Эффективные способа запоминания иностранных слов
методическая разработка по английскому языку (8 класс) на тему

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokopeva_dasha.docx123.94 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа

по иностранному языку

на тему

«Эффективные способы запоминания

иностранных слов»

Автор:

ученица 7 Г класса

Прокопьева Дарья

Руководитель:

учитель иностранного языка

Беликова Светлана Валериевна

                               

Саяногорск, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…..3

1. Глава 1

      1.1 Понятие памяти, её виды……………………………………………….4

      1.2 Процесс  запоминания……………...………………………………......4

      1.3 Типы личности человека……………………………………………….5

      1.4 Методы запоминания новых слов……………………………………..6

2.  Глава 2

      2.1 Анализ результатов анкетирования……………………………………9

      2.2 Выводы по результатам исследования……………………………….10

Заключение………………………………………………………………………...11

Библиография……………………………………………………………………..13 Приложения………………………………………………………………………..14


Введение

Изучая английский язык, мы сталкиваемся с необходимостью пополнения и расширения словарного запаса для выражения своих мыслей. Как же научиться быстро, и главное эффективно запоминать новую английскую лексику? Ведь новые слова нужно не просто выучить, но и постоянно повторять, чтобы закрепить в памяти.

Гипотеза исследования: при использовании эффективных способов и приёмов запоминания слов в изучении английского языка активный и пассивный словарный запас обучающихся расширяется и пополняется, что способствует  успешному  овладению  английским  языком.

Объект исследования: нетрадиционные способы запоминания английских слов.

Предмет исследования: английская лексика.

Цель исследования выявление  наиболее эффективных способов запоминания английской лексики.

Задачи:

  1. Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память», на какие виды подразделяется память человека.
  2. Изучить различные методы запоминания английских слов.
  3. Узнать, какие способы и приёмы запоминания  слов используют мои одноклассники при изучении английского языка.
  4. Определить эффективные методы запоминания слов,  сформулировать советы по изучению новой лексики.

В работе использовались следующие методы исследования:

  • описательный метод;
  • метод сравнения;
  • метод  статистической  обработки  результатов;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • эксперимент.

ГЛАВА  1

  1. Понятие «памяти», её виды.

Память—психический процесс, позволяющий человеку сохранять и при определенных условиях восстанавливать определённое количество информации, полученной мозгом. Существуют несколько видов памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая.

Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует возможность ее многократного воспроизведения.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного времени необходимого для выполнения действия. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Человек повлиять на данный вид памяти не может.

  1. Процесс  запоминания.

Для успешной работы памяти важны механизмы  ее восприятия, то есть способы запоминания информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения. Механизм запоминания довольно сложен. Ученые экспериментально доказали, что даже увиденные на несколько десятков миллисекунд образы запечатлеваются в памяти, которая называется сенсорной. Но тут же, если человек пытается воспроизвести запомненное, число образов уменьшается до 70 % от увиденного, а через 250 миллисекунд вся информация испаряется из сенсорной памяти. Таким образом,  сенсорная память не способна удерживать объекты сколько-нибудь значительное время. За это отвечают кратковременная и долговременная память. Одним из важных механизмов памяти является запоминание.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует для этого специальные приемы.

На запоминание слов и фраз очень сильно влияют ваши  индивидуальные способности, предыдущая тренированность памяти, мотивация (то есть настрой на запоминание) и тип вашей личности. Важно уяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Соответственно, нужно будет делать поправки и на эти ваши особенности — например, кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видео записи (даже намеренно закрыв глаза), а визуалу — изучать фото - и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.

1.3 Типы личности человека.

Существуют 4типа личности: 1) визуал,  2) аудиал, 3) кинестетик и 4)дигитал.

Визуал- человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать".

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Кинестетик-человек запоминающий информацию через тактильные  ощущения.Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, то есть автоматическое написание когда-то изученных слов.

Дигитал – человек опирающийся на смысл и логику. Как сказал один мальчик: «  Я  полюбил чеснок после того как, узнал какой он полезный»  

  1.  Методы запоминания новых слов

Методов существует очень много, мы выбрали те, которые легче и интереснее.

№ п/п

Название способа

Описание

Достоинства

Недостатки

1

«Традицион-ный»

Способ запоминания заключается в заучивании набора слов с переводом «столбиком».

Позволяет быстро выучить несколько десятков или даже сотен слов. Удобен накануне сдачи экзаменов.

Подходит для визуалов, кинестетиков.

Слова сохраняются в голове только в течении нескольких дней.

Не подходит для аудиалов.

2

«Полиглот»

Представите перевод иностранного слова. Мысленно создаем образы, связанные с переводом слова, по принципу: место, герой, ситуация. Подбираем к произношению созвучное русское слово. Например к английскому слову all  - ОЛивка.

Составляем предложение с использованием перевода и созвучного слова.

Соединяем в предложении перевод и созвучное русское слово.

Например:

touch — прикасаться, трогать (прикоснуться к крутой ТАЧке).

Используются все типы памяти.

Уходит большое количество времени на воспроизведение каждого действия.

3

«Тематические карточки»

Берется некий текст, из текста выбираются незнакомые слова и выражения и записываются на бумажные карточки. Причем, на одной стороне карточки записывается английское слово, а на другой перевод. Cписок слов можно постоянно дополнять новыми словами по этой же теме, но из других текстов. В конечном итоге слова будут сгруппированы по темам, их будет удобно изучать в любом удобном для вас месте — дома, в транспорте и т.д.

Эффективно поскольку при написании карточек от руки используется память воспроизведения.

Компактность; возможно носить с собой, не занимают много места.

Подходит для визуалов, кинестетиков.

Не подходит для аудиала.

4

«Метод ассоциаций»

Лучше всего запоминать слова группами по 10 – 25 слов. Желательно, чтобы слова относились к одной теме, хотя это и необязательное условие. Важно, чтобы рядом стоящие иностранные слова начинались с разных букв! Грамотно составив список слов, мы подготовились к запоминанию. Читаем перевод первого слова и пытаемся понять, какие ассоциации у нас оно вызывает.

В последствии встречая образ, в памяти моментально всплывает образ, а в след за ним и само слово.

Подходит для визуалов и кинестетиков.

А вот если вы составите список слов, начинающихся с одной и той же буквы, то забывание обеспечено.

Не подходит для аудиалов.

5

“Стикеры”

На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера.

Не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.
Подходит для визуалов.

Не подходит для аудиалов.

6

«Фоновой»

Запишите на магнитофон 40-50 новых иностранных слов с переводом или текст, который необходимо усвоить. Прокручивайте запись как можно большее количество раз на уровне средней громкости.

Вслушиваться в звучание совершенно не нужно, можно заниматься любой деятельностью - готовить обед, стирать, убирать или даже читать книги.

Запись автоматически запечатлевается в вашей памяти.

Подходит для аудиалов.

В данном случае слова или текст усваиваются чисто механически, без какой-либо активности со стороны учащегося.

Не подходит для визуалов и кинестетиков.

7

"Релаксация"

Запишите на магнитофон 80-100 новых иностранных слов или единиц речи с их переводом на родной язык - обязательно на фоне тихой, ненавязчивой, мелодичной музыки. Удобно сядьте, расслабьте мышцы и опустите голову. Включите магнитофон, но не концентрируйте на звучании своего внимания, пускай звуки сами по себе наполняют вашу голову. Проделывайте эту процедуру два раза в день, лучше всего сразу после пробуждения или непосредственно перед сном.

Используются скрытые ресурсы вашей памяти. Выполняет расслабляющий эффект.

Подходит для аудиалов.

Не подходит для визуалов и кинестетиков.

Проводится только в специальных условиях.

ГЛАВА 2

  1. Анализ результатов анкетирования и опросов учащихся.

Сначала мы провели опрос, в ходе которого выяснили, какие способы запоминания английских слов используют учащиеся. Им было предложено ответить на вопрос:  «Как вы обычно запоминаете английские слова?». Всего участвовало  25  человек, из них мы выявили, что 40% (10 человек) опрошенных запоминают слова  зубрёжкой, 24% (6 человек) тренируясь записывать их, 16% (4 человека) регулярно повторяют, 12% (3 человека) запоминают слова по картинкам, 4% (1 человек) стараются  запомнить перед сном, 4% (1 человек)  слушают голос диктора в программе Google и повторяют их.  (Приложение 1)

 По результатам вводной диагностики (словарного диктанта, который провёл учитель), мы выяснили, насколько данные способы – результативны. Всего  участвовало 25 человек: «5» получили - 16% (4 человека); «4» получили - 44% (11 человек); «3»  получили - 32% (8 человек);  «2» получили -8% (2 человека). (Приложение 1)

Затем мы провели анкетирование и узнали, какой вид памяти  преобладает у учащихся 5 класса при запоминании иностранных слов.  Всего в опросе участвовало 25 человек,  из них: 40% (10 человек) дигиталов;  36% (9 человек) визуалов;  12% (3 человек)  аудиалов; 12% (3 человека)  кинестетиков. (Приложение 1)

Мы рассказали, какие ещё существуют методы запоминания иностранной лексики и о классификации их по типу личности. Сформулировав  советы по запоминанию новых иноязычных слов, мы раздали учащимся памятки. (Приложение 2)

Через два месяца учитель провёл ещё один словарный диктант, по результатам которого мы выяснили, насколько эффективным оказалось использование новых методов запоминания английских слов с учётом определённого типа личности. Всего в опросе участвовало 25 человек: «5» получили - 24% (6 человек); «4» получили - 56% (14 человек); «3» получили - 16% (4 человека); «2» получили - 4 % (1 человека).  (Приложение 1)

В заключении нам захотелось узнать, какими новыми методами запоминания английских слов, пользовались ребята в течение этого времени.  Всего в опросе участвовало 25 человек, из которых: «фоновый» выбрали 44% (11 человек); «релаксация» - 24% (6 человек); «тематические карточки» - 16% (4 человека); «стикеры»  - 8% (2 человека);  «ассоциации»  -  8% (2 человека). (Приложение 1)

2.1 Выводы по результатам исследования

Таким образом, мы можем сделать вывод, что используя различные методы запоминания английских слов, учитывая индивидуальные особенности, характерные для определённого типа личности, уровень знаний учащихся значительно вырос. В итоговой диагностике принимали участие 25 человек. Количество человек получивших оценку «5» увеличилось на 2 человека (8%), получивших «4» на 3 человека ( 12% ), количество получивших «3» уменьшилось на 4 человека ( 16% ), число получивших 2 уменьшилось на одного человека (4%)

Заключение

Изучая  многочисленную литературу и работая над этой темой, мы поняли, насколько она актуальна и интересна. В наши дни значимость обучения английскому языку возрастает, и мы знаем, что многие из нас испытывают трудности при запоминании иноязычной лексики. В своей работе мы узнали, как происходит процесс запоминания слов, изучили необычные способы более успешного запоминания иностранных слов и дали рекомендации по работе с новыми словами. Интересно было подводить итоги анкетирования. Учащиеся не стараются запомнить иноязычные слова, прибегая к различным, более лёгким способам, а просто их заучивают. Существует множество  нетрадиционных  методов заучивания, которые можно комбинировать, в зависимости от индивидуальных особенностей. Универсального метода изучения иностранных слов не существует, многое зависит от способностей учащихся.  Тем не менее, овладеть лексикой может каждый. Для того чтобы ускорить этот процесс, необходимо учить слова наиболее   подходящим способом,  который максимально задействует все  виды памяти. Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования – подтвердилась: использование эффективных способов и приёмов запоминания слов при изучении английского языка действительно расширяет и пополняет активный и пассивный словарный запас обучающихся, который способствует  успешному  овладению  английским  языком.

Опираясь на предложенные способы, мы смогли составить памятку для себя и своих друзей с рекомендациями как правильно и быстро выучить и надолго запомнить английские слова для их дальнейшего использования в разговорной повседневной речи.

В любом случае,  какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!

Практическая значимость исследования  заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут моим  одноклассникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком,  подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.

  • Материал данной работы можно использовать для разучивания английских слов, как на уроке, так и во внеурочное время.
  • Предлагаемый нами материал может быть использован, как желающими расширить свой словарный запас, так  и изучающим английский язык углублённо.

                

Библиография

  1. Гарибян С. А. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992.
  2. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. – Д.: Сталкер, 2003.
  3. Розанова Н. А.«Как улучшить память?». – М.: АСТ, 2005г.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –М.: Просвещение, 1995.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2, 3. Чеовек. – М.:Аванта, 2004.

Интернет-ресурсы:

http://www.psyworld.ru

http://www.newtomorrow.ru

http://my-dictionary.ru

http://elhow.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.slovopedia.com

http://e-repa.ru/faq/faq-20-1.htm

http://shkolazhizni.ru 

 Приложение 1

Способы запоминания английских слов на начальном этапе эксперимента.

Результаты анкетирования  по выявлению типа личности.

Результаты  вводной диагностики (словарного диктанта).

Результаты итоговой диагностики (словарного диктанта).  

Методы запоминания английских слов, используемые в ходе эксперимента.

Приложение 2

Памятка по использованию методов запоминания иностранных слов в зависимости от типа личности.

Кинестетик.

Визуал.

Аудиал.

Дигитал (дискрет).

1. пишущий попугай (написать слово несколько раз).

1. тематические карточки

1. общаться по скайпу с другом из другой страны.

1. метод ассоциаций.

2. мнемотехника

2. обучающие компьютерные программы.

2. обучающие компьютерные программы.

2. говорящий попугай   (повторять услышанные слова).

3. связать слова/словосочетания в рассказ.

3. найти друга по переписке из другой страны.

3. стикеры.

3. аудиолингвистический  метод

4. карта памяти.

4. тематические карточки.

4. карта памяти.

4. песни (учить слова напивая).

5. синонимы-антонимы.

5. метод выполнения действий.

5. мнемотехника

5. обучающие компьютерные программы.

6.  обучающие компьютерные программы.

6. подсознание.

6. подсознание.

6.подсознание.

7.подсознание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Эффективная методика запоминания иностранных слов"

Мастер-класс на конкурс "Учитель года" по английскому языку  "Эффективная методика запоминания иностранных слов"...

Эффективные способы запоминания словарных слов

Успешное усвоение трудных словарных слов достигается многократным систематическим повторением с использованием разнообразных эффективных способов....

Учебно-исследовательская работа " Эффективные способы запоминания словарных слов"

Цель: Изучить эффективные способы и приемы для запоминания   слов с непроверяемыми орфограммами.В работе были использованы различные методы исследования:  сбор и обработка информации, а...

Мнемотехника как эффективный способ запоминания иностранных слов (на примере английских слов по теме «Мебель»).

Из данной статьи Вы узнаете, как можно быстро и эффективно запоминать иностранные слова. Познакомитесь с такой техникой запоминания иностранных слов, как мнемотехника. В статье представлено пошаг...

Статья "Эффективные способы запоминания английских слов"

Одним из основных направлений при изучении любого иностранного языка является пополнение лексикона. Даже безупречное знание грамматических правил и правил произношения не поможет общению на английском...

Статья "Эффективные способы запоминания английских слов"

В этой статье вы найдете эффективные способы запоминания английских слов в кратчайшие сроки!...

Эффективные способы запоминания иностранных слов.

Способов, как запоминать английские слова, существует вагон и маленькая тележка: от банального заучивания до создания хитровыдуманных ассоциативных сетей. Каждый из них помогает, но наиболее эффективн...