Оптимизация системы оценивания
статья по английскому языку на тему

Наталия Михайловна Вотте

Тезисы

1.      Зачем нужна оптимизация критериев оценивания

2.      Способы оптимизации текущего и итогового оценивания

3.      Примеры выработки критериев оценивания в школе

4.      Примеры - критерии оценивания письменных заданий ЕГЭ

и критерии оценивания письменных заданий  IELTS и CEFR

5.      Выводы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimizatsiya_sistemy_otsenivaniya_statya.docx606.34 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация системы оценивания

Вотте Наталия Михайловна, учитель английского языка ГБОУ СОШ №548 с углублённым изучением английского языка г. Санкт-Петербург

Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным.

Откуда появилась необходимость оптимизации критериев оценивания

Под оптимизацией я понимаю выработку объективных единых критериев, реалистичных, открытых, которые не будут зависеть от различных обстоятельств, объективных или субъективных причин.

Мы все сталкивались с разными подходами к оцениванию.

Из-за отсутствия единства требований при оценивании нередки конфликты при переходе учащихся в другую школу, в другую группу.

Причиной необъективности оценивания является процентомания.

Ещё одной из причин становится оценка усилий учащихся, а не знаний. Это завышение оценки, когда мы видим, что ребёнок приложил массу усилий, но хорошего результата, увы, так и не добился.

Основным недостатком таких подходов к оценке знаний является то, что оценка не всегда мотивирует к обучению.

В результате учащиеся чувствуют себя некомфортно. Постановка оценок портит отношения между учителем и учениками, создает почву для постоянных столкновений и обоюдного недоверия. Ученик привыкает видеть в учителе врага, контролера, который нередко ошибается и которого иногда удается обмануть. 

Часто при поступлении в Вузы, при поступлении на работу, связанную с владением языком, во время учебы в зарубежных Вузах и просто во время путешествий за рубеж учащиеся сталкиваются с серьёзным расхождением своего реального знания и оценками, которые они получали в школе.

    Следовательно, нужна единая, понятная система оценивания.

На всех этапах развития школы искали эффективные пути оценивания.

В разных странах существуют свои системы школьных оценок. Используется множество шкал оценивания знаний: цифровые обозначения 1-5, 1-10, причем допускаются дробные оценки; другие шкалы имеют буквенные обозначения - A и A+, В, С – Е и т.д. Используется процентная система 100% и т.п.

Существует также и стандартная международная система оценивания знаний Common European Framework of Reference for Languages (CEFR)

    С одной стороны, оптимизировать текущее и итоговое оценивание кажется легко – нужно разработать систему единых требований, критериев - признаков на основании которых производится оценка.

Но с другой стороны, это трудно, поскольку уровни обучения с 1 по 11 класс, разные предметы и разные виды учебной деятельности требуют разработки целого ряда подробных критериев. Необходимо приложить серьёзные усилия и учесть все возможные варианты.

Однако, выработав определённые критерии, однажды потратив время на это, дальше можно только совершенствовать систему. Что и происходит сейчас в системе критериев оценки ЕГЭ.

Сегодня мы говорим об оценивании умений в устной и письменной речи и о разных критериях. И тот, и другой вид деятельности субъективен в отличие от теста, где ответ однозначен - верно-неверно, и при выставлении оценки можно использовать шкалу ФГОС:

IMG

Как выработать критерии оценивания в школе, чтобы не убить мотивацию и не испортить отношения выставляя объективную оценку?

Для успешного оценивания учащиеся должны заранее знать, почему мы их оцениваем. Делается это не просто для того, чтобы в журнале стояли оценки.  Я включаю процесс оценивания в процесс обучения с начального уровня обучения. Выписываю типичные ошибки на доску, и ученики сами видят ошибки, исправляют их и оценивают свои работы. Им становится ясно, что, я не просто фиксирую количество ошибок, а хочу научить эти ошибки не допускать. Для них оценка становится более значимой и отношение к ней становится позитивным.

Также, для успешного оценивания учащиеся должны заранее знать, как их будут оценивать. Они должны знать критерии. Критерии должны быть чёткими.

Можно активно вовлекать учащихся в процесс выработки критериев по

некоторым видам заданий и в сам процесс оценивания.

Необходимо использовать само-оценивание и взаимное оценивание, в парах и группах. Эта деятельность побуждает учеников анализировать, сравнивать, делать выводы, учиться адекватно оценивать себя и других.

Такие виды работы необходимо встраивать в урок регулярно.

Нужно в каждой школе иметь единую систему критериев оценивания по разным видам деятельности. При создании критериев следует использовать уже созданные критерии оценивания экзаменов ОГЭ1 и ЕГЭ2, IELTS3 и систему Common European Framework of Reference for Languages (CEFR)4.

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком  это система уровней владения иностранным языком, используемая в Европейском Союзе. Соответствующая директива была выработана Советом Европы как основная часть проекта «Изучение языков для европейского гражданства» («Language Learning for European Citizenship») между 1989 и 1996 годами. Главная цель системы CEFR — предоставить метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков. В ноябре 2001 года резолюция Совета ЕС рекомендовала использование CEFR для создания национальных систем оценки языковой компетенции.

Выводы

Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения ещё только разрабатываются и совершенствуются.

Ясность, точность, полнота критериев оценки есть главнейшие мерила, по которым можно судить о качестве оценочной деятельности, о содержательности оценочных выводов и заключений.

Оценочный компонент должен создать стимулирующие источники для учебно-познавательной деятельности, сделать мотивы адекватными для учения.

1 https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2017/03/24/kriterii-otsenki-pismennoy-i-ustnoy-chastey-gia-po

2 fipi.ru/sites/default/files/document/1455276957/aya_uch_met_rek_2016

3  http://www.ieltsportal.ru/article/show/115

4 http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.

Целью системы профессиональной ориентации в рамках об­щеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личн...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

Система оценивания в системе ФГОС

Статья о современных методах оценивания....

Оптимизация системы контроля за УВП (2018)

Курсовая работа в КРИППО на курсах физиков и заместителей директора по УВР 2010....

Оптимизация системы оценивания текущих и промежуточных результатов освоения обучающимися с нарушениями письма и чтения основных общеобразовательных программ

Помощь обучающимся с нарушениями чтения и письма. Mеры по оптимизации системы оценивания учащихся с дисграфией и дислексией. Индивидуализация образования обучающихся с нарушениями чтения и письма....

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...