Интеллектуальное развитие школьников среднего звена на уроках русского языка в традиционной системе обучения
статья по русскому языку на тему

Хомутовская Надежда Николаевна

В татье рассказывается об интеллектуальном развитии детей на уроках русского языка, о проведении регулярных развивающих занятий, включении детей в постоянную поисковую деятельность, что существенно развивает у детей интеллектуальные возможности, приводятся примеры из практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_media_plan.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ «Средняя школа № 22 отдела образования акимата г.Костаная»

Хомутовская Н.Н.

Учитель русского языка и литературы

Тема  статьи:        Интеллектуальное развитие  школьников среднего звена  на уроках русского языка в традиционной системе обучения

Уроки гуманитарного цикла немыслимы без интеллектуального развития детей. Интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. Интеллектуальное развитие ребенка - это способность мыслить, анализировать, быстро усваивать новую информацию.
         Основой  для всестороннего развития и формирования гармоничной, самостоятельной и образованной личности служат уроки русского языка. Именно  они  открывают  потенциальные возможности для полноценного развития, поэтому так необходимо  создать наиболее подходящие условия для интеллектуального развития ребенка, придать нужное направление деятельности учащегося. Инициатива, тяга к узнаванию нового должна исходить непосредственно от ребенка. Чтобы правильно организовать умственное воспитание детей, необходимо учитывать возрастные особенности, способности, интересы конкретного ребенка, не допускать перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на конкретном этапе, одновременно стимулируя его стремление к новым знаниям.

Проведение  регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно  развивает у детей интеллектуальные возможности. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению, поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на следующих этапах.         Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми предметами.  Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты  и эффективно использовать накопленные знания на уроках. Систематический курс занятий на материале поисково - творческих задач неучебного  содержания создает благоприятные условия для воспитания у школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения. Для развития интеллектуальных способностей школьников необходимо использовать игры, развивающие логическое мышление.

Перечень требований к выпускнику  школы свидетельствует о том, что должен быть достигнут определенный уровень его читательской подготовки, который дает ученику продолжить обучение в  ВУЗе. С первой встречи с любым текстом, в том числе и художественным, я приучаю своих учеников работать с карандашом в руке, т.е. быть внимательным читателем. При этом использую следующие виды работ:

· «Здравствуйте, незнакомцы!» Выделение, подчеркивание в тексте незнакомых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов и последующее объяснение их значения.

· «Мой друг - вопрос» «Вычерпывание» информации из каждого слова, словосочетания, предложения; постановка вопросов. По ходу чтения текста у внимательного читателя возникают вопросы, которые он фиксирует на полях «знаком вопроса». Следует отметить, что такая работа развивает у детей умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, строить догадки. Делать предположения и проверять их.

· «А я сомневаюсь!» Проверка имеющейся в тексте актуальной информации: описания событий, героев, места и времени действия и т.д. Поиск ответа на вопрос учит детей устанавливать причинно - следственные связи, анализировать, классифицировать и сопоставлять, ставить опыты и проводить наблюдения.

    Умение внимательно читать и понимать текст  способствует успешному выполнению учащимися заданий повышенной сложности на олимпиадах и конкурсах разной предметной направленности и разного уровня. А это путь к успеху в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование интеллектуально-речевой компетенции на уроках русского языка

Актуальным на современном этапе обучения является формирование у обучающихся устойчивого высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как к духовной сокровищнице ...

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудици...

Выпускная квалификационная работа на I категорию Организация контроля усвоения знаний и формирования умений учащихся среднего звена по русскому языку

Проблемам организации постоянного качественного контроля умений и навыков, полученных на уроке  русского языка, посвящена данная исследовательская работа....

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Тематическое планирование уроков русского языку по традиционной программе, рассчитанное по 5 уроков в неделю

Тематическое планирование урока русского языка в 6 классе . Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др....

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНАНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны...