Качество профессионального образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов спо и рынка труда.
статья по теме

Трондина Альфия Хаматнуровна
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления. Сейчас существует спектр проблем, без решения которых качественная подготовка специалистов среднего звена не представляется возможной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trondina_a.kh_._statya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПО И РЫНКА ТРУДА

QUALITY OF TRADE EDUCATION IN ACCORDANCE WITH REQUIREMENTS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION  AND THE LABOR MARKET

Трондина Альфия Хаматнуровна  Trondina Alfija Hamatnurovna

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лениногорский политехнический колледж»

State autonomous educational institution of secondary vocational education «Leninogorsk polytechnic college»

Ключевые  слова:  модернизация; оценка  качества;  образовательные  услуги;  система  менеджмента  качества;  внешняя  оценка;  внутренняя  оценка;  общественная  оценка  деятельности.

Keywords:  modernization; quality  assessment;  educational  services;  Quality  Management  System;  external  evaluation;  internal  evaluation;  public  assessment.

Модернизация профессионального образования в условиях глобальных перемен во всех сферах жизни общества направлена на реализацию социального заказа качественной профессиональной подготовки специалистов [1].

Новое поколение федеральных государственных стандартов (ФГОС) основано на формировании содержания образования, исходя «от результата», а системным компонентом стандартов становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников (общие компетенции, профессиональные компетенции), иначе говоря, ФГОС нового поколения предусматривают модульно-компетентностный подход в образовании. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления. Сейчас  существует  спектр  проблем,  без  решения  которых  качественная  подготовка  специалистов  среднего  звена  не  представляется  возможной [2].

Первый  блок  проблем  —  методологический.  Он  касается  вопросов  содержания  и  сущности  основного  понятия  «качество  среднего  профессионального  образования» [3].  Необходима  разработка  методологического  инструментария  выявления,  изучения  и  учета  всех  возможных  потребителей  профессиональных  знаний.  Обобщенные  критерии  качества  подготовки  специалистов  среднего  звена  включают  следующие  группы:  удовлетворенность  работодателя  (производство);  выпускник  (личность);  социум  (общество)  высшей  школы  как  потребитель  выпускников  ссузов  (система  образования). 

Второй  блок  —  управление  качеством  подготовки  специалистов.  Здесь  главным  является  оценочный  компонент,  ориентируемый  на  выявление  соответствия  между  целями  и  результатами  образовательного  процесса.  Это,  в  свою  очередь,  требует  разработки  объективного  многоуровневого  педагогического  инструментария,  позволяющего  осуществить  количественную  оценку  результатов  —  мониторинга  качества  подготовки  специалистов.  Целесообразно  усилить  диагностическую  подготовку  и  переподготовку  инженерно-педагогических  работников,  разрабатывать  и  накапливать  диагностические  методики  для  совершенствования  системы  управления  образованием. 

Третий  блок  —  ресурсное  обеспечение  качества  подготовки  специалистов.  Для  того  чтобы  образовательное  учреждение  добивалось  стабильно  высокого  качества  подготовки  выпускников,  необходимо  обеспечить  выполнение  следующей  группы  основных  образовательных  действий:  сделать  руководство  мотивированным;  усовершенствовать  кадровые,  методические,  информационные,  материально-технические,  нормативно-правовые  и  финансовые  составляющие  профессионального  обучения.

Работодатели,  студенты,  государство,  несомненно,  заинтересованы  в  высоком  качестве  образования,  но  имеют  свои  конкретные  интересы,  поэтому  их  подходы  к  оценке  результатов  обучения  могут  различаться.  Выпускник  считает  образование  качественным,  если  оно  позволяет  ему  успешно  конкурировать  на  рынке  труда,  получить  работу  и  успешно  развивать  карьеру.  Работодателя  при  приеме  выпускников  на  работу  в  первую  очередь  интересует  их  профессиональная  компетентность,  способность  ориентироваться  в  производственной  обстановке,  решать  нестандартные  задачи,  принимать  самостоятельные  решения  в  пределах  своей  компетенции  и  отвечать  за  них,  работать  в  команде  [4]. 

В  настоящее  время  в  колледже  расширяется  практика  участия  работодателей  в  управлении  образовательным  процессом  и  в  оценке  качества  образования.  Процедуру  оценки  результатов  обучения  мы  подразделяем  на  оценивание  потребителями  качества  образовательных  услуг  (внешние  оценивание)  и  внутренние  оценивание  качества  образования  в  колледже [5].

Нормативным  документом,  регламентирующим  систему  оценки  качества  образования  в  колледже,  является  комплексная  программа  управления  качеством  обучения,  которая  имеет  следующую  структуру:  информационно-аналитическое  обоснование  программы,  структура  управления  качеством  образования  в  колледже,  механизм  управления  качеством  образования,  технологическую  карта  мониторинга.

Первым  этапом  к  обеспечению  качества  образования  в  колледже  стало  проведение  мониторинга,  основные  функции  которого  заключаются  в  следующем [2]:

1.  Работа  с  «внешней  средой»  колледжа:

  • проведение  маркетинговых  исследований  с  целью  выявления  требований  к  предоставляемым  колледжем  образовательным  услугам  со  стороны  работодателей,  студентов  и  их  родителей;
  • участие  работодателей  в  реализации  образовательных  программ  как  на  стадии  разработки  учебных  курсов,  так  и  в  процессе  формирования  предметных  компетенций  (чтение  лекций,  проведение  мастер-классов,  семинаров,  практик  и  др.); 
  • оценка  качества  содержания  и  внешняя  оценка  результатов  обучения;  участие  работодателей  в  качестве  экспертов  в  процедуре  государственной  аккредитации. 

Активная  работа  с  работодателями  позволила  адаптировать  учебные  программы  к  требованиям  экономики  региона,  разработать  дополнительные  профессиональные  программы.  Работодатели  все  активнее  участвуют  как  в  формировании  заказа  на  подготовку  нужного  им  профиля  и  квалификации,  так  и  в  оценке  подготовки  выпускников.

2.  Обеспечение  качества  образовательного  процесса  (управление  качеством  обучения  студентов,  повышением  квалификации  педагогического  состава,  учебно-воспитательной  и  методической  работой  и  т.  д.).

По  данному  направлению  осуществляется  следующий  комплекс  мер:

  • формирование  системы  контроля  результатов  обучения  студентов;
  • разработка  системы,  направленная  на  формирование  познавательной  устойчивой  мотивации  студента  к  обучению.  Данный  аспект  тесно  связан  развитием  различных  форм  и  механизмов  учета  внеучебных  достижений  обучающихся.

Второй  этап  в  процессе  формирования  механизмов  оценки  качества  образования  —  это  расширение  общественного  участия  в  управлении  образованием.  Создан  управляющий  совет.  На  официальном  сайте  колледжа  регулярно  размещается  информация  о  деятельности  колледжа. 

Важным  фактором  успешного  развития  образовательного  учреждения  является  широкое  участие  работодателей,  общественных  организаций,  образовательного  сообщества,  населения  в  этих  процессах.  Одно  из  основных  условий  такого  участия  —  «прозрачность»,  полнота  и  доступность  информации  для  всех  социальных  партнеров  системы  образования.  Именно  поэтому  информация  о  состоянии  обучения,  результатах  и  качестве  предоставляемых  услуг  сегодня  представляется  основным  заказчикам  и  потребителям,  социальным  партнерам.

Третий  этап  —  это  улучшение  системы  внутреннего  контроля.  В  колледже  разработана,  документирована,  внедрена  и  поддерживается  в  рабочем  состоянии  система  менеджмента  качества  СМК [7].  Модель  системы  качества  колледжа  основана  на  процессном  подходе  и  разработана  с  учетом  требований  «Типовой  модели  системы  качества  образовательного  учреждения».  В  2013  году  СМК  сертифицирована  на  соответствие  требованиям  ГОСТ  Р  ИСО  9001-2008. В  течение  учебного  года  проводятся  процедуры  внутреннего  аудита,  которые  позволяют  своевременно  выявить  несоответствия  и  устранить  их.

Результативность  СМК  колледжа  постоянно  улучшается  в  соответствии  с  принципами  менеджмента  качества,  установленными  в  ГОСТ  Р  ИСО  9001:2008:  ориентация  на  потребителя  продукции,  лидерство  руководителя,  вовлечение  работников,  процессный  подход  к  деятельности,  системный  подход  к  менеджменту,  постоянное  улучшение  результатов  деятельности,  принятие  решений,  основанных  на  фактах,  взаимовыгодные  отношения  с  поставщиками.

Для  этого  определены  1)  процессы,  необходимые  для  СМК  и  применяемые  в  колледже;  2)  последовательность  и  взаимодействие  этих  процессов;  3)  показатели,  критерии  и  методы,  необходимые  для  обеспечения  результативности  процессов;  4)  ресурсы  и  информация  для  осуществления  процессов.  Осуществляется  мониторинг,  измерение  и  анализ  этих  процессов,  применяются  различные  меры,  необходимые  для  достижения  запланированных  результатов  и  постоянного  улучшения  этих  процессов.  Процессы  определены  и  описаны  в  альбоме  процессов.

Таким образом, наступило время реализации современной миссии отечественной системы по «обеспечению всех качественным образованием», которая заменит позицию «обеспечения всех образованием».

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс].- URL: www. adu.ru. – (дата обращения 5.05.2014).
  2. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии/Сб. ст. по материаламXXXVмеждунар. науч.-практ. конф. № 12 (35). Часть II. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. 126 с.
  3. Ибрагимов  Г.И.  Качество  среднего  профессионального  образования  в  современных  условиях  /  Г.И.  Ибрагимов  //  Педагогика.  —  2006.  —  №  6.  —  С.  75—81.
  4. Сергеева  Т.А.  Механизмы  государственно-общественного  управления  образовательным  учреждением:  методические  рекомендации.  М.:  Профессионал,  2011.  —  67  с.
  5. Харькова  Е.В.  Общественно-государственная  оценка  качества  образовательных  услуг  в  довузовском  профессиональном  образовании.  //  Среднее  профессиональное  образование.  —  2007.  —  №  11.  —  С.  2—3.
  6.  ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. М.: Стандартинформ, 2007. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лабораторных и практических работ для 7 класса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии

Лабораторные и практические работы для 7 класса составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по биологии.Ценность лабораторных и практических  работ ...

Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».

На  педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...

Метапредметность- одно из требований новых образовательных стандартов

.Презентация познакомит с понятиями: метадеятельность, метапредметы, метазнания, метаспособы, познакомит с технологиями и методиками, способствующими формированию метапредметных результатов....

Подготовка к ОГЭ по математике в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов

При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:·         формировать у учащихся навыки самоконтроля;·...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...

Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов.

В статье говорится о необходимрсти применения    в  ДМШ и  ДШИ  новых информационно- коммуникационных  технологий  на уроках сольфеджио , музыкальной литературы и сл...