Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах
презентация к уроку по русскому языку

Лоскутникова Ольга Сергеевна

Задания по формированию познавательной и коммуникативной компетенций в многонациональных классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лоскутникова Ольга Сергеевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №71 г. Новосибирск Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся полиэтнических классов

Слайд 2

активизировать познавательную деятельность учеников на основе учёта их личностных особенностей, тем самым обеспечить успешное обучение русскому языку и литературе в условиях высокой дифференциации состава учащихся. Цель профессиональной деятельности:

Слайд 3

Задачи: 1) сформировать положительное мотивированное отношение к русскому языку и литературе через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости; 2) использовать в работе личностно-ориентированный подход; 3) организовать работу по формированию коммуникативной компетенции у детей-инофонов; 4) повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения современных технологий.

Слайд 4

Формирование коммуникативной компетенции: - выполнение посильных и интересных заданий - ситуативные упражнения, способствующие развитию навыков речи - технология обучения в сотрудничестве - словарная работа на каждом уроке русского языка - курс «Занимательный русский язык» призван расширить знания о языке, обогатить словарный запас учащихся

Слайд 5

Задание. Отгадайте глаголы по толкованию лексического значения: Бинтуя, прикрепить к чему-либо. Прийти, бредя, двигаясь медленно и с трудом. Присоединить сваркой. Прикрепить к чему-либо с помощью винта. Измениться, перейти в иное состояние. Представиться, показаться во сне. По суеверным представлениям – ворожбой, колдовством внушить любовь, привязанность.

Слайд 6

Для расширения словарного запаса детей использую следующие приемы: объяснение значения слова, используя словари, иллюстрации, видео; объяснение этимологии слова; подбор синонимов, антонимов; словообразовательный анализ слова; составление словосочетаний и предложений; лингвистический комментарий на уроках литературы: толкование устаревших слов; выражений и форм слова, которые в современном русском языке не употребляются.

Слайд 7

Например, в тексте упражнения встретилось слово косогор . Задания: Используя толковый словарь, объясните лексическое значение слова. ( Склон горы, холма. «Село по косогору тянется, потом в овраг спускается, а там опять на горочку.»Некрасов.) Рассмотрите иллюстрацию. Почему склон так называется? (наклон) Подберите синоним. (спуск) Выполните морфемный разбор слова. Как образовалось слово? (косо + гора) Объясните правописание этого слова. (косогор — кОсо; соединительная гласная о) Составьте словосочетания со словом косогор.

Слайд 8

Слова – родственники. Занятие №8 Кто быстрее заменит все слова в предложениях (кроме служебных) синонимами? ● Доктор прописал пациенту инъекции. ● Разъярённая вьюга замела тропинки. ● Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. Угадайте синонимы: Много (яблок), тьма (книг), п.... (работы), прорва (дел), т… (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), м... (флагов), л... (рук).

Слайд 9

На последней иллюстрации - Эскулап. Это бог врачевания в Древнем Риме, сын Аполлона. Воспитал Эскулапа мудрый Хирон. Под его руководством Эскулап стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя: научился лечить многие болезни с помощью лечебных растений. Помимо того, он стал искусным хирургом и открыл противоядия от укусов многих ядовитых животных, а также прославился тем, что использовал яды для лечения болезней, чего не пытался делать никто из его современников. Обвитый змеёй жезл Эскулапа используется как медицинский символ.

Слайд 10

Формирование учебно-познавательной компетенции 1.Обучение в сотрудничестве. 2. Технология дифференцированного обучения. 3. Технология проблемного обучения. 4. Информационные технологии.

Слайд 11

1.Что объединяет данные слова? Продолжите ряд своими примерами. Ант...биотики, ант...патия, ант...под . 2.Можно ли проверить безударные гласные в словах д...мократия, д...магог , существительным эпидемия ? Уточните лексическое значение слов в словаре. 3.Объясните, чем различаются слова: анализ — разбор, орфография — правописание, контакт — общение, ассортимент — выбор, дефект — недостаток. Примеры заданий.

Слайд 12

Кощей или Кащей? Первоклассники на уроке рисования по заданию учительницы должны изобразить известных сказочных персонажей – любых, которых знают. Казалось бы, все должны рисовать сугубо положительных – Ивана-Царевича и Елену Премудрую, – но нет: учительница уже знает, что в конце урока получит в основном портреты Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Ничего не поделаешь, у отрицательных героев есть своё собственное отрицательное обаяние, и порой оно бывает сильнее положительного... Однако вот что интересно: под красочными изображениями сказочного Кощея – разные подписи. Кто пишет «Кощей» , кто «Кащей» . Опять же «Бессмертный» написано по-разному: где с большой буквы, где с маленькой.

Слайд 13

В словаре русского языка В. Даля «Кащей» пишется через «А». И объясняется почему. «Кащей», по мнению Даля, происходит от слова «кастить», что означает «грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить». «Касть» – это пакость, мерзость, гадость, скверна...

Слайд 14

Впрочем, как считает Даль, Кащей через «А» со временем был переделан в Кощея через «О» – от слова «кости». Это говорящим по-русски ближе, понятнее. Действительно, Кощея представляют обычно как непомерно худого человека, костлявого старика, скрягу, скупца. Некоторые словари указывают на то, что Кащей через «А» – вариант устаревший. Сейчас чаще пишут через «О» – Кощей. Есть, кстати, и ещё одна версия, не связанная с костями. Якобы было такое бранное слово в XII–XIII веках... «Кащей» значило «раб». Это в какой-то степени и Даль подтверждает: он упоминает старинное «кащей» – смерд, подлый раб. Что до «Бессмертного», то это слово – определённо пишется с большой буквы. Бессмертный – это у Кощея нечто вроде фамилии или клички.

Слайд 15

Общая качественная успеваемость по русскому языку: 2014-2015 уч.г. - 56%; 2015-2016 уч.г. — 53%; 2016-2017уч.г. - 57%. Общая качественная успеваемость по литературе: 2014-2015 уч.г. - 68%; 2015-2016 уч.г. - 63%; 2016-2017уч.г. - 75%. Результаты государственной итоговой аттестации Результаты ЕГЭ в 2014-2015 учебном году: 11 «А» класс (25учащихся), получили от 51 до 87 баллов 19 учащихся (76/%), средний балл класса — 58,6; средний балл по региону — 66,2.

Слайд 16

Результаты ОГЭ в 2016-2017 учебном году: 9 «А» класс (24 учащихся), количественная успеваемость — 100%, качественная успеваемость — 79%, средний балл класса — 4,3; средний балл по региону — 4,1. Результаты учащихся-инофонов: 9 «А» класс (6 человек), количественная успеваемость — 100%, средний балл класса — 4,3; средний балл учащихся-инофонов — 4,1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в старших классах.

В данной статье вы прочитаете о ключевых образовательных компетенциях, узнаете, как формировать учебно-познавательные компетенции на уроке и во внеурочное время....

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе....

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

«Формирование семейных ценностей на уроках русского языка и литературы в 9 классе».

К сожалению, сейчас семейные ценности отходят на второй план. Если раньше жизнь человека постоянно крутилась вокруг собственной семьи, то теперь он мечтает жить для себя. Некоторые молодые люди заменя...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...