Тематическое планирование уроков русского языку по традиционной программе, рассчитанное по 5 уроков в неделю
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс)

Тематическое планирование урока русского языка в 6 классе . Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_plan_rya_6kl_2019-2020.docx101.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОХЛЕБИНИНО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РБ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДЛЯ 6 КЛАССА

составлено на основе программы «Русский язык. 5 – 9 класс»  авторы: М.Т. Баранов,

Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.И. Тростенцова, А.Д. Дейкина

        

                                                                                                             на 2019 – 2020 учебный год

 

Составитель : учитель русского языка                                                                                                                                                                                                   Нохова Ляля Гайнулловна,

первая квалификационная категория

2019 год

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся на 2019-2020 учебный год

по русскому языку, М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.И. Тростенцова, А.Д. Дейкина,6 класс                                                                                                                                                                                                                          

(5 часов в неделю, всего 170 часов)

Региональный компонент в преподавании русского языка в 5 классе – лингвокраеведческая работа и использование местного языкового материала – также представлен.

График контрольных работ по русскому языку

№ п/п

Дата план.

Дата факт.

Вид контроля

Примечание

1.

20.09.19

Контрольный диктант «Осенний лес» по теме «Повторение изученного в 5 классе».

2.

18.10.19

Контрольная работа по теме «Лексика».

3.

15.11.19

Контрольный диктант «Горицвет» по теме «Корни гор-гар,кос-кас,зор-зар».

4.

02.12.19

Контрольный диктант  «Сумерки» по теме «Словообразование».

5.

13.12.19

Контрольная работа по теме « Имя существительное».

6.

26.12.18

Контрольный диктант  «Избушка в лесу» по теме «Имя существительное».

7.

07.02.20

Контрольный диктант «Лоси»  по теме «Имя прилагательное».

8.

28.02.20

Контрольный диктант «Белогрудка»  по теме «Имя числительное».

9.

06.04.20

Контрольный диктант «Судьба белки» по теме «Местоимение».

10.

15.05.20

Контрольный диктант «Весна в лесу» по теме «Глагол».

11.

28.05.20

Контрольный диктант «Журавли»  по теме «Итоговое повторение».

Дата

                                                    Тема урока

         

Примечания

 план

факт

                                                                                              Язык, речь, общение.(2ч)

1.

2.09

Русский язык - один из развитых языков мира

2.

3.09

Язык, речь, общение. Ситуация общения.

                                                                               Повторение изученного в 5 классе (14ч)

3.

5.09

Фонетика. Орфоэпия.

4.

6.09

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.

5.

6.09

Орфограммы в корнях слов.  

6.

9.09

Части речи.

7.

10.09

Орфограммы в окончаниях слов.

Подготовка к написанию сочинения на тему «Интересная встреча»

8.

12.09

Рр Типы речи. Написание  обучающего сочинения на тему «Интересная встреча».

9.

13.09

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

10.

13.09

Словосочетание.

11.

16.09

Простое предложение. Знаки препинания.

12.

17.09

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

13

19.09

Синтаксический разбор простого и сложного предложений.

14.

   20.09

Прямая речь. Диалог.

15.

20.09

Контрольный диктант «Осенний лес» по теме «Повторение изученного в 5 классе».

16.

23.09

Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм и пунктограмм.

                                                                                                                 

                                                                                                           Текст.(4ч.)

17.

24.09

Р р Текст, его особенности.

18.

26.09

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

19.

27.09

Р р Ключевые слова. Основные признаки текста.

20.

27.09

Р р Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

                                                                                                 

                                                                                       Лексика. Культура речи.(12ч.)

   21

   30.09

Слово и его лексическое значение.

22

1.10

Устное сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

23.

3.10

Работа над ошибками. Общеупотребительные слова.

24.

4.10

Профессионализмы.

25.

4.10

Диалектизмы.

26.

7.10

Р.р. Сжатое изложение на тему «Самый главный день».

27.

8.10

Работа над ошибками. Исконно русские и заимствованные слова.

28.

10.10

Новые слова (неологизмы).

29.

14.10

Устаревшие слова.

30.

15.10

Словари.

31.

17.10

Повторение по теме «Лексика».

32.

18.10

Контрольная работа по теме «Лексика».

                                                                                 

Фразеология. Культура речи.(4ч)

33.

18.10

Работа над ошибками. Фразеологизмы.

34.

21.10

Источники фразеологизмов.

35.

22.10

Роль фразеологизмов в речи

 36.

24.10

Повторение изученного в теме «Фразеология. Культура речи».

                                                                                Словообразование. Орфография. Культура речи.(23ч.)

37.

25.10

Морфемика и словообразование.

38.

25.10

Рр Описание помещения.

39.

5.11

Работа над ошибками. Основные способы образования слов в русском языке.

40.

7.11

Определение основных способов образования слов в русском языке.

41

8.11

Этимология слов.

42

8.11

Рр Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

43.

11.11

Работа над ошибками. Буквы о и а в корне –кос- - -кас-.

44.

12.11

Буквы о и а в корнях –гор- - -гар-.

45.

14.11

Буквы о и а в корнях  -зор- - -зар-.

46.

15.11

Правописание корней с чередованием.

47.

  15.11

Контрольный диктант «Горицвет» по теме «Корни гор-гар,кос-кас,зор-зар».

48.

18.11

Работа над ошибками. Практикум по орфографии.

49.

19.11

Буквы ы и и после приставок.

50.

21.11

Гласные в приставках пре- и при-.

51.

22.11

Правописание гласных в приставках пре- и при-.  

52

22.11

Гласные в приставках пре- и при-. Трудные случаи.

53

25.11

Соединительные о и е в сложных словах.

54

26.11

Сложносокращённые слова.

55.

28.11

Р.р. Написание обучающего сочинения  по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

56.

29.11

Работа над ошибками. Морфемный  разбор слова.

57

29.11

Словообразовательный разбор слова.

58

2.12

Контрольный диктант  «Сумерки» по теме «Словообразование».

59.

3.12

Работа над ошибками.  Повторение о частях речи.

Морфология и орфография. Культура речи.(121ч.)

                                                                                                                  Имя существительное.(17ч.)

60.

5.12

Повторение изученного в V классе. Морфологические признаки имен существительных.

61.

6.12

Разносклоняемые имена существительные.

62.

6.12

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

63.

9.12

Несклоняемые имена существительные.

64.

10.12

Род несклоняемых имён существительных.

65.

12.12

Имена существительные общего рода.

66.

13.12

Морфологический разбор имени существительного.

67.

13.12

Контрольная работа по теме « Имя существительное».

68.

16.12

Работа над ошибками.  Буквы ы и и после приставок.

69.

   17.12

Не с существительными.

70.

19.12

Правописание не с существительными.

71.

20.12

Буквы ч и щ в суффиксе –чик-(-щик-).

72.

20.12

Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-.

73.

23.12

Написание обучающего сочинения «Первый раз в музее», «Впервые в театре оперы и балета», «первое знакомство с …»

74.

    24.12

Работа над ошибками. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

75

    26.12

Контрольный диктант  «Избушка в лесу» по теме «Имя существительное».

76.

27.12

Работа над ошибками.  Повторение изученного об имени существительном.

Имя прилагательное (32 ч.)

77.

27.12

Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе.

78.

13.01

Написание сочинения-описания на тему «Вид из окна»

79.

14.01

Работа над ошибками. Степени сравнения имён прилагательных.

Сравнительная степень

80.

16.01

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень.

81.

17.01

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

82.

17.01

 Относительные прилагательные

83.

20.01

Притяжательные прилагательные.

84.

21.01

 Выборочное изложение  на тему «Возвращение Владимира в отчий дом»..

85.

23.01

Работа над ошибками. Повторение о разрядах прилагательного.

86.

24.01

Морфологический разбор имени прилагательного.

87.

24.01

Не с прилагательными.

88.

27.01

Не с прилагательными и существительными.

   

89.

28.01

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

90

30.01

Написание обучающего сочинения по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

91.

31.01

Работа над ошибками. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

92.

31.01

Правописание прилагательных с Н и НН в суффиксах

93.

3.02

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.

94.

4.02

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

95.

6.02

Правописание сложных имен прилагательных.

96.

7.02

Повторение по теме «Имя прилагательное».

97.

   7.02

Контрольный диктант «Лоси»  по теме «Имя прилагательное».

98.

10.02

Работа над ошибками. Подготовка к устному выступлению на тему «Народные промыслы»

99.

   11.02

Рр  Устное публичное выступление на тему «Народные промыслы».

                                                                                                         

                                                                                                      Имя числительное (14ч.)

100.

13.02

Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи.

101.

14.02

Простые и составные числительные.

102

14.02

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

103

17.02

Порядковые числительные.

104.

18.02

Разряды количественных числительных.

105.

20.02

Числительные, обозначающие целые числа.  

106.

21.02

Склонение числительных

107.

21.02

Склонение составных количественных числительных

108.

25.02

Дробные числительные.

109.

27.02

Собирательные числительные.

110.

28.02

Морфологический разбор имени числительного.

111.

28.02

Контрольный диктант «Белогрудка»  по теме «Имя числительное».

112

2.03

Работа над ошибками. Подготовка к выступлению на тему «Берегите природу!»

113.

3.03

Р р Выступление на тему «Берегите природу!».

                                                                                                            Местоимение  (19ч.)

114.

5.03

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.

115.

6.03

Личные местоимения.

116.

6.03

Возвратное местоимение себя.

Подготовка к написанию сочинения-рассказа по сюжетным рисункам.

117.

10.03

Рр Написание обучающего сочинения- рассказа по сюжетным рисункам на тему «Как я однажды помогал маме».

118.

12.03

Работа над ошибками.  Вопросительные и относительные местоимения.

119

13.03

Относительные местоимения.

120.

13.03

Неопределённые местоимения.

121.

16.03

Отрицательные местоимения

122.

17.03

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

123.

19.03

Притяжательные местоимения.

124.

20.03

Указательные местоимения.

125.

20.03

Определительные местоимения.

Подготовка к написанию сочинения-сказки или рассказа на тему «Подслушанный разговор»

126.

31.03

Р.р  Написание обучающего сочинения-сказки или рассказа на тему «Подслушанный разговор».

127.

2.04

Работа над ошибками.

128.

3.04

Морфологический разбор местоимения.

129.

3.04

Повторение изученного о местоимении.

130.

6.04

Контрольный диктант «Судьба белки» по теме «Местоимение».

131.

7.04

Работа над ошибками. Подготовка к написанию сочинения по картине  Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

132.

9.04

Рр Написание  обучающего сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

Глагол.(25ч.)

134.

10.04

Работа над ошибками. Повторение изученного в V классе.

135

10.04

Р.р Написание обучающего сочинения-рассказа на тему «Стёпа дрова колет».

136.

13.04

Работа над ошибками. Повторение спряжения глагола.

137.

14.04

Разноспрягаемые глаголы.

138.

16.04

Глаголы переходные и непереходные.

139.

17.04

Изложение «Витькина гайка».

140.

17.04

Работа над ошибками. Особенности употребления разноспрягаемых глаголов.

 141.

20.04

Разграничение переходных и непереходных глаголов.

142.

21.04

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

143

23.04

Условное наклонение.

144.

24.04

Повелительное наклонение.

145.

24.04

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Подготовка к написанию сочинения на тему «Соблюдайте чистоту»

146

27.04

Написание обучающего  сочинения  на тему «Соблюдайте чистоту» ..

147

28.04

Работа над ошибками. Образование форм повелительного и условного наклонения.

148

30.04

Употребление наклонений.

149.

7.05

Безличные глаголы.

150.

Морфологический разбор глагола.

151.

8.05

Р.р Написание рассказа на основе услышанного «Когда моя мама…»

152.

8.05

Работа над ошибками. Практикум по морфологическому разбору глагола.

153.

12.05

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

154.

Правописание     гласных в суффиксах глаголов    -ОВА/-ЕВА,    -ИВА/-ЫВА

155.

14.05

Систематизация изученного о глаголе.

156

Обобщение изученного о глаголе.

157

15.05

Контрольный диктант «Весна в лесу» по теме «Глагол».

  158

15.05

Работа над ошибками. Практикум по орфографии.

Повторение изученного. (12ч.)

18.05

159.

18.05

Разделы науки о языке.

160

19.05

Орфография.  

161.

Орфография и морфология.

161.

21.05

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

162.

Написание итогового сочинения на тему «Весна».

163.

22.05

Работа над ошибками. Лексика.

164.

22.05

Фразеология.

165.

25.05

Словообразование.

166.

Морфемный, словообразовательный разбор

167.

26.05

Морфология. Склоняемые части речи

168.

28.05

Контрольный диктант «Журавли»  по теме «Итоговое повторение».

169.

29.05

Работа над ошибками. Синтаксис и пунктуация.

170.

29.05

Итоговое  повторение.

Всего 170  часа в соответствии с учебным графиком на 2019-2020 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ

К  ТЕМАТИЧЕСКОМУ  ПЛАНИРОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДЛЯ 6 КЛАССА

составленному  на основе программы «Русский язык. 5 – 9 класс»  авторы: М.Т. Баранов,

Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.И. Тростенцова, А.Д. Дейкина

                                                                                                             на 2019 – 2020 учебный год

 

Составитель : учитель русского языка                                                                                                                                                                                                 Нохова ляля Гайнулловна,

первая квалификационная категория

2019 год

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  ДЛЯ   6   КЛАССА

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5 классе»  «Осенний лес»

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из-под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзину.

День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг.

(104 слова)

Грамматическое задание:

1. Произведите фонетический разбор слова:срезаю.

2. Выполните морфемный разбор слов (по составу):

подосиновики, собирать, окрестных.

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Контрольная работа по теме «Лексика»

 Тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 1

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление  и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же  части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый (______________) нож.

2) добрый (______________) человек.

3) долгая (_______________) ночь.

4) теплый  (______________) вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) коробейники

2) бурак

3) акварель

4) мольберт

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

1) профессионализмы.

2) неологизмы.

3) синонимы.

4) антонимы.

5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром - жаргонизм

2) тихий - громкий - антонимы

3) земля – необщеупотребительное слово

4) делать из мухи слона - фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) лицо

2) стамеска

3) затишье

4) везуха

10. Укажите устаревшее слово – историзм

1) дворец

2) веретено

3) колыбель

4) рыбак

11. В каком словаре можно узнать произношение слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости - ________________________

2) на всех парусах - ______________________

3) рукой подать - _________________________

4) на ночь глядя - _________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

19. Укажи номер предложения с однородными членами

1) 3

2) 5

3) 8

4) 9

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое фразеологизмы? Расскажите о роли фразеологизмов в речи. Приведите примеры.

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 2

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.

2) Однозначные слова имеют одно лексическое значение.

3) Синонимами могут быть слова различных частей речи.

4) Лексикон – словарный запас одного человека.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) смеяться (____________) весело

2) черный (_____________) цвет

3) глубокий (____________) пруд

4) широкое (______________) поле

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) кеды

2) босоножки

3) ботфорты

4) кроссовки

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

сказал – произнес

хлынул – полился

1) профессионализмы

2) неологизмы

3) синонимы

4) антонимы

5. Укажите неверное утверждение

1) слинять - диалектизм

2) бить баклуши - фразеологизм

3) гроза – общеупотребительное слово

4) лошадь, конь  - синонимы

 6. В каком ряду все слова – синонимы?
1) время, период, эпоха, эра;

2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, вишня;

4) сосна, тополь, ясень;

7. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить слово эффективный?

1) Валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Её появление было весьма эффектным.

3) Бушующие волны создавали чрезвычайно эффектную картину.

4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

 8. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) слабак

2) проявитель

3) втулка

4) бахилы

10. Укажите устаревшее слово – архаизм

1) рука

2) чело

3) занавес

4) уборка

11. В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неверно?

1) как с гуся вода – ничего не действует

2) сказка про белого бычка - выдумка

3)  поднять на смех – осмеять, сделать предметом насмешки

4) браться за ум - образумиться

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) кот наплакал – сколько душе угодно

2) как кошка с собакой – не разлей вода

3) держать язык за зубами – по секрету всему свету

4) владеть собой – держать себя в руках

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) в один миг – в мгновение ока

2) в двух шагах – на краю света

3) дать нагоняй – намылить шею

4) во весь дух -  во все лопатки

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) В этом году уродилось много грибов, так что за ними далеко ходить не надо – собирай сразу в ближнем лесочке.

2) Машина дала задний ход и остановилась.

3) Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.

4) Свинья села в лужу прямо посередине двора.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) жить душа в душу - _________________________

2) не видно ни зги - ___________________________

3) сидеть сложа руки - ________________________

4) как в воду канул - __________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Укажи номер предложения с однородными членами

1) 9

2) 8

3) 5

4) 3

19. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое устаревшие слова? На какие группы они делятся? Напишите, для чего писатели используют в своих произведениях устаревшие слова. Приведите примеры.

Контрольный диктант №2 «Про Витю» по теме «Корни с чередованием гласных»

Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

“Вить, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Контрольный диктант №3 «Сумерки» по теме «Словообразование»

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(100 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – росистый, прохладная;

2 вариант – алмазная, бесчисленный.

3) Выпишите слова с орфограммой "Безударная гласная, проверяемая ударением". Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Вариант 1

Часть 1.

1.   Закончи  фразы.

а)  Одушевленные существительные отвечают на вопрос....

б)  В предложении существительные чаще всего бывают ....

в) Нарицательные существительные являются названиями.....                                                            

 г) К существительным собственным принадлежат  ....

 д) В кавычки заключаются имена существительные…..

2.В каком варианте ответа  все  имена собственные заключаются в кавычки.

а)         Передача Диалоги о животных, роман Остров сокровищ, военный  катер Смелый.

б)         Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.

в)        Бородинское сражение, столица Франции, город  Санкт-Петербург.

3. Именем существительным мужского рода является слово:

а) кофе;    б) авеню;     в) шоссе.

4. Определи способы образования существительных.

Безвкусица, прадед, медвежонок

5. Укажите неправильный вариант  написания

а)         в аллее,     об ученье,       в гавани;

б)         на станции,   на лекции,   на поляне;

в)         о собрании,   о договоре,   о заявлении;

г)         в гербарии,    в планетарие,    в сарае.       

6. Укажите неправильный вариант  написания

А) Вечернее  Сочи встречало  прибывающих ослепительным сиянием огней.

Б) Забавный пони возил детей по кругу.

В) Шимпанзе кормил детеныша.

Г) Нам очень нравилась эта широкая авеню.

7. Укажите слова, которые пишутся с НЕ слитно:

А)(не)приветливость  Б)(не)примиримость      В)(не)везение, а труд      Г)(не)приязнь  Д)(не)былицы                 Е)(не)место         Ж)(не)работа, а забота

8.В каком ряду все слова пишутся с О:

А )Ш…пот, ш…рох, огурц…в, собач…нка

Б) Ш…в, мяч…м, чиж…м, руч…нка

В) Старич…к, суч…к,  ж…лудь, ш…лк

9.Укажите слова, которые напишете с суффиксом –ИК:

А) Куст..к   Б)Кусточ…к   В)Денеч…к   Г)Дом…к

10. Несклоняемым является имя существительное:

А) брошь    Б) жалюзи   В) сани  Г) рояль

11.Укажите группу имён существительных общего рода.

А)Пальто, метро, сирота, кот. Б) Репетитор, пианино, человек, шампунь.

В)Зазнайка, лежебока, умничка, трудяга.

12. Укажите группу имён существительных только множественного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.Б) Плоскогубцы, ножницы, брюки, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

13.Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК-:

а) груз..ик;                     г) перевод..ик;

б) плавиль..ик;                       д) обход..ик;

в) копиров..ик;                     е) свар..ик.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

 1)Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. (2)Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно. (3)И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звёзды - маяки.

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

2. Запишите способ образования слова "мореплаватели" из предложения (1).

3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).

Вариант 2

Часть 1

1.   Закончи  фразы.

а) На вопрос что? отвечают  имена существительные...

б) Имена существительные относятся к ..  и изменяются по ...

в) Существительные собственные являются названиями ...

г) В предложении имя существительное чаще всего бывает….

д) В кавычки заключаются имена существительные….

2.В каком варианте ответа  все  имена собственные заключаются в кавычки.

а)   Город Париж, планета Марс, птица воробей.

б)  Программа Итоги, корабль Титаник, газета Комсомольская правда,

в) Телепередача Утренняя звезда, балет Лебединое озеро, улица Шолохова.

3. 13. Именем существительным среднего рода является слово:

а) фойе; б) кофе;          в) шимпанзе

4. Определи способы образования существительных.

Подберезовик, пригород, гордость

5. Укажите неправильный вариант  написания

 а)   на стадионе, на строительстве, об учение;

б)  в летописи, на пристани, к Наталье;

в)  на репетиции, на постановке, станции;

г)  о расстоянии, о затмении, о героизме;

6. Укажите неправильный вариант  написания

 а) К праздничному столу мы принесли вкусную салями.

б)  Несколько лет назад была очень популярна песня Алены Свиридовой «Розовая фламинго».

в) Обходчик заметил, что лопнул левый рельс.

г) Молодой преподаватель  Инна Ивановна   начала  урок.

7. Укажите слова, которые пишется с НЕ слитно:

А) (не)воля;          Б) (не)приятель;           В)(не) утро, а вечер;        Г) (не)вежа

Д) (не)точность            Е) (не)правда, а ложь;            Ж) (не)тетрадь, а блокнот

8. Буква И пропущена в слове:

а) дружоч..к;   б) мяч..к; в) ребеноч..к;   г) ореш..к;

9. Буква О пропущена в слове:

а) реч…нка;   б) теч..т;        в) ч..рточка;   г) старич..к;

10. Несклоняемым является имя существительное:

а) ночь  б) ворота;   в) жалюзи;    г) рояль

11.Укажите группу имён существительных общего рода.

А) Ковыль, метро, сирота, собака.

Б) Судья, шоссе, человек, тюль.

В) Лакомка, лежебока, жадина, плакса.

12. Укажите группу имён существительных только единственного числа.

А) Борьба, молодёжь, погода, бег.

Б) Чернила, башмаки, дверцы, шорты.

В) Лекция, время, уши, брюки.

13.Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК- (буквы пропущены):

а) перевоз..ик;                     б) точиль..ик;                      в)навод..ик;

г) обход..ик;  д) копиров..ик;                     е) свар..ик.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Служба на многих маяках напоминает жизнь Робинзона Крузо. (2)Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3)И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

2. Запишите способ образования слова "смотритель" из предложения (2).

3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1-го склонения (поставьте его в начальную форму).

 

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

Часть 1

1

а) кто?

    б) подлежащими

     в)  предметов

     г) имен, географических объектов  и т.д.

   д) названия фильмов, книг и т.д.

а) неодушевленные

    б) самостоятельным частям речи и изменяются по падежам и числам

     в) географических объектов, книг, фильмов и т.д.

     г)  подлежащим

д) названия фильмов, книг и т.д

1балл за каждый правильный

5 баллов

2

а

б

1 балл

3

а

а

1 балл

4

Безвкусица  -  ПРИСТ-СУФ., прадед  -  пристав., медвежонок- суффикс.

Подберезовик  - прист-суф., пригород - пристав. , гордость - суф.

1 балл

(3 балла)

5

г

а

1 балл

6

А

б

1 балл

7

Абгд

Абгд

1 балл за каждый правильный

4 балла

8

Б

Б

1 балл

9

Аг

аг

1балл за каждый правильный

2 балла

10

б

в

1балл

11

В

в

1балл

12

б

а

1балл

13

агд

авг

1балл за каждый правильный

3 балла

Часть 2

1

путь

время

1 балл

2

сложение

суффиксальный

1 балл

3

звезда

работа

1 балл

Итого

28  баллов

Выведение итоговой оценки:

Всего 28 баллов.

«5» = 28– 26 б. (100 - 90%)

«4» = 25 – 21 б. (89- 75%)

«3» = 20 – 15  б. (74– 51%)

«2» = 14 – 0 б. (0- 50%)

Контрольный диктант № 4 по теме « Имя существительное»

Русская зима

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – снегом, на земле

2 вариант – песней, вьюги

2) Произведите морфемный анализ слов:

1 вариант – сестричка;

2 вариант – правнук;

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант №5 «Необычный стрелок» по теме «Имя прилагательное»

Необычный стрелок


Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало2 солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
Неширокая
3 дорожка пролегла среди кустов с неяркими2 жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки2. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена4.

Я долго рассматривал это интересное растение.

                                             (118 слов)

(По Г. Угарову)

Грамматические задания

  1. Найдите в 1 и 2-м абзаце все прилагательные, определите их разряд.
  2. Выполните указанные виды разборов.
  3. Образуйте сравнительную и превосходную степени (простую и составную формы) от слов интересный, жаркий.

Контрольный диктант №6 «Белогрудка» по теме «Имя числительное»

А однажды поселилась в чащобе косогора белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

  На третье или четвертое лето Белогрудка родила маленьких, как бобовые стручки, котят. Мать грела их своим теплом, облизывала каждого до блеска. Когда котята подросли, стала добывать для них еду. 

  Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за ней по косогору, притаились. Она долго петляла по лесу, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду. За ней наблюдало несколько человеческих глаз...

  Добывать корм день ото дня становилось труднее. Вблизи гнезда уже ничего не было, и куница пошла к большому болоту за озером. 

  А котята пропали, исчезли.

(По В. Астафьеву)

(113 слов)

 

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Определите, к какому типу речи относится текст. Какую роль в его организации ирают первое предложение и глаголы?

  2) Выпишите из текста синонимы (в том числе и контекстуальные). Докажите, что синонимы - одно из средств связи предложений в тексте.

  3) Какие орфограммы и пунктограммы можно проиллюстрировать примерами из текста? Запишите название орфограмм, подберите к ним примеры.

  4) Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

  5) Докажите, что слово несколько, хотя и отвечает на вопрос: сколько? - числительным не является. 

Контрольный диктант №7 «Судьба белки» по теме «Местоимение»

Судьба белки

Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался какой-то гул. С треском упало дерево, а за ним еще несколько деревьев.

Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево  задрожало, закачалось и стало падать. А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться?

Начало смеркаться. Белочка приуныла, но вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик. Никаких жильцов в нем не было. Лучшей квартиры искать нечего. Белочка  свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостиком и уснула.

Грамматическое задание:

1. Сделать синтаксический разбор  первого предложения

2. Сделать морфологический разбор слов:  ним (1-й вариант), чьи-то (2-й вариант).

3. Сделать фонетический разбор слова её.

Контрольный диктант №8 «Весна в лесу» по теме «Глагол»

ВЕСНА В ЛЕСУ

  По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирается охотник от края до края через глухой лес.

  Много птиц и зверей видел он в пробудившемся лесу. Видел, как на краю болота токует глухарь, как в молодом осиннике, на припеке, пасутся лоси, а по лесному оврагу бежит с добычей старый волк.

  Много видел и слышал в лесу внимательный охотник. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро оденется лес листвой, зацветет на опушке черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: "Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!"

   Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель.

  Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки.

  Хороша, радостна, весела весна в лесу!

(По И. Соколову-Микитову)

(108 слов)

  Задания к тексту (на выбор учащихся):

  1) Определите тему, основную мысль текста. 

  2) К какому типу и стилю речи он относится?

  3) Какие языковые средства помогают автору рассказать о радостной весне в лесу?

  4) Объясните орфограммы и пунктограммы.

  5) Выполните морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола.

Контрольный диктант №9 «Журавли» по теме «Итоговое повторение»

Журавли

    Каждый  год  возвращаются  журавли  из  далёких   тёплых  стран  на  родное  болото.   Над  морями  и  широкою  степью,  над  светлыми  реками  и  синими  лесами  летят  на  свою  родину  весной  журавли.

    Высоким  камышом  и  сухой  прошлогодней  осокой  заросло  большое  болото.   В  самых  недоступных  местах  устраивают  гнёзда  сторожкие  журавли.    Спокойно  им  жить  в  неприступном  болоте.   Не  пройдёт  по  болоту  волк,  не  проберётся  лисица,  не  подкрадётся  осторожная  рысь.

Водят  весной  журавли  весёлые  хороводы.   Соберутся  в  кружок  на  болоте,  машут  крыльями: «Курлы!  Курлы!» - по  всему  лесу  разносятся  их  шумные  голоса.

   Скоро  выведутся  на  болоте  длинноногие  неуклюжие  журавлята.  Начнут  ловить  для  них  журавли  лягушек  и  змей.   Будут  расти,  учиться  летать  журавлята.

   Ниже  спускается  вечернее  солнце.   Слетаются  на  ночёвку  журавли.  

    ( 112  слов.)

                                                                        (По  И. Соколову – Микитову.)

   Грамматическое   задание:

  • Синтаксический  разбор  предложения  «Водят  весной  журавли  весёлые  хороводы».
  • Морфологический  разбор  слов:  летят,  разносятся.
  • Морфемный  разбор  слов:  широкою,  проберётся.
  • Фонетический  разбор  слов:  степью, солнце.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ

Контрольные работы оцениваются в соответствии с нормами оценок и призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

             3) речевые умения.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3»)может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

П. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIIIкласса - 30 - 35, для IX класса - 35 - 40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VIIклассе -20 различных орфограммы и 4-5пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;        

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

        

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографическойи 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» - 2орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

III. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5,в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;    
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.        -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связьмежду ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе (204часа – 6раз в неделю) для учащихся школ II вида (вариант II)

Пояснительная записка          Необходимость составления данной рабочей программы объясняется тем, что учебный план ГС(К)ОУ предполагает изучение курса рус...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе (5 часов в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе (5 часов в неделю)....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (3 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе (3 часа в неделю)...