Выпускная квалификационная работа на I категорию Организация контроля усвоения знаний и формирования умений учащихся среднего звена по русскому языку
учебно-методический материал (русский язык) по теме

Лучникова Ольга Анатольевна

Проблемам организации постоянного качественного контроля умений и навыков, полученных на уроке  русского языка, посвящена данная исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.rar381.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГУО ВПО

«ОРЕНБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Выпускная квалификационная работа

на I категорию

Тема:

Организация контроля  усвоения знаний и формирования умений учащихся среднего звена по русскому языку

                                                                  Выполнила: Лучникова Ольга Анатольевна,

                                                                                   учитель русского языка и литературы                                                                                              

                                                                                  МОУ       «Землянская основная общеобразовательная

                                                                                  школа» Новосергиевского района  

                                                                                  Научный руководитель:  

                                                                                   Полькина Светлана Николаевна,  

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дидактики

                                                                                   и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ

                                                                                 

                                                                                               

Оренбург, 2010

Содержание:                                                                                                               стр.

Введение…………………………………………………………………………...........3    Глава 1. Теоретические аспекты организации педагогического контроля усвоения знаний и умений учащихся по русскому.

  1. Сущность понятия «педагогический контроль усвоения знаний и умений», назначение контроля………………………………………………………………..6
  2. Особенности педагогического контроля знаний и умений учащихся………….................................................................................8
  3. Классификация традиционных видов и форм контроля знаний и умений учащихся……………………...................................................12

Глава 2. Организация контроля усвоения знаний и умений учащихся среднего звена по русскому языку.

         2.1 Методы контроля учебных достижений, применяемые

               на уроках русского языка……………………………………………..15

2.2 Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся…19

          2.3 Основы организации контроля знаний учащихся  среднего

                звена…………………………………………………………………. 20

2.4 Мониторинг как технологическая система отслеживания

       результатов обучения……………………………………………...  21

Заключение……………………………………………………………………………  25

Библиографический список…………………………………………………………   27

Приложение. Урок русского языка на мониторинговой основе….........................   30

Введение

Актуальность исследования.

        На современном этапе развития образования особую актуальность приобрел вопрос контроля и оценки качества обучения. Возникла необходимость в поиске новых видов, форм, методов и средств объективной оценки динамики продвижения учащихся в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению.

         Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных и опросов в классе и путем оценки письменных работ.

         Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Россия, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части.      

         Однако в целом в России еще не приняты необходимые меры для создания регулярной системы контроля  работы учебных заведений и системы образования в целом. При этом в практике работы школы утвердились разные формы, методы и приемы проверки результатов учебной деятельности школьников.

     Основным критерием оценки эффективности современного урока, и урока русского языка в том числе, является конечный результат — достигнута ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные умения отработаны на данном уроке.

   Знания в общей сумме сведений, изучаемых на уроках русского языка, рассматриваются, прежде всего,  как основа сознательного формирования соответствующих умений и навыков. Без знания понятий, норм, языковых фактов нельзя научиться грамотно говорить и писать на родном языке. Следовательно, в процессе обучения учитель должен вести регулярный, целенаправленный контроль их усвоения.

        «Традиционные системы контроля и оценки знаний и умений учащихся «грешат»…одним существенным недостатком. Он состоит в том, что все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя, что лишает учащихся инициативности, самостоятельности и состязательности в учебе»[1].

       На сегодня в методике уже описаны альтернативные системы контроля и оценки достижений учащихся.   Проблемам организации постоянного качественного контроля умений и навыков, полученных на уроке  русского языка, посвящена данная аттестационная работа. 

     Объект исследования – преподавание русского языка в среднем звене общеобразовательной школы.

  Предмет исследования – учебная деятельность школьников на уроке русского языка, основанная на систематическом контроле.

  Цель исследования –  апробировать на практике методику организации постоянного педагогического контроля учебных достижений учащихся среднего звена, полученных на уроках русского языка и оценить ее эффективность.

Основные задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по заявленной теме;
  • уточнить сущность понятия «педагогический контроль», определить его особенности;
  • выявить роль контроля и оценки в учебной  деятельности учащихся;
  • показать традиционные и новые виды, формы и методы контроля, используемые на уроках русского языка;
  • описать и апробировать методику организации постоянного контроля знаний и умений учащихся в практике преподавания русского языка в среднем звене;
  • описать  критерии эффективности разработанной методической системы.

             Гипотеза исследования – педагогический контроль усвоения знаний и формирования умений будет проходить эффективно, если:

  1. будут учтены основные психолого-педагогические аспекты данной проблемы, связанные с развитием уровня сформированности навыков самоконтроля и самооценки  у обучаемых и развитием их мотивации;
  2. работа будет строиться  в соответствии с разработанной системой, базирующейся  на четкой технологической основе.

              Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процесса их достижений, обобщение и синтез, обобщение методического опыта, опытная работа.

Сущность понятия «педагогический контроль усвоения  знаний и формирования языковых умений», назначение

            Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно – познавательной деятельности учащихся.

             Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.             Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса. С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.

          Выполняя функцию руководства учебно – познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение.

             Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

             Вообще, проверка знаний есть и форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

             Проверка знаний есть форма педагогического контроля учебной деятельности учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

            Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.

            Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля учителя. По-настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.            Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

         Таким образом, в качестве основных функций педагогического контроля выделяются традиционно контролирующая, диагностическая, обучающая, воспитывающая и мотивирующая функции. Но в  ходе исторического развития педагогической науки и появления представлений о контроле как составляющей управления качественного образования добавились информационная, сравнительная и прогностическая функции.

Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся

         Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одно-го из основных принципов государственной политики адаптивность системы обра-зования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требования конкретной педагогической системы и всей системы образования.

          Анализируя особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта проблема многогранна и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы.

         Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И.Зарецкий, И.И.Кулибаба, И.Я.Лернер, Е.И.Перовский, С.И.Руновский, М.Н.Скаткин, В.П.Стрезикозин и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.

        Постепенно формируется убеждение, что образовательная система должна корректно поставить дидактическую задачу и с помощью педагогических технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл учащегося, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого качества, например, овладение учащимися учебным материалом.

         В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки

показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому "качество" трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки. Рассмотрим группу исследований по вопросам количественного исследования обучения и его эффективности. К обучению в этих работах подходят с различных точек зрения, как к информационному процессу, выясняется возможность математической оценки получаемых результатов, обсуждается применение количественных критериев определения его эффективности.

          Все авторы сходятся на том, что прежде, чем оперировать теми или иными математическими понятиями и формулами, что является, в известной мере, техническим вопросом, сначала должна быть установлена специфика педагогических явлений, для чего нужно содержательно интерпретировать наблюдаемые явления, нужны содержательные критерии, которые могут быть получены педагогическим анализом. Подходя к процессу обучения как к сложному многоуровневому процессу, они склонны применять к нему различные варианты кибернетических методов и методов математической статистики. Количественная формулировка педагогических закономерностей, по их мнению, открывает новые возможности для контролирования педагогических гипотез, для обоснованного предсказания характера педагогических явлений, протекающих в различных условиях, и создания на этой основе нужных рекомендаций для полного и эффективного управления педагогическим процессом. Проблему эффективности обучения иногда отождествляют с проблемой успешности усвоения знаний, для чего разрабатываются новые для педагогики количественные методы.

        Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

           Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности в ее проведении.

           Справедливой критике подвергают многие авторы систему текущих и вступительных экзаменов. Небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс, вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать, каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии; количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат. Отчасти эту проблему призван решить экзамен в форме ЕГЭ.          Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это так или иначе влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний, о чем более подробно мы поговорим дальше. Следовательно, как уже подчеркивалось выше, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования.

         Другое направление в исследовании этой проблемы связано с изучением вос-питательных функций оценки, с изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и отношение школьников к предмету (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.И.Липкина. Л.А.Рыбак и др.).

         В 60-70-е гг. в связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые аспекты в изучении проблемы. В программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса. Это повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев. В связи с этим рассматриваются качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ. (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, А.Г.Молибог, Н.М.Розенберг, Н.Ф.Талызина, Н.М.Шахмаев и др.). Исследователями этих проблем были сформулированы более четкие требования к Ачеству планируемых знаний, критериям и нормам оценок, выявлены преимущества и недостатки различных видов вопросов, разработаны методики контроля знаний.

       Таким образом, проверка и оценка знаний школьников как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Классификация видов, форм и  методов контроля знаний и умений учащихся

          В современной педагогике  в зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный; текущий; итоговый. Они рассматриваются как средства контроля уровня (качества) усвоения.

         Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.

           Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.

        Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

           Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

            Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количество обычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. После завершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.

            Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного цикла обучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.

            Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой эффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

           В практике среднего образования используются различные формы текущего и итогового контроля качества  знаний учащихся. Прежде всего, устные и письменные формы. Среди них традиционными являются:

  • диктант;        
  • краткая самостоятельная работа;
  • письменная контрольная работа;        
  • контрольная лабораторная работа;          
  • устный зачет по изученной теме;        
  • классический устный опрос у доски.        

Методика организации перечисленных форм работы достаточно хорошо изучена и подробно описана в различных методических пособиях[2]

          Устные формы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьниками на уроке по конкретным изучаемым на данном занятии вопросам. Они помогают учителю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а учащимся - подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Письменные контрольные работы также могут использоваться для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении предмета.

           Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обес-печивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.  Оценивание как при устном опросе, так и при контрольных работах является неточным, как это уже было показано раньше. Основными недостатками этих методов являются субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов. Эти недостатки приводят к тому, что учитель не всегда может получить реальную и объективную картину учебного процесса. Таким образом, для оценки качества знаний эти формы контроля малопригодны.

          Однако учителя-практики ищут пути совершенствования методики опроса. Хочется, в этой связи, представить опыт учителя Гин А. А.[3] по совершенствованию форм устного и письменного контроля. Учителями нашей школы давно подхвачены его идеи и успешно используются в практике обучения. (См. Приложение 1)

Методы контроля учебных достижений, применяемые на уроках русского языка

           Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы применяются такие методы контроля знаний, навыков и умений: устный и комбинированный опрос, проверка на основе письменных, графических и практических работ, программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль, тестовая проверка, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

       Устный опрос требует устного изложения учеником о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение в наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится, в основном, на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний учащихся, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

        Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Оценка способствует повышению успеваемости и развитию учащихся, когда при составлении классной работы удается правильно увязать объективные требования с достигнутым классом уровнем успеваемости. Работа должна ставить высокие, но выполнимые требования. У учащихся не должно быть ощущения, что требования завышены. Это снизит их отдачу. Заставит их списывать или уклоняться от учебной задачи. Классные работы используются в основном для контроля и оценки комплексных достижений.
Ключевые знания и элементарные навыки контролируются в рамках повседневных упражнений и коротких проверок. Вот почему классные работы включают в себя задания, содержащие от года к году все более возрастающие требования к систематизации знаний и все же любая классная контрольная работа должна включать в себя также разумную долю простых заданий, с помощью которых проверялись бы ключевые знания и элементарные умения. Кроме того, контрольную строят так, чтобы даже слабый ученик, если он, конечно, достаточно работал, мог получить по крайней мере тройку.

         Вообще контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течении года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи.

        Содержание работ для письменного опроса может организовывать по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше «3» за вариант Б – не выше«4», а за вариант В – «5». При желании ученик может посоветоваться с учителем. Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса, еще не пройденной до конца. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения учащимися способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

        Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы работающей в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

        Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится, как сказано выше, в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, текстовых заданий.

         Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматический явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

         Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержании которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.                Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время
(5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения учащихся, Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные правильно выполненные.

           Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений учащегося по предмету - русский язык, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п. Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

           Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Например, контрольными графическими работами может быть, заполнение схем «звуковая модель» слова «состав предложения», «синтаксический разбор предложения.

             При многих своих «плюсах» традиционные формы и методы контроля имеют один существенный недостаток: не дают объективной картины уровня знаний и сформированности умений учащихся.

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

         Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний учащихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы - тесты. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта. Тест - это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения достаточно объективно. Тестовый контроль относят к нетрадиционным формам контроля знаний и умений учащихся. Наряду с ним в методике преподавания описаны и такие формы, как:

  • матричный контроль;
  • викторина-зачет;
  • зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»;
  • «Шайба» - игра-зачет по теме;
  • Контроль знаний в системе коллективного обучения (методика В.Ф. Шаталова);
  • Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.

         Источник, который дает подробное описание методики данных форм контроля – книга В. С. Кукушина «Дидактика (теория обучения)».  Методические рекомендации сопровождаются наглядностью, образцами карточек, рейтинговых таблиц, а также обстоятельным анализом достоинств и недостатков той или иной формы опроса

Основы организации контроля знаний учащихся среднего звена

          Для организации объективного контроля знаний необходимо четко представлять себе требования к знаниям и уровни необходимой деятельности учащихся. Требования к знаниям должны быть следующими:

  • однозначность, т.е. поставленная цель образ должна быть однозначно понята всеми;
  • диагностичностъ, т.е. должна существовать в проверки достижения поставленной цели;
  • содержательность, т.е. цель должна отражать, что учил ученик в процессе обучения.

            «Цель средней общеобразовательной школы — формирование  человека культуры, поэтому цель преподавания всех учебных дисциплин должна форрмулироваться в общекультурных терминах».[4] В.П. Беспалько выделил следующие уровни деятельности:

  • знакомство (умение опознать изученный объект, выделить его среди других объектов, провести классификацию; объектов по задуманному признаку);
  • воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа).
  • умение (умение применить известный метод в новых, нестандартных условиях, решить нетиповую задачу);
  • трансформация, т.е. творчество (умение создать новый, неизвестный метод или подход к решению проблемы).

Для каждого типа учебных заведений (высших, специальных, общеобразова-

тельных) в наши дни разрабатываются и  утверждаются Министерством обра-

зования России государственные образовательные стандарты, определяющие не только содержательную часть образования, но и требуемый уровень деятельности обучаемых.

Мониторинг как технологическая система отслеживания результатов

обученности

         В последнее время вместо традиционного понятия "контроль", кроме уже упоминавшегося понятия "диагностика" все чаще стали использовать понятие мониторинг. Под мониторингом в системе "педагог - обучающийся" понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Все вышеизложенные исследования в методике организации контроля легли в основу мониторинговой системы отслеживания результатов обучения.

          Мониторинг позволяет подвести процесс организации систематического контроля знаний и умений по предмету под технологическую основу, а значит, и добиться определенных положительных результатов процесса обучения.

         Мониторинговая система включает в себя следующие элементы: 

  • индикацию (отражение) учебных результатов с конкретными конечными и промежуточными целями;
  • конкретный набор заданий для реализации системы регистрации результатов;
  • оценку динамики обученности учащихся.

          Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.      

Практическое применение мониторинга

           Мониторинговая работа представляет собой набор заданий, содержание которых соответствует определенной теме. Задания ранжируются по баллам в зависимости от их сложности. Для получения отметки «три» ученик должен выполнить не менее 52% от максимальной суммы баллов.

            Задания в мониторинговой работе должны следовать по нарастающей степени сложности:

  • 15% - задания на воспроизведение;
  • 45% - действия по алгоритму;
  • 25% - задания частично-поискового характера;
  • 15% - творческие задания.

Типы заданий на воспроизведение:

  • словарный диктант (по баллу за каждое правильно написанное слово);
  • запись словосочетаний (по баллу за каждое правильно написанное слово), текста (оценка по нормам диктанта);
  • осложненное списывание (оценка по нормам диктанта).

Действия по алгоритму:

  • различные виды грамматических разборов (оценка в пределах 3-4 баллов);
  • объяснение орфографических и пунктуационных правил (до 5 баллов за правильное объяснение), приведение примеров на правило (по 1 баллу за каждый пример);
  • конструкция словосочетаний, предложений по указанным схемам (до 3 баллов: грамотность, пунктуация, речь); составление синонимичных рядов, цепочек однокоренных слов ( по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание);

Частично-поисковые задания:

  • редактирование предложений (до 3 баллов: грамотность, пунктуация, речь);
  • определение темы текста, формулирование основной мысли (до 5 баллов);
  • определение стиля речи (1балл), типа текста (1 балл), аргументация (5баллов);
  • нахождение художественных средств, ключевых слов в тексте (по 1 баллу за каждый правильно приведенный пример).

Творческие (исследовательские) задания:

  • построение собственного речевого высказывания (сочинения-рассуждения) на основе данного текста (орфография, пунктуация, речевое оформление, оценивается по нормам сочинения);
  • высказывание собственной точки зрения на проблему, затронутую в тексте, сопоставление ее с позицией автора.

          Работа по полученным результатам контроля (входного, промежуточного или итогового) направлена  на формирование у учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию. А это, в свою очередь, предполагает формирование профессионально-этического подхода к ученику.

           Среди положительного в применении мониторинговой системы отметим глубокий, осознанный повтор материала; последовательный переход от репродуктивного к частично- поисковому и исследовательскому методам; создание ситуации успеха и,  как следствие мотивация ребят на деятельность.

           Однако процесс этот справедливо считать трудоемким из-за подбора материалов, составления и ранжирования заданий, технического оформления, скрупулезного анализа работ, выведения рейтинговой оценки, выявления динамики роста, дальнейшей корректировки учебного процесса и нового набора заданий.

Заключение

            Анализ  психолого-педагогической  и методической литературы, исследований современной дидактики по проблеме контроля учебных достижений учащихся; апробация нетрадиционных форм контроля (например, мониторинговой системы)  показывает:

  1. на современном этапе развития образования, когда совершенствуется структура государственных образовательных стандартов, кардинально изменяются требования к уровню образования выпускника, традиционно применяемые на уроке формы контроля не оправдывают себя. Сегодня «происходит операционализация требований – приспособление формы предъявления требований к задачам измерения»[5];
  2. мотивация учащихся к реализации поставленных целей и задач возрастает, если четко выделены критерии достижений ученика и свидетельства его продвижения; учащийся информирован о том, что нужно сделать, чтобы достичь более высоких оценок и ему предоставляется право на индивидуальный темп продвижения по программе и самостоятельный выбор варианта изучения курса;
  3. контроль на современном этапе должен опираться на технологическую основу или инструментарий объективных методов педагогической диагностики.

         Этим требованиям в большей мере соответствуют такие нетрадиционные формы контроля, как рейтинговый, тестовый контроль, а также технология мониторинга. Именно они обеспечивают объективность и однозначность оценки, строго учитывают текущую успеваемость ученика и нацеливают его на дальнейший рост, повышают интерес к учению, повышают эффективность процесса обучения.

            Подобные формы и приемы контроля снимают проблему авторитарности педагога в процессе обучения, создают условия для самоконтроля и самооценки учащихся, позволяют отказаться от ориентирования учащихся на оценку результатов заучивания.

            Однако для успешного внедрения этих методик необходимо выполнение некоторых условий. Например, внедрение рейтинговой системы возможно при системно-деятельностном подходе к обучению, а это, в свою очередь, предполагает отказ от классно-урочной системы обучения. К такому шагу общеобразовательная школа еще не готова.

Лучникова Ольга Анатольевна


[1]

 Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/В. И. Звонников, М.Б. Челышкова.- 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-224 с. 

[2] Кукушин В. С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.-368с.

[3] ( Гин А.А. Приемы устного опроса // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 18 марта. http://www.eidos.ru/journal/2000/0318-01.htm.)

[4] Кукушин В. С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие.- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.-368с.

[5] Литневская Е. И и др. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов/Под ред. Е. И. Литневской. – М.: Академический прект, 2006. – с.9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

Совершенствование стилистико-орфографических умений и навыков в процессе дифференцированного обучения русскому языку учащихся среднего звена

В работе указаны виды дифференцированной помощи учащимся на уроке, структура урока дифференцированного обучения, разнообразные виды заданий по русскому языку  для учащихся среднего звена...

"Вселенная в алфавитном порядке" (игра для учащихся средней школы по русскому языку)

Цель данной игры для школьников - формирование интереса к словарям русского языка...

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"

Выпускная квалификационная работа на тему: " Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНАНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны...

Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.Главная задача по русскому языку – это довести ребят до у...