Оптимизация системы профориентационной работы и повышение мотивации к самоопределению подростков на основе использования ИКТ и возможности дистанционной формы организации занятий.
презентация к уроку по технологии (9 класс) по теме

Швецова Елена Владимировна

Целью системы профессиональной ориентации в рамках об­щеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и за­просам рынка труда. В связи с этим профориента­ция призвана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использо­вание кадрового потенциала и рациональное регулирование рын­ка труда.

Рассмотрение профессиональной ориентации как системы взаимодействия личности и общества предполагает определен­ный характер этого взаимодействия. Принята идея о равноправном взаимодействии личности и общественных структур (внешкольных заведений, дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведе­ний, служб профориентации, органов, регулирующих исполь­зование трудовых ресурсов, а также предприятий и учрежде­ний, семьи и общественности) в длительном процессе про­фессионального самоопределения. Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом про­фессионального самоопределения. Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкрет­ные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.

Особо значимой является проблема приобретения учащими­ся адекватных представлений о профессиональной деятельнос­ти, избираемой профессии и собственных возможностях, ак­тивного развития их, формирования потребности и умения вклю­чаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональ­ный труд и выбор своего профессионального будущего выступа­ет как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного про­цесса при обязательном дополнении его информационной и кон­сультативной работой, практической деятельностью для разви­тия склонностей и способностей учащихся к труду.

У школьников 1-4 кл. с помощью ак­тивных средств профориентационной деятельности необходи­мо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор про­фессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

У подростков 5-7 кл. важно формировать осозна­ние ими своих интересов, способностей, общественных ценно­стей, связанных с выбором профессии и своего места в обще­стве. При этом будущая профдеятельность высту­пает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников 8-9 кл. необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора про­фессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой про­фессии.

С учащимися 10-11 кл. важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех пред­метов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и спо­собности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассни­ков на формировании профессионально важных качеств в из­бранном виде деятельности, оценке и коррекции профессио­нальных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

Оптимизируя профориентационную работу в школе с учетом склон­ностей учащихся и потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, формируя у школьников интерес к массовым профессиям, не­обходимо разработать творческие подходы, активные виды деятель­ности с использованием современных информационно-наглядных по­собий, технических средств и главное - организовать непосредствен­ное общение, равноценный диалог с учащимися и родителями, в том числе и дистанционно!

Назначение презентаций:

  1. Знакомить учащихся с отраслями народного хозяйства вообще и конкретного экономического района, с перспективами его развития.

  2. Раскрывать содержание и значение различных профессий.

  3. Прививать уважение к людям труда.

  4. Информировать о потребностях в кадрах нашего эконо­мического района.

  5. Рассказывать о перспективах профессионального роста.

  6. Знакомить с условиями приема в учебные заведения.

  7. Показывать специфику получаемых в них профессий.

  8. Показывать учащимся особенности предприятий, про­фессиональных училищ, их значение для народного хозяйства страны.

  9. Постоянно поддерживать связь с шефствующими производст­вами, профессиональными училищами и лицеями.

  10. Целенаправленно формировать у школьников профессио­нальные интересы.

 Система разработана с целью помощи подростку в профессиональном самоопределении. В качестве содержательной процессуальной модели построения занятий выбрана схема построения личного профессионального плана, предложенная Климовым Е.А., дополненная ценностно - нравственным компонентом самоопределения, что обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. Произошли существенные изменения во всех образовательных системах государства, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Это привело к тому, что проблема свободы самоопределения в изменившемся обществе становится одной из важнейших для подростка.
  2. Мы переживаем период, когда прежние ценностно-нравственные профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые все еще в стадии формирования. Все это приводит к растерянности выпускников школ и их родителей, их педагогов, пытающихся оказать учащимся профориентационную помощь.
  3. Современные дистанционные формы организации занятий позволяют вовлечь в эту деятельность и детей с ограниченными возможностями.

 Основные цели и задачи профориентационной системы:

1. Формирование у учащихся ценностно-нравственной основы выбора.

2. Осознание ценности труда.

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации и мире профессий.

4. Осознание необходимости профессиональной подготовки.

5. Общая ориентировка в вопросах профессиональной пригодности, в требованиях профессиональной деятельности к личностным качествам.

6. Выделение профессиональных целей, знания путей и способов преодоления препятствий, внешних и внутренних при продвижении к цели.

7. Начало практической реализации профессиональной личной перспективы.

      Характерной особенностью занятий с презентациями является перенос акцента с акта выбора профессии на подготовку к профессиональной карьере путем:

  • правильной оценки своих природных и приобретенных особенностей;

  • свойств личности;

  • формирования реальных представлений  о профессиональном мире и социальной обстановке;

  • отработки и усвоения будущих социальных и профессиональных ролей в учебно-игровых ситуациях.

        Профориентационный курс направлен на раскрытие личностного своеобразия каждого подростка и признание его права на самостоятельный поиск профессионального пути. Система  направлена на построение активного дистанционного диалога с молодыми людьми об их внутреннем мире, стремлениях и возможностях, талантах и способностях, жизненных ценностях. Все это обсуждается в контексте профессионального будущего детей и созвучно их внутренним переживаниям.

        Контроль осуществляется через интерактивные формы: построение личного профессионального маршрута путем дистанционного общения на основе электронных презентаций.

       В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть успешным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная внутренняя работа.

    Создание системы  связано с идеей психологической поддержки учащихся, находящихся в ситуации частичной отстраненности от социума и, при этом, решающие одну из возрастных задач – профессиональное самоопределение. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.

    Центральным психическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. Именно в это время у подростков возникает настоятельная потребность в изучении своих особенностей, в получении достоверной информации о своей личности, обладающей качествами, присущими только ей. Эту потребность вряд ли возможно удовлетворить в рамках преподавания школьных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на изучение внешнего, а не внутреннего мира. Поэтому психологические занятия, дающие пищу для размышлений и переживаний, позволяющие узнать о себе что-то новое, иначе увидеть себя в контексте выбора профессии, воспринимаются учащимися с большой заинтересованностью. В целом методическое обеспечение дает возможность учащимся получить необходимую информацию о себе для принятия решения о профессиональном будущем.

Перечень знаний и умений, формируемых в процессе занятий

 Учащийся должен знать:
  • Значение профессионального самоопределения;

  • Требования к составлению личного профессионального плана;

  • Правила выбора профессии;

  • Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • Понятие об основных свойствах личности (темперамент, свойства нервной системы, внимание, память, мышление и т.д.)

Учащийся должен уметь:
  • Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • Использовать приемы само презентации;
  • Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Для проведения дистанционных занятий адаптирована программа элективного курса "Ты и профессия".

(Материал выложен в разделе "Элективные курсы".) 

В дополнение к 9 основным занятиям создан комплекс из 4 занятий,

информирующий подростков о работе службы занятости, правилах выбора профессии,

организации поиска работы и временном трудоустройстве.

Занятие № 1 "Правила выбора профессии"   https://yadi.sk/i/C9ZL0oTebGPxL

Занятие №  2  "Служба занятости"     https://yadi.sk/d/ym_NaGQDbGRZ9

Занятие №  3  "Поиск работы"    https://yadi.sk/d/ueDe8XXobGSkw

Занятие №  4  "Временное трудоустройство"   https://yadi.sk/d/u81kwWlrbGUVk

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon subekty_vzaimodeystviya.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие субъектов, влияющих на профессиональное самоопределения старшеклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в условиях школы с подростками, имеющими отклонения в развитии.

Профориентационная  работа в школе выступает как компонент учебно-воспитательного процесса.  Ее эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в п...

Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"

Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....

Статья "Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья"

Система профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...

Презентация опыта работы "Использование игровой технологии "Ребус - это интересно" для повышения мотивации к чтению у детей 6-7 лет с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте"

Как только ребенок познакомился с буквами, он постепенно начинает читать. Но дальнейший интерес к чтению может как сохраниться, так и пропасть. Чтобы этого не было, на занятиях можно использовать игро...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....

«Роль профориентационной работы для повышения мотивации школьников к достижению планируемых результатов по усвоению образовательной программы, успешной сдачи итоговой аттестации, осознанного выбора дальнейшего жизненного пути на уроках технологии»

Осознанный выбор профессии, одна из главных проблем в жизни каждого человека. Особо значимым является формирование умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудовог...