Научная статья: "Азбука жизни" на пути к духовно-нравственному становлению учащихся 7-8 классов".
статья по английскому языку (7, 8 класс) по теме

Губарь Надежда Константиновна

«Азбука жизни» - это программа кружка по английскому языку для учащихся 7-8 классов, направленная на их духовно-нравственное воспитание в процессе изучения английского языка. Программа включает в себя 24 темы, в ходе которых затрагиваются и активно обсуждаются на английском языке важные качества личности и явления общественной жизни с целью формирования у учеников правильного представления о них. Все темы разработаны с учетом возрастных интересов учащихся и мотивируют их к общению на английском языке. Учебно-методическим сопровождением проекта является учебное пособие «Азбука жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_zhizni.docx545.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Азбука жизни» на пути к духовно-нравственному становлению учащихся 7-8 классов.

Аннотация проекта

Лозунг проекта: «Воспитать человека!»

«Азбука жизни» - это программа кружка по английскому языку для учащихся 7-8 классов, направленная на их духовно-нравственное воспитание в процессе изучения английского языка. Программа включает в себя 24 темы, в ходе которых затрагиваются и активно обсуждаются на английском языке важные качества личности и явления общественной жизни с целью формирования у учеников правильного представления о них. Все темы разработаны с учетом возрастных интересов учащихся и мотивируют их к общению на английском языке. Учебно-методическим сопровождением проекта является учебное пособие «Азбука жизни».

Актуальность проекта

Когда ученик приходит в школу, он стоит на пути выбора. Это не только образовательный выбор –какие предметы ему ближе и интересней, какую профессию он захочет выбрать в будущем; это еще и духовно-нравственный выбор – каким человек он станет. И этот выбор не менее важен, чем образовательный. Не случайно в «Законе об Образовании» (Статья 9 пункт 6) духовно – нравственное воспитание школьников определено как задача первостепенной важности. В связи с этим, педагоги активно ищут возможные пути формирования у учащихся нравственно духовных ценностей.

Проект «Азбука жизни» - это новый путь духовно-нравственного воспитания школьников. Предполагается, что, ученик, который пройдет по «ступеням» проекта, на выходе приблизится к тому портрету выпускника основной школы, который заложен в требованиях ФГОС.

Какой это человек?

Это человек, который любит свой край и свою страну, который ценит человеческую жизнь, осознает важность образования и труда, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, выполняет свои обязанности перед семьей, обществом и страной.

Сложности воспитания такого человека, настоящей опоры для своей семьи и страны, являются результатом кризисных явлений современной жизни. К примеру, воздействие, которое оказывают различные источники СМИ на наших детей, зачастую противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания.

Нет сомнений в том, что духовно-нравственное воспитание – это задача всероссийского масштаба. При этом каждый учитель в отдельности способен внести свой неоценимый вклад в это важное дело.

Нужно сказать, что изучение иностранных языков в школе, в частности английского, представляет уникальный потенциал для духовно-нравственного воспитания, так как язык – это хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, и воспитательные идеалы.

Исходя из всего вышесказанного, актуальность проекта «Азбука жизни» связана с необходимостью формирования нравственно - духовных ценностей по средствам изучения английского языка как возможного ресурса для преодоления эмоциональной, волевой и духовной незрелости современных подростков.

Цель проекта:

Создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания учеников 7-8 классов в процессе изучения английского языка.

Описание проекта

Программа включает в себя 20 тем, расположенных в порядке английского алфавита.

Проект включает в себя такие темы, как: доброта, честность, справедливость, скромность, дружба, детство, счастье, любовь, мудрость, трудолюбие, успех.

Несколько тем рассматриваются в парах для создания контраста: щедрость и скупость, гордость и гордыня, доверие и доверчивость.

В основу разработки тем проекта была положена концепция педагогических целей американского ученого Б. Блума, а именно ее вторая часть «Таксономия в аффективной области» (эмоционально-ценностной), разработанная Д. Кратволем совместно с группой ученных уже после смерти Б. Блума. К данной области относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и их активного применения в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, каждый тема включает в себя 6 основных этапов, которые разработаны согласно Таксономии в аффективной области (Д. Кратволь).

Этап

Цель

Вид деятельности

Проблемный (восприятие)

Привлечь и удержать внимание учеников

Использование видео ряда и картинок в учебном пособии

Теоретический (обоснование)

Осмысление проблемы

Теоретический разбор понятия - ценностной ориентации

Эмоциональный (реагирование)

Сопереживание, отклик на проблему

Чтение текста, описывающего ситуацию, в основе которой лежит изучаемая проблема

Практически-деятельностный

Решение проблемы в разных ситуациях

Выполнение упражнений, направленных на решение проблемы в различных ситуациях

Разбор пословиц и поговорок на данную проблему. Обсуждению ситуативных иллюстраций.

Рефлексивный

Осмысление своего отношения к нравственным нормам и ценностям

Завершение предложений про изучаемую духовно-нравственную ценность своими личными идеями, мнениями и умозаключениями.

Написание небольшого абзаца, содержащего собственное отношение ученика к проблеме.

Подведение итогов

Распространение ценностной ориентации на деятельность

Настрой учеников на применение полученных знаний в реальной жизни

Преобладающими формами работы на занятии являются - групповая и парная. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии со своими одноклассниками складываются определенные точки зрения. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, а класс высказывает свое отношение к данному решению.

Ожидаемый результат

- Формирование у учащихся базовых национальных ценностей, закрепленных Конституцией Российской Федерации и являющихся основой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025гг. Мы не в коем случае не претендуем на то, что в рамках одного проекта мы сможем сформировать все базовые национальные ценности, но работы будет идти именно по этим направлениям.

Продукт

- учебное пособие для учащихся «Азбука жизни»

*Страницы учебного пособия, тема «Счастье».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...

Психолого-педагогическое изучение духовно-нравственной сферы личности учащихся 9-11 классов

Мне всегда было интересно, чем отличаются современные старшеклассники от поколения моих собственных детей (30-ние), от нас, когда мы тоже были школьниками. Какие ориентиры нравственных представлений и...

Статья на тему: Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников

Статья на тему "Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников" предназначена для выступления на методических объединениях, педсоветах и родительских собраниях....

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». (Николай II и его семья).

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  (Николай II и его семья)....

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....

VII Межрегиональная научно-практическая конференция «На пути к школе здоровья: становление образовательной среды в контексте ФГОС»

Инновационные педагогические технологии, позволяющие активно повышать уровень образованности школьников...

Проблемы и методы в работе по духовно-нравственому воспитанию с учащимися 5-6 классов

Проблемы и методы в работе по духовно-нравственному воспитанию с учащимися 5-6 классов...