Назначение, структура и требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
статья по английскому языку по теме

Демьянова Инна Александровна

Статья раскрывает структуру и требования ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naznachenie_struktura_i_trebovaniya_fgos_noo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Назначение, структура и требования Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

образования

Демьянова Инна Александровна, учитель английского языка  МОУ СОШ №3 города Алексеевки Белгородской области

С 1 сентября 2011/2012 учебного года начальная школа перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС). По мнению разработчиков, его введение во многом изменит жизнь младших школьников и положительно скажется на формировании не только элементарной иноязычной коммуникативной компетенции как интегративной цели обучения в целом, но и на общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких результатов обучения. В начальной школе учащиеся смогут получить первичные навыки самостоятельной работы, что обеспечит им в дальнейшем самостоятельную навигацию по освоению и поиску необходимых знаний.

Новый стандарт учитывает изменения в социальной ситуации развития детей нынешнего века. Прежде всего, это стремительный рост информированности младших школьников, который носит противоречивый характер. С одной стороны, это несомненное преимущество, с другой стороны, информация, которую получают дети, часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу личностному росту учащихся. Вместе с тем, современные дети мало читают, особенно классическую литературу. Так, учителю иностранного языка приходится труднее организовать процесс обучения чтению, а именно: научить ребенка целенаправленно, осмысленно и творчески читать и здесь же постоянно прививать интерес к чтению как к таковому, в том числе и на иностранном языке.

ФГОС учитывает и актуальные виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста, что позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, познавательную, художественную, эстетическую деятельности, осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемые в начальной школе. Старые стандарты часто форсировали развитие младшего школьника, включая его сразу в учебную деятельность, минуя игровую. Сегодня игровые технологии – основное средство овладения иноязычной речевой деятельностью на начальной ступени и формирования познавательного интереса к предмету.

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Учащимся трудно выстраивать диалог не только на иностранном языке, но и на родном языке, т.к. опыт реального диалогического общения заменен виртуальным общением в социальных сетях, что препятствует становлению «живого» коммуникативного взаимодействия, ценностных социальных и межличностных отношений, эмоциональной отзывчивости и толерантности. Именно ФГОС обеспечивает создание открытой, дружелюбной и информационно-образовательной среды, доступной школьникам в урочное и внеурочное время. Так, во ФГОС заложен большой воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык», что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, где значительное место уделено формированию ценностных ориентаций и эстетических идеалов. Именно «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» лежит в основе разработки Стандарта.

«Фундаментальное ядро содержания общего образования» является неотъемлемым сопровождением ФГОС, необходимым для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Фундаментальное ядро фиксирует систему базовых национальных ценностей; систему научных знаний; универсальные учебные действия (УУД), которые развиваются вместе с компонентами учебной деятельности. УУД – умения учиться; совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. ЛУУД – личностные УУД направлены на самоопределение, смыслообразование, нравственную, морально-этическую, социальную ориентацию. РУУД – регулятивные УУД направлены на организацию учебной деятельности -  целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, саморегуляцию. ПУУД – познавательные УУД направлены на работу с информацией – поиск информации, анализ, синтез, выбор, восстановление, умение доказать свою точку зрения. КУУД - Коммуникативные УУД направлены на коммуникативное взаимодействие – умение слушать, сотрудничать, вступать в диалог, разрешать конфликты. ПУУД, РУУД, КУУД представляют собой метапредметные действия – умственные действия учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности. «Фундаментальное ядро» базируется на системно-деятельностном подходе, формирующий  готовность к саморазвитию, самостоятельность и непрерывное образование, где приоритет отдается формированию универсальных учебных действий.

Принципиальное отличие нового Стандарта от старого – это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. «Требования к результатам освоения основных образовательных программ» - является еще одним сопроводительным документом Стандарта, который задает ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП НОО. Личностные и метапредметные результаты являются общими для всех образовательных областей начальной школы, а вот предметные дифференцированы по учебным предметам. Планируемые результаты по ФГОС - это система обобщённых личностно ориентированных целей образования, которые представлены двумя группами целей – «Выпускник научиться» и «Выпускник получит возможность научиться». Но объектом итоговой оценки достижений учащихся в овладении иностранным языком могут стать только предметные результаты обучения: иноязычные коммуникативные умения и языковые навыки. Предъявление материала по двум уровням  базовому и продвинутому позволит снять трудность поляризации детей по степени обученности по предмету, основываясь на принципе дифференциации и индивидуализации обучения.  

Разработчики ФГОС предлагают каждой школе разработать собственную программу образовательного учреждения на базе основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), включающей целевой, содержательный и организационный разделы.  В содержательном разделе учитель сможет найти программу своего учебного предмета, на основе которой создать рабочую программу. Рабочая программа основывается на Примерной программе по иностранному языку, которая обязательно включает следующие разделы: 1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели  и образовательные результаты НОО с учетом специфики учебного предмета; 2) общая характеристика учебного предмета; 3) описание места учебного предмета в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров; 5) результаты осовоения ООП: личностные, метапредметные и предметные, последние дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой; 6) содержание учебного предмета; 7) тематическое планирование с примерным перечнем тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика; 8) планируемые результаты и оценка их достижений; 9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Организационный раздел ООП НОО включает в себя механизм реализации ООП, а также систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации ООП НОО. Одним из важных условий является создание учителем  и администрацией школы информационно-образовательная среды, которая включает: комплекс информационных образовательных ресурсов,  совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий. Если раньше Стандарт рекомендовал использовать современные технологии в обучении, то сегодня в документах официально закреплено использование ИКТ технологий, метода проектов, портфолио учащихся, как технологий формирующих умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Литература

  1. Журнал  «Иностранные языки в школе», 2010-2012 год.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. -23с.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 215с. - (Стандарты второго поколения).
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 февраля 2012 г. Регистрационный № 23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих ОПОО и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».- http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/m2885.html 
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2 – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231с. - (Стандарты второго поколения).
  7. ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.   № 373.- http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48с.

Интернет-ресурсы:

http://www.prosv.ru/ - Издательство «Просвещение»

http://iyazyki.ru - Иностранные языки. Интернет-издание для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лабораторных и практических работ для 7 класса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии

Лабораторные и практические работы для 7 класса составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии.Ценность лабораторных и практических  работ ...

Качество профессионального образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов спо и рынка труда.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудово...

Метапредметность- одно из требований новых образовательных стандартов

.Презентация познакомит с понятиями: метадеятельность, метапредметы, метазнания, метаспособы, познакомит с технологиями и методиками, способствующими формированию метапредметных результатов....

Требования государственного образовательного стандарта по Мировой художественной культуре

Требования государственного образовательного стандарта по Мировой художественной культуре...

Тематическое планирование для 2 класса с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

целью является формирование у учащихся 2 класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности....

Готовность образовательного учреждения к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

В связи с переходом на стандарты нового поколения, проблема готовности школы к внедрению этой инновации волнует всех руководителей, учителей, родителей учащихся....