формирование интеллектуально-речевой компетенции на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Актуальным на современном этапе обучения является формирование у обучающихся устойчивого высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как к духовной сокровищнице нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir_intellektualno-rech_komp.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Аналитическая справка

«Формирование интеллектуально-речевой культуры - условие становления ученика как субъекта познавательной деятельности»

      Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку и литературе  в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции, поэтому основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие интеллектуально-речевой культуры. Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

     К сожалению, некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, негативно воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность  и  современный молодежный сленг выдается за норму литературного  языка.

       Таким образом, актуальным на современном этапе  обучения является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного  отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален.

      Во-вторых, задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства.  Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.

       Большое место на уроках русского языка и литературы занимает работа с текстом как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.

            Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного, интегрированного,  разноуровневого обучения, групповых, игровых, информационных технологий.

                        Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции: понимать читаемый текст, определять тему и основную мысль, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Постановка задач, способствующих достижению данной цели, формирование речевых умений и навыков составляют основу  лингвистической, языковой, коммуникативной и интеллектуальной компетенций.

                    Учитель Бойченко Н.В. считает, что большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Комплексному анализу текста, согласно календарно-тематическому планированию, выделены отдельные уроки в 8-9-х классах, способствующие развитию речи учащихся. Тексты  интересны с точки зрения орфографии, отличаются стилем, типом речи, лексикой, содержат различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.  Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции. Ребята должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко их воспроизводить.  Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.

            На уроках в 6 «А» классе учитель Бойченко Н.В. использует элементы игровых технологий. Например, на уроке по теме «Правильное употребление существительных» учитель применила такие игровые элементы как «Диктор» (чтение текста орфоэпически правильно), «Редактор» (исправление  речевых ошибок), «Переводчик» (замена иноязычных слов русскими).такие дидактические игры способствует развитию творческих способностей, содействуют формированию интеллектуально-речевой культуры  .

            Наиболее результативными в 5 «Б» и  6 «Б» классах учитель Курилина Л.О. считает следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом, формирующие интеллектуально-речевую культуру:  лексические разминки, сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение, редактирование текста, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, сравнение 2-х текстов.

            На уроке по теме «Соблюдение норм современного русского языка» в 5 «Б» классе учитель  Курилина Л.О. предложила обучающимся определить лексическое  значение слов («этикет», «уместность», «благодарность», «гарнир», «комфортабельный» и др.), которые часто употребляются в речи. Значение некоторых слов учащиеся не могли объяснить, поэтому учитель напомнил детям, что можно обратиться к Толковому словарю и в нем найти значение слов, вызвавших затруднение.  Последующее составление предложений с данными словами помогло определить учителю уровень усвоения значения данных слов обучающимися. Затем дети составляли диалог на основе фотоколлажа, используя различные речевые формулы. Редактирование текста зачастую вызывает затруднение у детей, поэтому учитель провел устно редактирование текста и предложил его для домашнего задания.

            Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках в 8 «А» учитель Курилина Л.О. предлагает  учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ГИА и ЕГЭ, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую.  

           Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра.

     Учитель Лыгановская Е.В.  на уроках  активно использует   коммуникативно-речевые упражнения, которые учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовят к эффективному речевому общению. Например, на уроке «Орфоэпия как раздел языкознания» в 5 «А» классе учитель предлагает прочитать пословицы русского народа о языке и речи: « Язык не стрела, но пуще стрелы разит», «Красную речь хорошо и слушать», «Коротко и ясно, оттого и прекрасно», « Красное дерево редко, красное слово метко». Просит учащихся объяснить, какие из них  характеризуют язык и речь с эстетической стороны? Обучающиеся объясняют значение слов в пословице, указывая  их  метафоричность, раскрывают значение пословиц устным высказыванием. Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание  на особенности языка.

     Учитель Лыгановская  в 5 «А» классе  на этапе  повторения  «Виды предложений по цели высказывания»  ставит задачу: при помощи речевых ситуаций показать учащимся, что умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, а главное, умение правильно использовать их в речи и точно передавать нужную интонацию -  необходимо каждому человеку в практике речевого общения. Учитель ведет урок  на основе анализа примеров, приводимых учащимися. Обучающимся накануне было предложено домашнее задание - составить пример, который включает в себя предложение и описание обстоятельств, в которых оно произносится, т. е. речевую ситуацию. Предлагались  речевые ситуации «сильным» учащимся - придумать самим, «слабым» - взять из художественной литературы. Анализируя приведенные примеры, учащиеся отмечали, что восклицательная интонация в зависимости от ситуации, в которой произносится предложение, помогает передать различные эмоции, делает нашу речь более выразительней, помогает точнее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Кроме того, в процессе игры учащиеся получили возможность ощутить сложность и понять важность не только правильной интонации различных предложений, но и правильного восприятия интонации собеседника, что имеет большое значение в практике речевого общения.

     Таким образом, речевые ситуации на уроках дают  возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт самих ребят, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала.

     Учитель Приходько Н.В. часто  использует  на уроках литературы в 11 «А» классе такие формы проведения урока  как семинар, полемика, дискуссия,  в основе которых лежит обсуждение предложенной проблемы. При таких формах учителю достаётся лишь организационная роль, а само содержание урока определяется совместно обучающимися. Озвучивается проблемный вопрос, который решается в ходе урока. Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает формирование интеллектуально-речевой культуры обучающегося.

     Практика реализации работы позволяет говорить о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.

             Нужно отметить, что все учителя русского языка и литературы  использует возможности компьютерных технологий в обучении, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся, используют обучающие программ по русскому языку, информационные ресурсы по литературе. Именно такие уроки дают  ученикам возможность проявить творческую активность, способствуют умению отстаивать свои убеждения.

            Внедряя эти формы уроков в практику преподавания русского языка и литературы, можно сделать  вывод, что в результате подготовки учащихся к таким урокам, у них повышается интерес к художественным средствам языка, развивается речь, приобретаются навыки самообразовательной деятельности, стимулируется литературное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...

«Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий».

Опыт работы над темой «Интеллектуально-речевое развитие обучающихся на уроках русского языка с использованием средств субъективизации и элементов информационных технологий»....

Интеллектуально-речевое развитие учащихся на уроках русского языка с помощью языковых разборов.

Главной  целью учителя русского языка становится  формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся, применение полученных знаний и умений в собственной речево...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах

Задания по формированию познавательной и коммуникативной компетенций в многонациональных классах....