«Письма из прошлого и будущего»
план-конспект урока по английскому языку (5 класс) на тему

Рябцева Лариса Владимировна

Урок по написанию письма на английском языке в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_po_pismu.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по развитию умений письма на иностранном языке

Английский язык в 5 классе

Тема урока: «Письма из прошлого и будущего»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам «Places to go» («Куда можно поехать»), «Types of holidays» («Типы отдыха»), «Activities and feelings» («Активные виды отдыха и ощущения»)

Форма урока: интерактивный урок

Цель занятия: дидактическая – развитие умений письменного общения

Планируемый результат (R пл.): формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой (ФГОС ООО, Требования к планируемым результатам, п. 11.2); уметь писать личное письмо адресату (спрашивать о делах, давать совет) с опорой и без на образец объемом до 110 слов; уметь связно высказываться в рамках основных коммуникативных типов речи (сообщение, рассказ, рассуждение) с опорой и без на тему коммуникативной ситуации объемом до 10 фраз. Представим проект урока (см. Таблицу 1.).


Таблица 1.

Проект урока «Письма из прошлого и будущего»

(по СФМ [40])

Этапы урока

Время

1

Ввод в тему

Активизация знаний у детей по теме урока

2 минуты

2

Повторение последних тем

8 минут

3

Объяснение написания сообщения однокласснику и жеребьевка

9 минут

4

Написание сообщения другу о прошедшем / будущем путешествии

15 минут

5

Проверка написанного учениками и работа в парах

6 минут

6

Подведение итогов. Рефлексия.

5 минут

Задачи этапов урока

Создать положительный интерес к уроку и иноязычную атмосферу.

Организовать деятельность учащихся по поиску необходимой информации для повторения.

Обучать созданию текста-описания и написанию вопросов.

Грамотно и четко отразить свои мыслительные намерения на письме (уметь обобщать полученную информацию, работать в ситуации выбора).

Организовать самопроверку в рамках написанного учениками сообщения и взаимодействие в парах

Оценить уровень сформированности парной формы сотрудничества в ходе решения поставленной задачи

Учебный материал

Материал последних модулей учебника: «Places to go» («Куда можно поехать»), «Types of holiday» («Типы отдыха»), «Activities and feelings» («Активные виды отдыха и ощущения»)

Материал последних модулей учебника: «Places to go» («Куда можно поехать»), «Types of holidays» («Типы отдыха»),  «Activities and feelings» («Активные виды отдыха и ощущения»).

Функциональные опоры для построения высказывания; схемы, записанные на доске для постановки вопроса в письме.

План работы:

1. Написать приветствие

2. Описать произошедшие события или те, которые произойдут в будущем (согласно вытянутому жребию)

3. Формулировка вопросов другу

План, составленный учителем совместно с учениками; функциональные опоры.

План, составленный учителем совместно с учениками; функциональные опоры.

План, составленный учителем совместно с учениками; функциональные опоры.

Деятельность учителя

Поприветствовав учеников, учитель подводит детей к теме занятия.

Выписывает номера страниц из учебника, которые нужно повторить.

Предлагает составить план письма однокласснику и записывает его на доске. Контролирует ситуацию, чтобы дети поняли задание. Раздает жребий каждому учащемуся.

Наблюдает за написанием сообщения другу

Организует самоконтроль письменного сообщения и наблюдает за работой в парах

Просит учеников из нескольких пар высказаться о том, кто больше угадал. Обсуждает с детьми уровень работы в парах. Дает домашнее задание.

Деятельность школьников

Слушают, делятся своими планами на лето / рассказывают о прошлом путешествии

Повторяют материал

Совместно с учителем составляют план написания высказывания. Вытягивают жребий, читают задание на карточке.

Пишут высказывание согласно написанному плану

Проверяют текст сообщения на наличие ошибок и пытаются угадать, чем занимался / будет заниматься летом сосед по парте и куда съездил / поедет.

Внимательно слушают, выполняют задание дома.

Результат по содержанию (Rc)

Знать задачи и тему урока

Знать учебную задачу, предъявленную учителем

Знать грамматические структуры для выражения действий в прошлом / будущем

Знать структуру написания сообщения другу

Знать как анализировать написанное и догадываться о происходящем по картинке

Знают, как учитель оценил проведенную в парах работу. Знают, как применить приобретенные умения дома.

Результат по способу работы (Rc/p)

Уметь настроиться на урок, войти в тему.

Уметь кратко изложить изученную ранее информацию после повторения.

Уметь проявлять фантазию, уметь работать всем коллективом

Уметь логично и последовательно излагать свои мысли в письме.

Уметь находить ошибки, высказывать предположения при описании картинки.

Умеют рассказать в письменном сообщении о своих планах в прошедшем или будущем времени при использовании грамматических структур и лексики предыдущих тем

Оборудование: интерактивная доска, учебник, функциональные опоры


Ход урока:

1 этап. Активизация знаний у детей по теме урока (2 минуты).

С целью актуализации знаний по теме, урок начинается с обращения учителя к детям.

Учитель здоровается с учениками и напоминает, что учебный год приближается к концу и, скорее всего, дети устали и с нетерпением ждут каникул. Детям предлагается в одном предложении рассказать, куда они поедут этим летом, используя форму будущего времени (Future Simple). Затем учитель спрашивает учеников, могут ли они описать свое прошлое путешествие с употреблением глаголов в прошедшем времени (Past Simple).

2 этап. Повторение последних тем (8 минут).

Школьникам предлагается повторить три последние темы из учебника: «Places to go» («Куда можно поехать»), «Types of holidays» («Типы отдыха»), «Activities and feelings» («Активные виды отдыха и ощущения»). Учителю английского языка необходимо выписать номера страниц на доску.

3 этап. Объяснение написания сообщения однокласснику и жеребьевка (9 минут).

На данной стадии учитель рассказывает детям о том, что сегодня на уроке состоится интерактивная игра. Замысел игры состоит в том, чтобы написать сообщение другу, рассказав о своем лете в прошлом или будущем. Имена своих адресатов школьники узнают после жеребьевки, когда они вытянут карточки с заданием. Затем учитель вместе с учениками составляет план работы над написанием текста сообщения. Его можно представить следующим образом:

  1. Написать приветствие;
  2. Описать произошедшие события или те, которые произойдут в будущем (согласно вытянутому жребию);
  3. Формулировка вопросов другу.

Кроме того, учитель выписывает примеры вопросов, которые должны быть заданы другу в конце письма:

Past Simple

Did I/you/he/etc. watch TV last night?

Future Simple

Will I/you/he etc. will swim?

Каждому ребенку достанется один из четырех вариантов заданий с разными картинками (см. Приложение 1). Кроме того, нужно раздать школьникам функциональные содержательные опоры с лексико-синтаксическими схемами, которые помогут детям написать свое высказывание с выражением своей точки зрения (см. Приложение 2).

4 этап. Написание сообщения другу о прошедшем / будущем путешествии (15 минут).

В течение указанного времени дети пишут письмо, опираясь на лексико-синтаксическую схему и опираясь на составленный план.

5 этап. Проверка написанного учениками и работа в парах (6 минут).

После того, как все написали, необходимо, чтобы дети сами проверили написанные письма. Это занимает 2 минуты. Затем учитель объявляет о том, что время вышло и пора поработать в парах. В остальные 4 минуты школьники 5 класса проверяют текст сообщения на наличие ошибок и пытаются угадать, чем занимался или будет заниматься летом сосед по парте и куда съездил или только поедет.

6 этап. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут).

В конце урока учитель должен попросить каждую пару школьников высказаться о проделанной работе, о том, кто больше угадал в паре. Учитель благодарит всех за участие и просит учеников проделать дома аналогичную работу – ответить на вопросы, заданные одноклассником в письме.

Остановимся подробно на каждой стадии урока. Первый этап урока – это ознакомление школьников с темой урока. Учителю необходимо активизировать знания детей по проблеме занятия. Это занимает 2 минуты. На данном этапе нужно создать положительный интерес к уроку и вовлечь детей в иноязычную атмосферу. На первой стадии после приветствия в начале урока, педагог должен подвести детей к теме. Выбор темы урока был обусловлен содержанием трех последних модулей учебника «Places to go» («Куда можно поехать»), «Types of holidays» («Типы отдыха»), «Activities and feelings» («Активные виды отдыха и ощущения»). Исходя из этого, учитель должен попросить учеников рассказать о своих прошлых путешествиях, а также должен поинтересоваться, какие у кого планы на лето. На первой стадии после приветствия в начале урока, педагог должен подвести детей к теме. В свою очередь, дети слушают и рассказывают о своем опыте в прошлом и планах на летние каникулы. Результатом по содержанию будет являться понимание детьми задачи урока и умение высказаться по обсуждаемому вопросу. По способу работы результат будет успешным, если ученики смогут настроиться на урок, то есть войти в тему.

Вторым этапом будет являться повторение последних тем, которое занимает 8 минут. Задача данного этапа – организовать работу учащихся по поиску необходимой информации для повторения в учебнике «Английский в фокусе – 5». Для того, чтобы процесс шел быстрее, учителю нужно выписать номера страниц из учебника, которые школьники должны повторить. После этого, они повторяют темы одну за другой. Результат по содержанию будет достигнут в случае, если дети будут знать задачи и тему урока, предъявленную учителем. Результатом по способу работы станет умение кратко изложить изученную ранее информацию после повторения.

Третья стадия урока по развитию умений писать у школьников на уровне основного общего образования – это объяснение написания сообщения однокласснику по опорной картинке. Это занимает 9 минут. Предполагается, что дети будут работать в парах. Также, учитель должен провести жеребьевку, согласно которой учащиеся будут писать письмо обращаясь к одному своему однокласснику и рассказывая ему о своем путешествии. Подчеркнем, что для данного занятия мы разработали разные варианты упражнений: в одних карточках требуется написать сообщение товарищу о своем прошлом путешествии, а во втором варианте заданий – рассказать о своих планах на предстоящее лето (см. Приложение 1). При этом у каждого ученика будут разные картинки, на которые можно будет опираться в процессе построения высказывания, а также отличающиеся задания, как писалось выше. Задача данного этапа обучение написанию сообщения другу и технике построения вопросов. В двух вариантах заданий присутствуют картинки, на которых люди проводят каникулы пассивно, сидя за компьютером или лежа на диване. В отличие от этого, в двух других вариантах представлен отдых на свежем воздухе – в деревне или на острове. Школьники должны отнестись критично к картинкам, они могут согласиться или не согласиться с происходящим на изображении. Таким образом, ученикам предоставляется возможность выразить свою позицию. Вместе с карточками, на которых будет написано задание, ученики получат функциональные содержательные опоры, содержащие вспомогательные фразы, которые могут быть использованы в письме (см. Приложение 3). Как отмечалось в первой главе, традиционное письмо товарищу должно содержать несколько вопросов. Если ученику досталась карточка с просьбой написать письмо другу в прошлом времени, то в конце письма он должен задать вопросы в будущем времени, а если в задании нужно составить письмо о планах на будущее, то ученику надо написать вопросы в прошлом времени. Сообразно этому, учитель должен записать на доске схемы построения вопросов.

Кроме того, учителю нужно объяснить и записать план работы по созданию письма. В свою очередь, дети составляют план вместе с учителем и вытягивают жребий. Итоговый результат по содержанию будет включать умение учеников употреблять грамматические структуры для выражения действий в прошлом или будущем времени. По способу работы школьники должны уметь проявлять фантазию и уметь работать все коллективом. Выделим тот факт, что после того, как дети напишут сообщения своим одноклассникам, им нужно будет обменяться картинками с соседями по парте и попробовать догадаться, как именно они описали свое прошлое лето или рассказали о своих планах на будущее, опираясь на содержимое картинки. Важно, чтобы дети не показывали друг другу свои письма. Беседа в парах проводится на английском языке. Отсюда следует, что тот ученик, который угадает больше – выиграл. При этом в паре каждый по очереди должен помечать себе на листочке угаданную соседом информацию.

Четвертая стадия проекта урока заключается в, собственно, написании письма другу. Необходимо решить задачу, заключающуюся в грамотном и четком отражении своих мыслительных намерений. В результате полученных до этого знаний, школьники должны уметь обобщать полученную информацию и работать в ситуации выбора. Как писалось ранее, опорой к написанию текста письма послужит составленный и записанный на доске план, а также функциональные опоры. На данном этапе учитель должен наблюдать за тем, как дети пишут письмо товарищу. Результат урока по содержанию будет успешным, если дети будут знать структуру написания сообщения другу. Соответственно этому, результат по способу работы – это соблюдение логичности и последовательности действий в каждом абзаце дружеского письма.

Пятая фаза урока характеризуется тем, что на ней происходит самопроверка написанного учениками и работа в парах. На данном этапе задача учителя – это организация проверки в рамках написанного учениками текста сообщения и взаимодействия в парах. В то время, как ученики общаются, высказывают свои предположения по поводу, учитель проходит между рядами, следя за выполнением задания. В это время школьники 5 класса проверяют текст сообщения на наличие ошибок и пытаются угадать, чем занимался или будет заниматься летом сосед по парте и куда съездил или только поедет. В результате выполненной работы, важно, чтобы ученики усвоили, что необходимым условием выполнения любого задания является самопроверка. Кроме того, нужно владеть техникой описания картинки. По способу работы, школьники должны уметь находить ошибки и высказывать свое мнение и предположения.

На шестом, заключительном этапе работы на уроке происходит подведение итогов и рефлексия. Задача данного этапа – оценить уровень парной формы сотрудничества в ходе решения поставленной задачи. После выполненной работы педагог должен попросить каждого ученика высказаться о том, кто больше угадал в паре. Затем учителю нужно поблагодарить всех за участие в игре и попросить всех учеников обменяться письмами с обращениями. Дома школьникам нужно будет ответить на вопросы, заданные одноклассником в письме. Необходимо, чтобы дети знали, как применять приобретённые знания на практике, в данном случае, дома. Результатом по способу работы у детей будет умение рассказать в письменном сообщении о своих планах в прошедшем или будущем времени при использовании грамматических структур и лексики предыдущих тем.

Таким образом, нами был составлен проект урока, тип которого «Обобщение и систематизация знаний» по темам «Places to go» («Куда можно поехать»), «Types of holidays» («Типы отдыха»), «Activities and feelings» («Активные виды отдыха и ощущения») из учебника «Английский в фокусе – 5» авторов Вирджинии Эванс (Virginia Evans), Дженни Дули (Jenny Dooley), Ольги Подоляко (Olga Podolyako) и Юлии Ваулиной (Julia Vaulina). Разработанный нами урок представлен в виде таблицы, описанной нами во второй главе. Целью занятия является развитие умений письменного общения. Согласно этому, планируемым результатом урока будет формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой, умение писать личное письмо адресату (спрашивать о делах, давать совет) с опорой и без на образец объемом до 110 слов; уметь связно высказываться в рамках основных коммуникативных типов речи (сообщение, рассказ, рассуждение) с опорой и без на тему коммуникативной ситуации объемом до 10 фраз.

  1. Рекомендации учителю при подготовке к уроку развития умений письма

В данном разделе мы опишем, как должна осуществляться успешная педагогическая деятельность педагога и что нужно учитывать в подготовке к уроку и какими профессиональными качествами учитель должен обладать в контексте проекта урока, разработанного нами.

В первую очередь нужно заметить, что нами была доказана мысль о том, что педагог должен проектировать свою учебную деятельность, так как существуют требования к результатам, закрепленные в государственных документах.

Рассмотрим основные аспекты деятельности педагога при подготовке к уроку в соответствии с созданным нами проектом.

При подготовке к уроку необходимо помнить о важнейших компонентах содержания обучения иностранному языку. В связи с этим, нужно помнить о лингвистическом компоненте, предполагающем отбор языкового, речевого и социокультурного материала. Немаловажен и психологическая составляющая обучения, подразумевающая те навыки и умения, которые должны быть сформированы и развиты в процессе урока. С точки зрения методики, неотъемлемый элемент содержания обучения – методологический. Он предполагает, что дети должны владеть технологиями работы с различными источниками информации, осуществлять самоконтроль и коррекцию. При подготовке к описанному нами уроку, это очень важно, так как наличие орфографических и грамматических ошибок в сообщении приведет к плохому результату.

Отметим, что, готовясь к уроку, учитель должен соблюдать основные принципы обучения, а именно воспитывающего обучения, активности, доступности и посильности, индивидуализации и т.д. Кроме того, задания, подготовленные учителем должны сочетать принцип коммуникативной направленности, принцип учета родного языка и принцип интеграции и дифференциации, предполагающим, что при обучении одному виду речевой деятельности, мы обучаем и другим.

Что касается обстановки в классе, то для осуществления коммуникации на уроке развития умений письменной речевой деятельности лучше всего будет если парты будут сдвинуты в виде буквы «П». Это нужно для того, чтобы ученикам было проще видеть друг друга.

Рассматривая урок в единстве всех компонентов, необходимо заметить, что он должен начинаться с небольшой экспозиции преподавателя, которая поможет ученикам понять суть и проблему урока. Важно, чтобы учитель держал в поле зрения весь класс.

Обратим внимание на то, чтобы урок развития умений имел впоследствии хороший результат, нужно, чтобы тема урока, его задачи содержали новую информацию для учащихся, содержалась в контексте их деятельности. Ученики будут заинтересованы, если преподаватель будет понимать их потребности, обращаться к их чувствам, опыту, знаниям. Необходимо хвалить школьников за нестандартные решения тех или иных задач, даже при условии, что они приводят к ошибкам и не совпадают с общим мнением.

Нельзя не отметить, что для того, чтобы на уроке соблюдался принцип коммуникативной направленности, необходимо, чтобы учитель и ученик были речевыми партнерами. Ввиду этого, нужно выстраивать партнерские отношения с учениками – можно передать часть своих полномочий учащимся. В этом случае у них появляется чувство коллективной заинтересованности и ответственности за результат.

Как писалось ранее, по типу разработанное нами занятие представляет собой урок обобщения и систематизации знаний по трем темам школьного учебника. Сообразно этому, учителю необходимо учитывать грамматические правила и лексику, использованные в модулях учебника. Таким образом, мы подытоживаем, объединяем изученные темы.  К тому же, немаловажно и то, что на уроке развития письма как вида общения должны использоваться коммуникативные упражнения, о которых говорилось ранее, позволяющие раскрыть творческий потенциал учащихся.

В процессе проектирования занятия по обучению письму как виду общения, важно помнить о создании проблемной ситуации на уроке. В нашем случае, это рассуждение школьников о том, как кто будет проводит летние каникулы. Ученики должны выразить свое мнение по поводу, каким должен быть летний отдых: активным или пассивным.

Для того, чтобы высказывания учеников были связными и логичными в этом им помогут опоры. Во-первых, необходимо заранее приготовить раздаточный материал – функциональные содержательные опоры с лексико-синтаксическими схемами и смысловые опоры в виде картинок (см. Приложение 1, 2). Во-вторых, на доске нужно будет составить план написания письма, а также примеры вопросов в прошедшем и будущем времени.

Таким образом, подготовка к уроку, то есть проектирование занятия должно стать неотъемлемой составляющей деятельности квалифицированного учителя перед каждым уроком иностранного языка.

В соответствии с вышесказанным, педагогическая деятельность требует развития специфических умений, связанных с профессией учителя:

  1. Умение быстро ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке учебного процесса;
  2. Умение терпеливо выслушать мнения учеников, а также заинтересованность и стремление узнать мнение ребенка;
  3. Умение свободно выражать свою точку зрения, не отвергая при этом мнение окружающих;
  4. Умение спокойно воспринимать возможные недочеты и ошибки в фактах, в логичности изложения;
  5. Умение видеть за нескладным изложением своих идей новую работу мысли, поддержать ее, деликатно направляя ребенка на поиск желаемого результата;
  6. Умение положительно реагировать на все проявление личности ребенка, принятие ребенка таким, какой он есть;

Отметим, что очень важно, чтобы учитель являлся примером для учеников, показывал пример речевого взаимодействия, вежливости к собеседнику. Сообразно этому, ученики будут нуждаться в положительной оценке и похвале со стороны учителя. Касательно урока, учителю следует использовать многообразие форм работы детей на уроке: индивидуальных, парных, групповых. В процессе выполнения речевых упражнений можно будет смоделировать реальные коммуникативные ситуации. Однако, нужно помнить, что задания должны быть посильны ученикам и давая те или иные упражнения, учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся.

  1. Умение оценивать свою деятельность максимально объективно.

Таким образом, по окончании занятия, учитель должен проанализировать урок с нескольких позиций:

  • сумел ли преподаватель подтолкнуть учеников к выражению своей точки зрения, путем создания проблемной ситуации;
  • правильно ли он организовал работу в парах;
  • обучал ли он тактике речевого общения;
  • научил ли приемам общения и насколько умело.

В связи с вышеизложенным, можно дополнить то, что современный педагог должен владеть знанием персонального компьютера, уметь работать с интерактивной доской, быть способным к рефлексии и быть готовым к нововведениям.

В целом, личные качества педагога несомненно также важны. Энергичный, уверенный в себе, опрятный, харизматичный, доброжелательный, имеющий свою гражданскую позицию учитель будет подавать положительный пример детям и создаст благоприятную атмосферу в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Ломоносов – прошлое, настоящее, будущее

С именем Ломоносова мы сталкиваемся, даже если ещё не успели прикоснуться ни к одной из наук. Кто-то встречал название улицы или проспекта имени Ломоносова, многие видели фильмы, где Ломоносов –...

Образ города: прошлое, настоящее, будущее.

Представленное творческое задание стало результатом работы по двум программам художественной школы: курса «Композиция» из базовой программы школы и программе «Основы дизайна и моделирования костюма». ...

" Между прошлым и будущим..."

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества.рассказывающий о сзверствах фашизма в годы войны....

" Между прошлым и будущим..."

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества, рассказывающий о страданиях советского народа в годы войны....

Исследовательская работа "Письмо:прошлое,настоящее,будущее..."

II Областной конкурс научных работ «Формирование молодежной научно - интелектуальной элиты России» Филологические науки: лингвистика    Исследовательская работаПисьмо: пр...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...