Урок английского языка в разных системах обучения
статья по английскому языку на тему

 Квасова Елена Владимировна

Рассматриваются особенности уроков в традиционной методике, развивающем обучении, системе Занкова и ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_raznyh_sistemah_obucheniya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2

Выступление

 на ШМО

на тему

 "Урок английского языка в разных системах обучения"

   

выполнил: учитель английского  языка

Квасова Е.В.

Рассмотрим некоторые особенности урока  английского языка в различных моделях обучения, что позволит нам выявить основные отличия урока по ФГОС.

Традиционное обучение ставило перед обучающимися задачи освоения знания в  готовом виде без раскрытия путей их развития и взаимосвязи, а значит, предполагало усвоение, воспроизведение и применение иностранного языка только в аналогичных ситуациях. Такое обучение позволяло в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить школьников знаниями основ языка и способами его применения, но ориентировалось больше на память учащихся, а не на их мышление. Язык оставался всего лишь набором выученных тем, а не практическим инструментом коммуникации. Поэтому информирующий урок был основной организационной формой традиционного обучения.

Урок английского языка при проблемном обучении представляет собой способ активного взаимодействия обучающихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Проектирование урока строится на принципе последовательного и целенаправленного выдвижения перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Безусловно, это требует больших затрат времени на усвоение одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения. Основной формой остается проблемный урок. Теоретики проблемного обучения  А. М. Матюшкин, И.И. Махмутов и Кудрявцев Т.В., предлагают организовывать урок с помощью трехступенчатой модели:

1. Презентация учителем и восприятие учеником познаваемого объекта – первый уровень.

2. Присвоение учеником познаваемого объекта через создание учителем проблемных ситуаций на основе системы проблемных задач – второй уровень.

3. Творчество ученика и учителя в создании новых объектов познания – третий, высший уровень по созданию нового в мыслях и душе.  

   Согласно Дж.Дьюи, на уроке  прежде всего необходимо установить специфику затруднения или проблемной ситуации . Затем выдвинуть гипотезу или план ее решения, после чего – теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения. После этого наступает период реализации и экспериментальной проверки гипотезы. В случае необходимости предложенное решение может быть изменено.

Урок иностранного языка при развивающем обучении ориентируется на физическое, интеллектуальное и нравственное развитие способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. Урок строится так, чтобы ребенок имел возможность сознательно ставить цели и задачи самоизменения и творчески их достигать. Для этого используются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому школьнику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создается обстановка для естественного самовыражения ученика.

 В системе Л.В. Занкова урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика. Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников.Эта цель достигается следующими путями:

-Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с обучающимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

- Преобразующий характер деятельности обучающихся: 

-Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся,

- Коллективный поиск,

-Создание педагогических ситуаций общения на уроке

 -Гибкая структура занятия

Данная система кажется нам очень похожей на предлагаемую систему ФГОС, но необходимо отметить, что недостаток системы развивающего обучения  Л.В. Занкова в том, что она не имеет продолжения в основной школе.

В основе новых образовательных стандартов  лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур, что особенно созвучно с принципами обучения иностранному языку. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Системно-деятельностный подход дает направление урокам на:

 − воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

− переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

− ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

Следовательно необходимо разнообразие видов  урока  и обязательный  учет  на них индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), что  обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, т.е. гарантирует  достижения планируемых результатов.

В педагогической литературе последних лет современному уроку дает определение Ю.А. Конаржевский. По его мнению, современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном

обучении – создание условий, обеспечивающих познавательную активность учеников. Эта  цель может быть достигнута  следующими путями:  

- Ход познания – «от учеников». Учитель обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

- Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.  Обучающиеся осуществляют учебную деятельность по намеченному плану, применяя групповой и индивидуальный методы. Интенсивная самостоятельная деятельность  обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

-  Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль школьников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого в работе класса.

- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.  

- Гибкая структура. Учитель использует  разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Исходя из данных позиций мы можем выявить также основные признаки современного урока по ФГОС.

1) Ученик – равноправный субъект учебной деятельности.

2) Функция учителя на уроке меняется с управляющей на организующую. 

3) Структура урока  подчинена задаче обеспечения  разнообразия действий обучающихся: предметных, универсальных, личностных.

4) Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности обучающихся.

5) Предоставляемая обучающимся свобода выбора учебных действий и источников информации.

6) Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика).

На первый план в современной системе выдвигается так называемый «компетентностный» урок, который  ставит на первое место не информированность школьника,  а способность организовывать свою деятельность.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов  и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...

Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения

В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно ра...

Использование ЭОР на уроках иностранного языка на разных этапах обучения школьников.

В данной статье  будет дано определение понятию ЭОР, рассмотрены различные способы использования ИКТ в учебном процессе при обучении английскому языку  с учетом различных способов деятельнос...

Современный урок английского языка на разных этапах обучения

Принципы построения урока иностранного языка...

Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».

Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...

Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения

Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...