Главные вкладки

    "Вселенная в алфавитном порядке" (игра для учащихся средней школы по русскому языку)
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Гущина Татьяна Владимировна

    Цель данной игры для школьников - формирование интереса к словарям русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra_dlya_uchashchikhsya.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гущина Татьяна Владимировна,

    учитель русского языка и литературы ГБОУ НПО ПУ №35

    «Вселенная в алфавитном порядке»

    (игра для учащихся)

    Ведущий. Слово – великий дар, данный человеку. Словарный запас языка – это богатство народа. Оно бережно собирается людьми и хранится в сокровищницах – словарях. «Вселенной в алфавитном порядке» назвал словарь французский писатель А.Франс. И именно словарям мы посвящаем нашу игру.

    1.Представление команд – участников игры (1-3 балла). Оценивается название команды, эмблема, девиз.

    Команд – 2-4.

    Подведение итогов 1 конкурса.

    2. Проверка домашнего задания. Команды разыгрывают сценку, в которой рассказывается о каком-нибудь словаре. (1-3 балла)

    3.Разминка. Кто назовёт больше словарей русского языка? (Команды по очереди называют словари. Побеждает команда, давшая название последней. 1 балл)

    4. Ведущий. Да, много видов словарей существует на свете, ведь слово, как явление действительности, многогранно. Определите, какие сведения о словах содержатся в толковом, орфографическом, словообразовательном и этимологическом словарях.

    (За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество – 4 балла)

    5. Ведущий. Главным отличительным признаком слова является его смысл, лексическое значение, поэтому следующее задание посвящено толковым словарям.

    1. Кто и когда составлял толковые словари?
    2. Кто первый употребил термин толковый?
    3. Какой толковый словарь включает большее количество слов?
    4. Определите значение слова по его толкованию:

    Слово1 означает

    1. Такой, в котором находится много кого-нибудь, чего-нибудь, в котором нет свободного места, противоположное значение – пустой
    2. (только полная форма) Содержащий в себе все части, всё необходимое, доведённый до конца.

    Слово 2 означает

    1. Такой, который выражает одобрение, согласие, противоположное значение – отрицательный
    2. Хороший, противоположное значение – отрицательный.

    (1-2 балла)

    6. Ведущий. Это задание мы посвящаем словообразовательным словарям. Как образовано слово? Каково его строение? Словообразовательный словарь поможет ответить на эти и другие вопросы, например поможет проследить словообразовательную цепочку.

            Задание – составить словообразовательную цепочку от слова катить. Оценивается длина цепочки.

    7. Ведущий. Какие любопытные письма пришли на адрес участников нашей игры! Обратный адрес – Какографополь! А! Я догадалась – это город, придуманный М.В.Пановым, город без орфографии. Его жители не понимают, как орфография сберегает нашу нервную энергию, поскольку позволяет с минимальным усилием понимать написанное: «Изык наш бисприделен иможет жывой как жызень абагощаца ижыменутна».

     Задание – перепишите текст письма, соблюдая орфографические нормы.

    8. Ведущий. Да, наш язык беспредельно богат. Его лексическое богатство составляют синонимы и антонимы.

     Задание – пользуясь словарём антонимов, расскажите о двух учениках, которые резко отличаются друг от друга внешностью, характером, вкусами, привычками, поведению.

    9. Ведущий. Словари – неисчерпаемая сокровищница для людей, которые интересуются историей русского народа, его культурой, языком.

            «Толковый словарь живого великорусского языка» - явление исключительное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. О себе и своём словаре его создатель говорил: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился, ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

    1. Какое слово положило начало созданию этого словаря?
    2. Сколько времени длилась работа над словарём?
    3. Во время русско-турецкой войны В.И.Даль служил военным врачом. Однажды во время схватки с неприятелем в плен попал верблюд. Какое отношение имел этот верблюд к словарю Даля?
    4. Даль был многосторонне одарённым человеком: по образованию – врач-хирург, знал множество языков, интересовался разного рода техническими работами, был известным писателем, но печатался под псевдонимом. Каким?
    5. Какая страна является родиной предков Даля?
    6. Как состоялось знакомство Даля с Пушкиным?

    Подведение итогов данного конкурса.

    Подведение общих итогов.

    Приложение

    Материалы для подготовки к игре

    1. Домашние задания:

    • Подготовить сценку, в которой рассказывается о каком-нибудь словаре. (3-5 минут).
    • Пользуясь словарём антонимов, расскажите о двух учениках, обладающих противоположными качествами (внешностью, характером, вкусами, привычками, поведению и т.д.)
    • Узнайте о жизни и деятельности В.И.Даля.

    1. Текст письма нужно заготовить в количестве, равном числу команд.

    Изык наш бисприделен иможет жывой как жызень абагощаца ижыменутна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русско-английская литературная викторина для учащихся средней школы

    Учащимся гораздо интереснее познавать новое, готовясь к какому-нибудь конкурсу. Тогда желание победить пересиливает лень. И они трудятся: находят материал, готовятся....

    Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.

    статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве...

    презентация к уроку английского языка посвященному Дню Святого Валентина длч учащихся средней школы

    презентация к уроку английского языка посвященному Дню Святого Валентина длч учащихся средней школы...

    Выпускная квалификационная работа на I категорию Организация контроля усвоения знаний и формирования умений учащихся среднего звена по русскому языку

    Проблемам организации постоянного качественного контроля умений и навыков, полученных на уроке  русского языка, посвящена данная исследовательская работа....

    Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

    Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

    «ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»

    Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты...

    Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы

    Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....