Матричная модель анализа урока
методическая разработка по английскому языку на тему

Порхаева Кристина Викторовна

Матричная модель анализа урока основана на авторской разработке Е. Коротаевой, кандидата педагогических наук, доцента Уральского государственного педагогического университета.


         Анализ урока носит аналитический характер, который помогает выявить качество знаний преподавания предмета, наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matritsa_analiza_uroka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Матричная модель анализа урока

        Матричная модель анализа урока основана на авторской разработке Е. Коротаевой, кандидата педагогических наук, доцента Уральского государственного педагогического университета.


        Анализ урока носит аналитический характер, который помогает выявить качество знаний преподавания предмета, наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.

Уровни и параметры

        Матрица составлена с учетом актуальных потребностей образовательного процесса.

        Матрица представляет собой прямоугольную таблицу (с набором строк и столбцов). Для матричной модели педагогического анализа урока была принята следующая схема: в столбцах отражаются основные параметры наблюдения урока, а строки характеризуют уровень овладения профессиональными знаниями и умениями.

        В ходе работы нами выделено четыре основных профессиональных уровня:

1. Пассивный, выявляемый чаще всего у начинающих педагогов, которые еще не владеют преподавательскими умениями и навыками, а также у людей, просто не увлеченных профессией учителя.

2. Ситуативный отличается интересными приемами, находками. Но весь этот педагогический потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности, мастерства в ежедневной подготовке и проведении занятий.

3. Активный, присущий, как правило, учителям со стажем, но бывает и так, что молодые специалисты демонстрируют высокий уровень профессионализма по тем или другим критериям. Уроки педагогов данного уровня и стиля отличаются четкостью требований, стабильностью, что облегчает работу обучающимся.

4. Творческий, характерный для педагогов с яркой индивидуальностью, имеющих особые находки в технологии обучения.

Шаги разработки матричной модели:

1. Определение параметров наблюдения за организацией образовательного процесса на уроке:

  • Основным показателем служит умение педагога создать на уроке учебно-познавательную атмосферу.
  • Далее встает вопрос: какими методами учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу.
  • Достигают ли усилия педагога поставленной цели? Как реагируют учащиеся на предлагаемые им задания? Ответить на эти вопросы помогает третий критерий, который фиксирует деятельность учащихся на уроке.
  • Говоря о субъектно-субъектной направленности обучения, нельзя обойти вниманием культуру взаимодействия учителя и учащихся в учебной ситуации.
  • Необходимо обратить внимание на речь учителя; способствует она оптимальному ведению урока или затрудняет учебную деятельность (этот критерий важен для всех педагогов, но особую значимость он приобретает для учителей гуманитарных дисциплин).
  • Особого внимания заслуживает наблюдение за воспитывающей стороной занятия (к сожалению, многие учителя не ставят перед собой такой цели при подготовке к уроку);
  • Требуют фиксации и профессиональные умения педагога осуществлять контроль знаний обучающихся, а также коррекцию педагогического процесса;
  • Последний критерий - результативность занятия - позволяет подвести общий итог (исходя из основных целей урока: образовательная, развивающая, воспитывающая).

        В итоге матричная модель педагогического анализа урока выглядела следующим образом:

Матричная таблица

Каждый из предложенных параметров наполнен не только  содержанием, но и условно разделен по содержанию на четыре уровня по возрастающей. При этом нельзя забывать о том, что во время чтения должна прослеживаться логическая цепочка не только по вертикалям (т.е. по параметрам), но и по параллелям (т.е. по профессиональным уровням).

 Уровень

Параметры наблюдения

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция знаний уч-ся

Результативность занятия

1

2

3

4

        Среди достоинств этой модели следует отметить:

• Дифференцированный подход к оцениванию урока. Как показывает практика, за один и тот же урок можно получить всю палитру баллов - от одного до четырех - в зависимости от критерия. Так, например, при невысоком уровне учебно-познавательной атмосферы в классе (1-2 балла) учитель-словесник обычно получает 3, 4 балла за умение пользоваться речью, голосом как инструментом оптимизации учебного процесса. Таким образом, учитель может видеть действительно сильные стороны своей деятельности и те, которые еще предстоит совершенствовать.

• Возможность не только определить профессиональный уровень учителя на сегодняшний день, но и показать перспективу профессионального роста. Матричный анализ дает достаточно наглядное преставление о том, что еще можно сделать педагогу в том или ином направлении.

• Вариативность параметров наблюдения в зависимости от выбранной образовательной области.

• Матричный анализ становится действенным учебным пособием для развития аналитической деятельности каждого педагога. На основании выделенных параметров учитель способен сделать обоснованный самоанализ урока, подключиться к обсуждению урока своего коллеги. (Такая форма позволяет выявлять и готовить резерв для административной работы.)

• Если придерживаться стабильности выбранных параметров, то в течение года руководители учебных заведений получают объективную информацию о динамике профессионального становления конкретного педагога и даже целого методического объединения учителей.

        В конце учебного года руководитель методического объединения на основании этих баллов дает краткую характеристику профессиональной деятельности каждого учителя. Например, вот как выглядит матричная таблица учителя-стажера:

Параметры наблюдения

Дата, место проведения урока

№ п/п

21.09 5 “А” р/я

20.11 5 “А” лит.

14.12 6 “А” р/я

15.04 5 “А” р/я

1

Создание познавательной атмосферы урока

1

2

3

2

2

Применяемые методы обуч.

1

2

2

2

3

Организац. деятельности уч-ся

2

2

3

3

4

Учебное взаимодействие учителя и учеников

2

2

2

3

5

Речь педагога и ее значение на уроке

2

3

3

4

6

Воспитывающая сторона занятия

2

3

3

3

7

Контроль и коррекция знаний учащихся

1

2

2

2

8

Результативность занятия

2

2

3

3

Итого:

1,6

2,2

2,6

2,7

        Эти данные могут быть представлены и в виде соответствующего графика (берутся данные по первому и последнему уроку), который дает более наглядное представление о динамике профессионального роста данного учителя.

        Матричная модель педагогического анализа позволяет по-новому использовать традиционные формы педагогического наблюдения. Информация, полученная в результате систематического посещения уроков, позволяет обобщить данные:

• об уровне познавательной активности учащихся (нулевой, ситуативный, активный, творческий) в данный период обучения;

• о наиболее предпочитаемых педагогами методах обучения (со всеми вытекающими отсюда последствиями);

• о соблюдении единства педагогических требований в процессе контроля и коррекции ЗУНов учащихся;

• о технологии создания активной познавательной среды и т.д.

        Данные матричного анализа дают информацию для мониторинга педагогической деятельности учителей в аттестационный и межаттестационный периоды.


Приложение. Матрица педагогического анализа урока

Уро-вень

Параметры наблюдения

Балл

Создание познавательной атмосфера урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция деятельности

Результативность занятия

П

 А

С

С

И

В

Н

Ы

Й

• Не прослеживается содержательная логика урока;  • Темп урока невысок; • Учитель “привязан” к конспекту, избегает импровизаций на уроке; • Атмосфера не настраивает на активную учебную работу

• На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы обучения, основанные на восприятии и воспроизведении информации; • Урок проходит в режиме обычной трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся

• Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись под диктовку и т.д.); • Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

• Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать; • Учитель не настроен на учебное сотрудничество, взаимодействие с учащимися основано на дисциплинарных ролях

• Монологи учителя не отличаются образностью, богатством интонаций, примеров; • Вопросы, задаваемые педагогом, носят репродуктивный характер; • Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции

• Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей, не выделяет в конспекте занятия; • Не принимает во внимание эстетика помещения; • Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений

• Контролирующая функция не выполняется в системе; • У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУН; • Ответы учащихся не комментируются; • Контроль носит формальный, а не содержательный характер

• Изучаемый материал не усвоен большей частью учащихся; • Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУН; • Занятия оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся

С

 И

Т

У

А

Т

И

В

Н

Ы

Й

• Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью; • Темп занятия неоднороден: то напряженный, то, наоборот, излишне расслабляющий; • Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке

• Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практичес-кие методы; • Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения

• Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока); • Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому; • Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий

• Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом; • Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога;  • Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности; • В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся

• Педагог “зациклен“ на привычном тексте; • Монологи часто не логичны, носят стихийный характер; • Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся

• Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока; • Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.

• Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока; • Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени. А не поиска нового решения проблемы

• Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой (продвинутых) учащихся; • На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУН; • Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере

А

 К

 Т

 И

 В

 Н

 Ы

 Й

• Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом; • Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы; • Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций

• Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию

• Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса; • Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя; • Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с уче-том способностей

• Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися; • Ученики охотно вступают в диалог; • Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей; • Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога

• Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму; • Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу; • Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока

• Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе; • Учащимися и педагогом выработаны определенные нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу; • Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе

• Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока; • Ответам учащихся дается краткая характеристика, обосновывается та или иная оценка; • Коррекция учебного процесса проводится в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала

• Основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения; • Ученики осваивали применение имеющихся ЗУН в новых ситуациях; • Закреплен позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока

Т 

В

 О

 Р

 Ч

 Е

 С

 К

 И

Й

• Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме; • В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех

• Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей; • Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания;  • Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся

• Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах); • Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками

• Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия; • Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности

• Речь учителя обогащает учебный материал; • В монологах педагог продуманно использует паузы. Риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации; • Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к самостоятельному творчеству

• Учитель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служат позитивным примером для подражания; • Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения; • Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот

• В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность уч-ся; • Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля; • Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, на знании критериев выставлении оценок, на навыках самоанализа и рефлексии

• Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУН, дана перспектива дальнейшее обучения; • Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности; • Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)


Уровень

Параметры наблюдения

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция знаний уч-ся

Результативность занятия

1

2

3

4

Анализ урока

Учитель:________________________________________________________________

Предмет:________________________________________________________________

Дата:____________    По списку обучающихся______, из них присутствовало:_____

Выводы, рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок посетил:  __________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логико - смысловых моделей на уроке физики

В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе. Современна...

Использование компьютерной модели на уроках физики

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

живые модели на уроках химии

В своей работе я часто использую "живые модели"....

"Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий" в рамках реализации ФГОС на уроке иностранного языка

1. В разработке представлен урок английского языка то теме “Would you like to   go to Britain” под творческим названием “Express to England”.2. Проект разработан для учащихся 8 класса общеоб...

МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...