Представление опыта работы
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Педагогическое представление опыта работы учителя английского языка по теме: Трудности при аудировании и пути их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskog_opyta_soboleva_k.yu_.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы

учителя английского языка  МОУ « Cредняя  общеобразовательная  школа № 25» г. о. Саранск Соболевой Ксении Юрьевны

Тема опыта: Трудности при аудировании, и пути их преодоления

1. Актуальность и перспективность опыта 

Известно, что на уроке иностранного языка должно происходить обучение по четырем видам деятельности. Это обучение говорению, письму, чтению и аудированию. Как показывает практика, именно аудирование  является самым сложным аспектом в изучении иностранного  языка у школьников. Результаты выполнения ЕГЭ по английскому языку позволяют увидеть, что наиболее низкие результаты выпускники показывают именно в части экзамена, проверяющей навык восприятия английской речи на слух.

Неслучайно я решила работать над методической темой «Трудности при аудировании, и пути их преодоления». Данная тема очень актуальна так как работа в данном направлении сочетает в себе и коммуникативную направленность и также позволяет широкое применение современных информационных технологий. Кроме того, в последние годы проблема аудирования привлекает внимание психологов, психолингвистов, методистов и многих других ученых. Ведется серьезный теоретический поиск закономерностей и особенностей   этого сложного процесса. Однако до настоящего времени  многие проблемы кажутся не до конца решенными.

2.Условия формирования опыта

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

  • изучение методической литературы
  • курсы повышения квалификации
  • требования ФГОС ОО
  • изучение опыта коллег
  • участие в городских и республиканских семинарах-практикумах
  • личный опыт наблюдения за поведением и работой учеников начальных классов на уроках иностранного языка.

С переходом на федеральный государственный образовательный стандарт обучение иностранному языку введено со 2 класса и занимает важное место среди основных предметов, которые способствуют общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Обучение иностранному языку в МОУ Средняя школа №25 осуществляется на немецком и английском языках. Ежегодно, исходя из запросов родителей (законных представителей) и интересов учащихся, увеличивается количество учащихся, желающих изучать английский язык. За последние несколько лет  — это число выросло в несколько раз. В образовательном учреждении есть классы, где немецкий язык совсем не изучается, отдается предпочтение английскому языку.

Благодаря получению МОУ Средняя школа №25 грантов  в нашей школе созданы комфортные условия для осуществления образовательного процесса, в частности для изучения иностранного языка: компьютерный класс, кабинет иностранного языка (лингафонный кабинет); приобретено оборудование: документ камера, интерактивные доски, система контроля и мониторинга качества знаний.

При изучении УМК и электронных приложений по английскому языку, сделала вывод, что обучение аудированию, является одной из актуальных тем в методике обучения английскому языку.

Поэтому возникла необходимость поиска методов, которые помогут школьникам сформировать умение воспринимать речь, тем самым обеспечить усвоение английского языка в основной и средней школе.

3.Теоретическая база опыта

 

Вопросом аудирования в образовании детально занимаются как зарубежные, так и отечественные авторы: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, L.Fried-Booth и др.

Теоретической базой наработанного опыта являются:

а) исследования по теории речевой деятельности (В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия);

б) исследования о психофизиологических механизмах формирования речевой деятельности на иностранном языке (В. А. Артемов, Б. В. Беляев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Соколов, Н. С. Харламова);

в) работы по вопросам формирования и развития знаний, навыков и умений видов речевой деятельности, в частности, аудирования (Н. И. Гез, С. В. Еловская, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, З. А. Кочкина, Е. И. Пассов, П. В. Сысоев, И. И. Халеева и др.);

г) исследования по вопросам порождения и восприятия речи на иностранном языке (А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. П. Мильруд, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова и др.).

Немаловажной является следующая  литература:

 1."Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие." Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н.— М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с. — (Методика). Пособие отвечает на вопросы о начальном этапе обучения ИЯ в России и за рубежом, о психолого-физиологических факторах, повествует о сходствах и различиях учебных дисциплин «ИЯ» и «Родной язык», психологических особенностях детей 6-8 лет, учитываемых при обучении ИЯ.

2. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 110 с. В брошюре излагаются психологические закономерности овладения речью в детском возрасте. Анализируются механизмы овладения системой языка детьми и использования ими речевых навыков и умений для целей общения. На этой основе строятся психолингвистические приемы методики обучения иностранному языку.

3. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с. Авторы рассказывают о возрастных и психологических особенностях младших школьников,  особенностях восприятия, памяти, внимания и мышления младшего школьника,  особенностях коммуникативного развития и работы над развитием речи. Также раскрываются преимущества и трудности обучения иностранному языку младшего школьника.

4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – 480 с. Пособие посвящено характеристике лингводидактических основ преподавания иностранных языков. Его содержание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке специалистов в области лингвистики и межкультурной коммуникации. В книге обобщен современный опыт преподавания курса методики обучения иностранным языкам с позиции базисных для методики дисциплин: педагогики, психологии, лингвистики, социологии, культурологи.

Теоретическая значимость данного опыта состоит в том, что его результаты могут способствовать дальнейшему введению обучения аудирования в учебных учреждениях, а так же разрешению многих проблем, связанных с обучением английского языка.

        

4. Технология опыта

Аудирование - способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения. Проблема обучения восприятию аутентичной речи на слух представляет собой один из самых главных аспектов обучения иноязычному общению, и именно поэтому разработка технологий обучения аудированию, отвечающих запросам времени, меня и заинтересовали. А ведь мы сталкиваемся с аудированием как самостоятельным видом речевой деятельности в различных ситуациях реального общения. Это происходит, когда мы слушаем:

  • различные объявления;
  • новости радио и телевидения;
  • различные инструкции и поручения;
  • рассказы собеседников;
  • выступления актеров;
  • собеседника по телефонному разговору и т.д.

  Действия учителя при обучении аудированию:
1. Определение конкретной задачи по обучению аудированию  (самое главное для учителя — выяснить, является аудирование в данном конкретном случае целью обучения или средством обучения другому виду речевой деятельности, т. е. коммуникативное или учебное аудирование).


2. Отбор или составление текста для аудирования с учётом требований программы, конкретных условий обучения (самое главное условие — уровень владения языком учащимися) и интересов учащихся. Иногда необходима частичная адаптация текста из Книги для учителя (Teacher’s Book) или пособий в помощь учителю. Текст может быть небольшим, состоящим из нескольких предложений, и предназначаться для развития определённых механизмов аудирования (слуховой памяти, антиципации, догадки, осмысления и т.д.).


3. Анализ возможных трудностей (лингвистических / языковых, содержательных) данного текста.


4. Определение условий предъявления текста (с помощью аудиозаписи или непосредственно голоса учителя или незнакомого голоса, с использованием развёрнутых опор или без них).

5.    Определение подготовительной работы на предтекстовом этапе с учётом выделенных трудностей.


6. Формулировка установки перед прослушиванием и определение количества прослушиваний / предъявлений текста (одно или двукратное), что зависит от цели, поставленной учителем: аудирование является целью или средством обучения. Здесь считаем необходимым отметить, что на старшем этапе обучения установка должна нацеливать учеников на понимание содержания, а не фактов из текста), поэтому, исходя из вышеизложенного, необходимо уделить особое внимание формулировке установки, так как успешность понимания текста учащимися во многом зависит от неё.


7. Определение способов контроля понимания текста: использование языковых или неязыковых способов контроля.


Обучение аудированию текстов может строиться по определенной схеме. Учебный процесс предусматривает:

• вступительную беседу учителя, постановку цели в процессе работы;
• снятие языковых трудностей, которые встречаются в тексте;
• формулировка задачи;
• первичное прослушивание текста;
• контроль задания;
• формулирование нового коммуникативного задания;
• вторичное прослушивание текста;
• контроль выполнения коммуникативного задания;
• упражнения говорения на основе прослушанного текста;
• подведение итогов работы над текстом.

Очевидно, что аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом. Если учащийся понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. изменить то, что он видит, на то, как это должно звучать. Доводов и аргументов насколько важно овладение навыками восприятия звучащей речи огромное количество, но как сделать этот процесс ещё интересным и увлекательным? Вот над этим я и работаю.

Очень важное, что я поняла, приступая к работе над аудиотекстом, это то, что необходимо  создать ученикам  ситуацию успеха, предложить им то задание, которое они точно смогут выполнить. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, она не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.

Необходимо сразу определить цель прослушивания и сказать, что основное задание не понимать весь текст полностью, а только извлечь интересующую учителя информацию.

Приведу некоторые примеры. Не секрет, что музыка имеет огромный интерес у учащихся, особенно их привлекают современные песни иностранных исполнителей. Часто в качестве речевой разминки мною берутся наиболее популярные у школьников  англоязычные песни. Готовятся бланки с напечатанным текстом этих песен, но с некоторыми пропущенными словами (например, со словами по теме, проходимой на данном уроке), задача учащихся после 1-2 прослушиваний композиции восстановить текст.  В результате выполнения таких заданий, учащиеся не только тренируют свои навыки аудирования, но и духовно обогащаются.

Другое задание, вызывающее не меньший интерес у детей. Предлагаю учащимся прослушать текст рекламы (сложность выбирается по уровню знаний учащихся). После чего мы выслушиваем различные версии учеников по поводу того, что за товар был рекламирован, и в качестве закрепления и подведения итогов по данному заданию предлагаю уже посмотреть этот  рекламный ролик.

Конечно, огромную поддержку при работе с аудированием  мне оказывает установленный в моём кабинете лингафонный кабинет. Его использование на уроке даёт ощутимый результат. Данное техническое  средство позволяет слышать иноязычную речь без посторонних помех в нужном для себя звуковом оформлении, концентрировать свое внимание на прослушивание аудиосигнала и его понимание. Учащиеся получают удовлетворение от уроков в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержания интереса к предмету; с нетерпением ожидают урок на рабочих местах с головными микрофонами, так как эта форма усвоения знаний отлична от традиционной, вносит разнообразие в череду классических учебных занятий и способствует формированию ответственного отношения в подготовке домашних заданий и как следствие, реализации своего ученического потенциала. Заинтересованность учащихся в подобных уроках несет практическую пользу в изучении иностранного языка: усвоение материала проходит более быстрыми темпами, не требуется многократного повторения, количество ошибок сведено к минимуму.

Интерактивная доска также оказывает эффективную помощь при изучении данного направления. Ее использование при выполнении заданий делает процесс обучения более творческим, интересным и качественным.  Представлю несколько используемых мною заданий.

  1. Под текст аудиозаписи учащиеся проводят линии на интерактивной доске, соединяя имя ребенка с его описанием.
  2. Из расположенных в разноброс слов и предложений нужно составить связанный текст, идентичный услышанному по аудиозаписи.
  3. Распределить услышанные слова по предложенным фонетическим признакам и др.

Аудирование – составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном. А совмещение традиционных и современных технологий при изучении данного вида речевой деятельности позволяют наиболее эффективно и быстро достичь желаемого результата.

5.  Анализ результативности опыта. 

Аудирование на иностранном языке относится к числу умений, которые нельзя сформировать раз и навсегда. Оно требует постоянной тренировки с использованием постоянно усложняющегося материала и в условиях нарастающей трудности.

Развитие умения аудирования возможно при условии, что в ходе обучения у учащихся должны формироваться аудитивные навыки, навыки вероятностного прогнозирования и увеличение объёма памяти при употреблении определённой системы упражнений, была подтверждена.

Мы со своими учениками стараемся принимать активное участие в различных языковых олимпиадах и конкурсах (очных и заочных) и преуспеваем в этом, неоднократно становились лауреатами и призерами. (Олимпиада школьников МГПИ им.М.Е. Евсевьева, олимпиада МГУ им Н.П. Огарева, Ломоносов, Воробьевы горы, Основы наук, Страноведение, Бульдог, Олимпус, Осенний марафон, Познание и творчество и др.) Благодаря этому  учащиеся стали более активно проявлять себя на уроке, появился интерес к изучению языка, пропал страх перед иноязычным говорением. Важно отметить, что участие в олимпиаде нравится как детям, так и родителям, а организация и проведение олимпиады способствует повышению методической подготовки учителей школ.

В дальнейшем я буду продолжать работать над своей темой, стремиться к саморазвитию и раскрывать творческий потенциал своих учащихся.

Надеюсь, что все это мне будет помогать проводить уроки, которые будут способны вызывать  устойчивый интерес изучения иностранного языка, помогут мне заложить надежный, крепкий фундамент, который в последующих классах сослужит ребятам хорошую службу. Учитель, безусловно, должен быть отчасти хорошим артистом. Ведь каждый урок в своей неповторимости требует от учителя работы в новом амплуа. Ответственность за тот интеллектуальный и нравственный багаж, который ученик унесет с моего урока, - это главный момент моей педагогической деятельности.

Та радость общения, которую ребенок испытал на занятиях, те уроки игры, через которые он начал познавать себя, помогут ему обрести уверенность в том, что он все сможет. Все это для того, чтобы он в дальнейшей жизни, свои проблемы мог решить самостоятельно, чтобы хватило ему сил, смелости, терпения, выдумки найти себя, свое место и зазвучать всеми своими струнами.

6.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Не секрет, что самые хорошие результаты появляются у тех учеников, которые очень хотят научиться говорить. Они «ловят каждое слово». Настоящее желание заговорить на английском - одно из главных составляющих успешного обучения и овладения английским языком. А в общеобразовательной школе контингент учащихся различен. Достаточно много учеников с низким уровнем развития и мотивации. В связи с чем, они сталкиваются с трудностями при изучении языка. К тому же отсутствие практики речи, личностные психологические барьеры, отсутствие систематических, ежедневных занятий сказывается на владении английским языком.

Кроме того, трудность заключается в отсутствии у школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. Ученик владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы, следовательно, необходимость владения иностранным языком не переживается им как актуальная потребность.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Представленный опыт может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной, средней и старшей школе. Все материалы и опыт работы представлены в методическом кабинете МОУ «Средняя школа №25», на сайте ОУ и на своей личной странице сайта https://multiurok.ru/soboleva_ku/

8. Наглядное приложение: конспект  открытого  урока

Конспект урока английского языка

My favourite food

Класс: 4Г

Тема: My favourite food

 Цель систематизирование пройденного лексического и грамматического материала по теме: «Еда»

Задачи

  • развивать умения и навыки устной речи
  • научиться расспрашивать информацию, используя вопросы Do you like? What do you like for…?
  • повторить лексику по теме «Продукты питания»

Личностные: развитие интереса к изучению иностранного языка и познавательной деятельности

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в группе.

Предметные: повторение лексики по теме «Продукты питания», ознакомление с новой лексикой по данной теме

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: извлечение информации, анализ, сравнение

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Формируемые УУД.

Познавательные: -формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

Коммуникативные: -формировать умение работать в парах, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.

Орг.момент.

Цель – активизация учащихся.

Определить цели урока (найти, определить, узнать и т.д.)

Создавать эмоциональный настрой на деятельность.

Good morning. My name is Kseniya Jurjevna.  Please look at the picture and tell me please what do you see and tell me your point of view  what will be the theme of our lesson

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Личностные УУД (самоопределение)

II этап. Фонетическая зарядка

Цель – настроить речевой аппарат на работу, повторить английские звуки

Повторить звуки английского языка

Организация фонетической зарядки

But before we start our work let’s pronounce some words and sounds.

III этап. Речевая зарядка

Цель – повторить лексику по теме

Задавать вопросы, отвечать на вопросы

Включить учащихся в работу

What did you have for breakfast today?

Коммуникативные УУД (ответы на вопросы)

IV этап. Тренировка навыков аудирования. Введение новой лексики по теме

Цель–послушать диалог и ответить на вопросы. Познакомиться с новыми словами

Слушать небольшой текст с пониманием основного содержания

Осуществляют самопроверку

Обеспечить контроль за выполнением задания

Предоставить информацию для обсуждения

Работа с интерактивной доской. Послушать и сказать, что купила слониха. (a box of chocolates). А давайте узнаем, что же еще любит наш герой. Введение новой лексики по теме. Работа с интерактивной доской.

Упр. 24, стр. 92

Упр. 25, стр. 93

Интерактивное приложение к учебнику

Enjoy Listening and Playing

Регулятивные УУД (контроль, оценка, коррекция).

Познавательные УУД (умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия).

V этап. Тренировка введенной и ранее изученной лексики по теме

Цель - повторить лексику по теме, написание лексики

Вставить пропущенные буквы в слова

Организовать работу учащихся, обеспечить контроль за выполнением задания

Let's go to the cafe and have something for lunch. Ребята, у хозяина кафе неприятности. Пропали некоторые буквы в меню. Поможем ему?

What would you like for lunch?

I would like ...

Карточки с пропущенными буквами в словах.

Регулятивные УУД (контроль, оценка, коррекция).

Познавательные УУД (умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия).

VI этап. Физкультминутка

I suppose it’s high time to have a rest. Stand up please/

Динамическая физкультминутка

VII этап. Тренировка навыков чтения

Прочитать предложения и ответить на вопросы

Организовать работу учащихся.

Контроль выполнения задания

We have one more interesting task. We had to read and translate the text.

Текст про слоненка по образцу упр. 26, стр. 93 из учебника

Прочитать и сказать, кто приходил к главному герою на день рождение.

Регулятивные УУД (контроль, оценка, коррекция).

Познавательные УУД (умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия).

VIII этап. Тренировка грамматических навыков

Составить предложения в простом прошедшем времени

Организовать работу учащихся. Контроль выполнения задания

Карточки со словами, из которых необходимо составить предложения

Регулятивные УУД (контроль, оценка, коррекция).

Познавательные УУД (умение структуризировать знания, рефлексия способов и условий действия).

IХ этап.

Домашнее задание Цель – выяснить степень сформированности усвоенных знаний

Записывают задание в дневниках

Дать характеристику предложенным заданиям

Упр 26 с.93

Х этап урока. Итог урока. Рефлексия.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Осуществить самооценку.

Сформулировать конечный результат своей работы на уроке.

Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями.

Повесить на дерево яблоко того цвета, которое соответствует, уровню работы на уроке по мнению самого ученика

Яблоко зеленого цвета- урок понравился, все было понятно, трудностей не возникло, своей работой доволен

Яблоко желтого цвета – урок понравилось, практически все было понятно, но есть над чем работать

Яблоко красного цвета_ на уроке было сложно, своей работой не доволен

Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Как вы думаете мы достигли поставленных целей урока?

Thank you for the work, it was really pleasure to work with you!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методические рекомендации заместителя начальника МсСВУ по учебной работе Ереминой И.А. по представлению опыта работы преподавателя на конкурсе "Педагог года"

Материал содержит рекомендации по структуре создания и описания педагогического опыта преподавателя на конкурсе "Педагог года"....

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы. «Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»

Представление опыта работы.«Система работы учителей естественно - научного цикла по подготовке учащихся к ГИА»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....