«Критерии оценки достижений обучающихся в монологической и диалогической речи в начальной школе (по ФГОС)»
методическая разработка по английскому языку на тему

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан

Тема для публикации:

«Критерии оценки достижений обучающихся  в монологической и диалогической речи в начальной школе (по ФГОС)»

Учитель английского языка: Е.Г. Леонтьева

2017 год

Положительный опыт наставничества в Татарстане, как и процесс обучения, формируется из двух основных составляющих: обучая, учись сам. С приходом ФГОС в школу  меняются и совершенствуются различные критерии, позволяющие формировать УУД и успешно оценивать работу ученика. Уровень сформированности универсальных учебных умений и навыков невозможно сегодня оценить с помощью традиционной системы, в связи с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяют оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов. Особенность современного подхода к обучению – его практическая деятельностная направленность, ориентация не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.

 C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он,  в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь он выполняет роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык» 

Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах) 

Устные ответы оцениваются по пяти критериям:

1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).

2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);

3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);

4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);

5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). 

         Одной из составляющей итоговой оценки является накопительная система оценки  - пример этому - портфолио учащихся (портфель достижений или языковой портфель). «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.

Где фиксируются образовательные достижения?

Наряду с традиционными классными журналами и ученическими дневниками с обезличенными отметками (не известно, за что поставлена отметка) стали приходить формы учета, регистрирующие достижения школьников в выполнении конкретных заданий.

Мне нравится опыт  образовательной системы «Школа 2100», где  рекомендуется использовать «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть школьник (таблица предметных, метапредметных и личностных результатов). Эти таблицы по выбору учителя могут существовать либо в электронном, либо в бумажном виде. Таблицы размещаются в «рабочем журнале учителя» (не в официальном классном журнале) и в «дневнике школьника».

Таблица образовательных результатов состоит из разделов:

- Умения в аудировании;

- Умения в чтении про себя;

- Лексико-грамматические навыки;

- Умения в письменной речи;

- Умения в устной речи (монологической, диалогической)

- Умение взаимодействовать в группе

 «Дневник школьника» является инструментом развития самостоятельности. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах «дневника» свои образовательные достижения в виде отметок (за контрольные работы, тесты, проекты, отдельные задания и т.п.) и самооценок (слов-характеристик, знаков)

 Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов учебников,  художественных произведений; научиться  грамматически правильно излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

 Монологическая речь  - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

Критерии монологической речи: основные (связность, цельность) и дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой.

Формирование умений монологической речи будет успешно осуществляться при использовании учителем специального комплекса упражнений, способствующих формированию умений монологической речи.

        При определении видов монологических  упражнений необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Вид монолога (сообщение, повествование, описание, рассуждение);
  2. Связность и логичность изложения мысли и структурно – композиционна завершенность высказывания:
  3. Объем (полнота) высказывания – степень раскрытия темы и количество предложения:
  4. Степень комбинированности языковых  (лексических и грамматических) средств
  5. Лексико-грамматическая правильность.

Методически важным является характер опор, с помощью которых выполняется упражнения при обучении монологической речи. (Опоры могут быть такими, как наглядность, текст, ситуация, тема, проблема). Опоры могут меняться.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть  разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи.  Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

                         Показатели успешности образовательного процесса:

 1. Активность на уроке (карточки активности).  

 2. Отметки за контрольные работы, самостоятельные работы, диктанты, итоговые устные ответы, творческие работы.

Инструментарий:

1. Portfolio: письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал. Творческие работы к каждому модулю.

2. Board Game – игра в рабочей тетради на закрепление изученного материала.  

3. I love English:  раздел в рабочей тетради на закрепление изученного материала во всех видах речевой деятельности.

4. Now I know: задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль.

5. Progress Check: тесты из сборника контрольных заданий.

6. Progress Report Card: карточка оценки достижений учащихся по каждому модулю.

7. Student’s Self – Assessment Form: карточка самооценки достижений по модулю, которая заполняется каждым учеником.  

Коммуникативные УУД. Общий уровень развития общения.

1. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

2. Ориентация на партнера по общению.

3. Умение слушать собеседника.

Коммуникация как общение (интеракция).

1. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Коммуникация как кооперация.

1. Умение договариваться, находить общее решение.

2. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

3. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

4. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации (по Л.С.Выготскому «формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом») 

1. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

2. Способность строить понятные для партнера высказывания.

3. Умение с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Показатели:

1. Умение вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог - побуждение.

2. Умение кратко описывать  и характеризовать предмет, картинку персонаж. 3. Умение  рассказывать о себе и своем окружении.

4. Умение воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.

5. Умение кратко передавать содержание прочитанного, услышанного.

6. Умение выражать отношение к прочитанному, услышанному.

7. Умение понимать речь учителя, одноклассников, небольшие тесты и сообщения в аудиозаписи.

8. Умение читать вслух и про себя и понимать содержание прочитанного.

9. Умение пользоваться справочным материалом.

10. Умение выполнять в письменной форме различные упражнения и творческие задания.

11. Владение графикой, каллиграфией, орфографией, транскрипцией, фонетическими, лексическими и грамматическими навыками.

Инструментарий:

1. Устные ответы в монологической и диалогической речи.

2. Письменные творческие задания.

3. Тесты по чтению и аудированию.

   Как видно из перечисленных критериев, показателей инструменты отслеживания иногда охватывают параллельно несколько УУД. Кроме предложенного уже инструментария можно использовать методики КПН Е.М. Муравьева и КПН А. Е. Богоявленской « Методические указания работнику образования  по исследованию учебной деятельности и познавательных процессов». В этом пособии приведены 33 методики выявления уровня достижения учащимися метапредметных результатов.  

   Исходя из  перечисленных планируемых результатов образования,  можно предложить следующую систему отслеживания сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе, в том числе и устной речи.   Организация саморегуляции учащихся в процессе обучения предполагает   формирование здоровой личности учащегося, осознающей собственную реальность с набором ценностей и взглядов на жизнь, с представлениями о том, как она сможет реализовать себя в будущей жизни, где иностранный язык станет одним из главных двигателей для карьеры и творческой самореализации.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.Рабочая программа Английский язык 2-4 классы. Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова, М. «Просвещение» 2011 г.

3. Е.М. Муравьева и  А. Е. Богоявленской « Методические указания работнику образования  по исследованию учебной деятельности и познавательных процессов»  Справочник администрации школы по организации учебного процесса. Часть 3. Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"

Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе...

Критерии оценки достижения планируемых результатов по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения...

Учебная ситуация по теме «Дружба» для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса монгольской школы (русский язык как иностранный)

Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степен...