барьера.
Важно сохранить интерес к предмету обсуждения – а в этом нам помогут речевые игры, они же дадут возможность автоматизировать пройденное. Надо отметить, что новый материал при этом необходимо тщательно дозировать. Не нужно в течение долгого периода вести разговор на одну и ту же тему, нужно говорить ,как в жизни обо всем понемногу. Это могло бы повысить повторяемость материала и обеспечить хорошее закрепление.
Так как у учащихся младшей школы хорошо заметна установка на подражание, копирование, на работу по внешним образцам, поэтому лучше обучать детей не согласно правилам, как это было раньше, а применять метод чтения по аналогии хорошо знакомого речевого материала с извлечением информации.


Но, конечно, никакие технологические приемы не заставят наших детей разговориться, если они будут чувствовать себя скованно, если они не ощутят в учителе дружескую расположенность и внимание. Известно, что дети младшего школьного возраста испытывают острую потребность во взрослом эмоциональном соучастии и сопереживании, в присутствии и в одобрении. Поэтому я придаю огромное значение созданию на уроке «атмосферы доверительного общения» и комфорта. Создавая ребенку на уроке ситуацию успеха, корректируя его, укрепляя его учебную мотивацию признанием его компетентности, переживая динамику его успехов в непосредственном, личном эмоциональном контакте, я стремлюсь таким образом укрепить его волю.

Необходимо понять как мы будем исправлять ошибки своих маленьких детей , только начинающих говорить? С одной стороны ,будем ли мы их исправлять? Ведь ребенок говорит! Ну и что, что с ошибкой! Ведь он говорит! Скорее всего, вы, улыбаясь, повторите за ребенком фразу правильно, а он потом повторит за вами – правильно – и будет уверен, что это он сам так правильно и сказал. Главное - понимание достигнуто, значит, коммуникация состоялась. А если вы каждый раз станете перебивать его, и раздраженным тоном объяснять, что надо говорить не так, а вот так– будет ли он смел говорить с вами на уроке по-английски и дальше? Скорее предпочтет объясниться жестами.
Необходимо погрузиться в языковую среду. Для этого, конечно, нам необходимо на уроке иностранного языка, использовать иностранную речь без примеси родного.
На уроках иностранного языка в начальной школе важную роль играет эмоциональная форма подачи материала, сюжетные уроки и драматизация. Конечно учитель должен обладать умением владения сценарным искусством.
Дети с восторгом окунаются в сюжетно-ролевые ситуации, буквально с лету, с губ считывая новый речевой материал, принесенный на урок.
Большую роль также оказывает использование разных форм работ от фронтальной до индивидуальной, а также ИКТ.


Используя разные технологические приемы в процессе обучения иностранному языку в начальной школе, стараюсь привить детям навыки самостоятельной работы на уроке, способности к спонтанному общению и конечно развиваю навыки творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...

Проблемы обучения иностранному языку в начальной школе

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения - это сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействоват...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.

Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативн...

Методы и приемы обучения иностранному языку в начальной школе

В данной статье описываются основные методы и приемы обчения ИЯ на начальном этапе изучения....

Статья "Метод фонетических ассоциаций как неотъемлемая часть процесса обучения иностранному языку в начальной школе"

Статья содержит материал, который можно использовать для повышения качества запоминания новой лексики младшими школьниками...