Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"
статья по английскому языку на тему

В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

З.Р. Гараева, преподаватель ГАПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум      им. Габдуллы Тукая»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Современные условия жизни, требования к будущему специалисту, новые приемы принятия на работу требуют поиска новых подходов к подготовке будущего специалиста. Владение иностранным языком становится необходимым качеством личности. Научно-технический прогресс, повлекший за собой информационный взрыв, обусловил вовлечение возрастающего числа специалистов в непосредственное осуществление международных научно-технических связей и расширение культурных и деловых контактов.

Специалист должен быть широко эрудирован, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями добывания новой информации и возможностью её обмена в профессиональной сфере, как на родном, так и на иностранном языке. Самое важное для современного человека - это наличие обширного спектра знаний для осуществления своей профессиональной деятельности. Знание выступает как главный критерий оценки потенциала человеческого ресурса в аспекте интеллектуального применения. 

Для повышения мотивации к обучению иностранного языка и формирования общих и профессиональных компетенций необходимо использовать в работе проектно-исследовательскую деятельность.

Студенты приобретают знания по разным специальностям и таким образом накапливают за время обучения богатейшие знания. Заканчивая обучение в техникуме, выходят на производство высококвалифицированными специалистами. Для того чтобы приобрести все эти компетенции ребятам необходимо заниматься исследовательской работой во всех направлениях, чтобы стать хорошим специалистом.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска.                                                                                                              

Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.                                                                                                                

Работа над проектом может длиться от нескольких недель до целого академического года. Данный подход интересен тем, что работа над проектом по этой технологии предполагает выполнение каждого шага как отдельного задания или даже как самостоятельный отдельный мини-проект. Выполнение проекта предполагает следующую схему работы:                      

Первый этап. Создание творческой атмосферы в группе. Предложение темы исследования. Выбор темы проекта. Первый этап призван заинтересовать каждого обучающегося в выполнении проекта. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания студентов по нему, дифференцировать процесс обучения, предлагая каждому члену группы выбрать то задание, которое ему интересно и которое он может выполнить самостоятельно. Тема проекта может быть предложена и самими студентами. В их возрасте студенты вполне могут самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться преподавателем и незаметно направляться им. Это позволит преподавателю выявить степень самостоятельности мышления студентов, их умение видеть проблему.                                                                                                                        

Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе. Используя метод проектов при воспитании и обучении на уроках, педагог создает условия для самостоятельной работы студентов, активизирует их творческую активность. Работа над проектом - это самостоятельно планируемая деятельность студентов. Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, ее основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или же каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий типа "выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения", а также само выполнение проекта заставляют студентов думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.                                                                                                                                      

Третий этап. Общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится студентами самостоятельно, но преподаватель не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе обсуждения обучающиеся будут использовать уже знакомый материал. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование. Устные доклады могут вызвать затруднения у студентов, поэтому преподавателю следует заранее обсудить с каждым студентом тему выступления, его план и длительность. Во время презентации оставшаяся часть группы делает записи. Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и предложения. После общей презентации преподаватель обсуждает со студентами их мнение о работе над проектом, говорит с ними о трудностях и пожеланиях на будущее, поощряет, деликатно высказывает замечания, индивидуально, если это необходимо, выражает свое отношение к ошибкам некоторых студентов.                        

Метод проектов является одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное воспитание и обучение. Метод проектов также практически вбирает в себя и другие современные технологии, такие, как обучение в сотрудничестве. Кроме того, положительная специфика данной технологии заключается в том, что она основывается на самостоятельной работе обучающихся в учебном заведении и дома, побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников. Обучающемуся в ходе работы над проектом необходимо самому вместе с другими обучающимися организовать и планировать свою работу, чтобы добиться положительного результата. Преподаватель лишь выступает в роли консультанта, косвенного руководителя проекта. Девиз и цель любого проекта - "помочь каждому обучающемуся развить свои личные и общественные склонности" и базируется на 3 основных принципах: 1) свободе обучающегося; 2) взаимодействии его с группой обучающихся;      3) гибком распределении учебного времени.                                                                                                                                                                                                                    

Хочу привести в пример работы студентов в научно-исследовательской конференции «Роль английского языка в моей будущей профессии». Выступали с проектами обучающиеся разных специальностей: будущие бухгалтера, ветеринары, техник - механики. Все они считают, что без знаний английского языка невозможно добиться успеха в жизни. Таким образом, процесс профессиональной подготовки студентов – будущих бухгалтеров, ветеринаров, техник - механиков интегрируя специальное содержание, методы и формы обучения, обеспечивает условия для раскрытия их творческого потенциала. Одним из таких средств является английский язык: в рамках данной дисциплины есть возможность использовать творческие задания в рамках проектно-исследовательской деятельности, которые требуют от студентов самостоятельной работы, проявления творческих способностей. Проект отвечает запросам современной методики и легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности. Предоставляется возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и показать индивидуальные творческие способности, научиться работать в команде, брать на себя ответственность за остальных. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Английский язык – необходимый ресурс, без которого сложно представить жизнь человека, идущего в ногу со временем. Владение английским языком необходимо будущему специалисту для самореализации в условиях современного общества. Ребята старались показать необходимость изучение английского языка для становления конкурентно-способного специалиста. Ставили перед собой задачи и успешно справлялись с их решением. Анализировали литературные и электронные источники по данной теме, доказывали, что изучение английского языка необходимо в настоящее время им, как будущим специалистам и для их карьерного роста.

В заключении хочу отметить, что все студенты, работавшие над проектами, занимающиеся исследовательской работой в настоящее время, улучшают свои знания в области английского языка, так как они самостоятельно пришли к выводу о важнейшей роли английского языка в их будущей профессии. Результатом проектно-исследовательской деятельности студентов являются не только их отличные знания языка, но и победы на конференциях.



Список литературы:

1. Английский язык: перспективы изучения. Электронный ресурс: http://www.bgtu-ief.com/

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М., 2003.  

3. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003, №5, С. 38 – 42.

4.  Пикеева Е. Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой ученый. - 2014, №7, С. 534-536.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Особенности формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам

В статье освящается вопрос особенностей формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам: рассматриваются понятия концептуальная картина мира и языковая картина мир...

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам.

Формирование личностных планируемых результатов в процессе обучения иностранным языкам....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...

Статья на тему "Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения геометрии"

В рамках модернизации школьного образования становится актуальным формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения, в частности в процессе обучения геометрии.Формирование у учащихся ...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...

Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике

В разработке представлены основные этапы исследовательской деятельности, приводится обобщение научно-исследовательской составляющей урока, подробно описываются этапы формирования исследовательских уме...