Пути реализации коммуникативной направленности концепции предмета «Иностранный язык» на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Кислякова Наталья Геннадьевна

Статья об использовании современных методов обучения английскому языку в начальной и средней школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пути реализации коммуникативной направленности концепции предмета «Иностранный язык» на уроках английского языка

В условиях изменения и развития современного общества, необходимо модернизация российского образования. Так как современной России нужны не только квалифицированные специалисты, но и люди уважающие культуру, закон и традиции.  Основой современного образования становятся гуманистические   идеалы, где приоритетом является личность учащегося, а целью  -  раскрытие ее потенциала.  В связи с этим повышается востребованность обществом изучения иностранных языков. Исходя из потребностей общества основной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции школьника, то есть качественное овладение учащимися речевой деятельностью на иностранном языке в устной и письменной формах.

Для того чтобы реализовать коммуникативную направленность предметной концепции «Иностранный язык», требуется внедрение инновационных технологий, которые помогают воспитанию целостной  личности, готовой к выполнению поставленных перед обществом задач.  

  Обучение в сотрудничестве (Cooperative learning)

Важнейшей частью образовательного процесса является личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником,

  когда учитель выступает ни в роли авторитарного руководителя, а организовывает сотрудничество с учащимися для решения поставленной проблемы. Этот метод успешно реализуется  в работе малыми группами (3-4 человека).Группы составляются по принципу взаимодополняемости и умеренной конфликтности .В состав группы обязательно входят сильные, слабые и средние ученики. Данный метод работы можно использовать при изучении грамматики. Например, изучая временные формы глагола Present Simple  и Past Simple, обучающиеся,заранее поделенные на группы. работают с текстами и заполняют сравнительные таблицы. Делают выводы и формулируют правила. Затем один ученик от каждой группы, как правило «слабый», выступает с выводами. Обучение в сотрудничестве даёт эффективные результаты, так как повышается мотивация учащихся, успешность (вместе учиться и легче и интереснее). Важно отметить и нравственный  аспект: ребята учатся помогать, сопереживать друг другу и радоваться за успехи друг друга.

 

    Проектные технологии.

   Проект- это результат совместной деятельности, как коллектива, группы, так и индивидуальной деятельности.

 Свои первые проекты ученики делают уже в начальной школе. На основе модулей создают такие работы «Мой питомец»,  « В зоопарке» и многие другие. Инсценируют сказки, диалоги. В средних и старших классах создают исследовательские билингвистические проекты, мультимедийные проекты, например, снимают фильмы, организуют радио-линейки.  Работа над подобными проектами происходит поэтапно:

  1. Определение темы, целей, задач проекта.
  2. Составление плана работы.
  3. Распределение ролей.
  4. Исполнение проекта.
  5. Защита проекта.

  В 5-ом классе мои ученики делали проект  «History of my town”. При подготовке проекта учащиеся собирали материал, когда и кем был основан город, о выдающихся людях, легенды и сказания. Во время подготовки проекта дети посетили районную библиотеку, выставку местного художника, сходили на экскурсию в исторический музей города. Были собраны фотографии «Прошлое и настоящее города». Был составлен отчёт в форме книжки-раскладушки, где тексты были написаны на английском языке. Затем состоялась защита проекта.

  Проектные технологии дают положительные результаты в обучении, повышают интерес учеников к предмету, дают возможность  практической реализации, развивают интеллект, познавательную активность  и творческий потенциал учащихся, учат добывать знания самостоятельно.

  Игровые технологии.

 Невозможно представить современный урок английского языка без игровой деятельности. Несомненно игровая деятельность на уроках иностранного языка является очень важной в начальной школе. Лексические, грамматические, фонетические,ролевые, командные и компьютерные игры дают возможность школьникам легко и непренуждённ запоминать лексику, усваивать грамматику, отрабатывать произношение . Игры необходимы не только в начальном звене, они обязательны и в средних, и в старших классах.

 Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Основополагающим для работы педагога является высказывание А.С. Макаренко:»Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа , служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»

  Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, то это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются.  Для них игра прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре:находчивость и сообразительность здесь оказываются  порой более важными, чем знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности  заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого  языка и благотворно сказывается  на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал,а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.[Выготский Л.С.1991]

 Безусловно игры, квесты, познавательные эстафеты, уроки-путешествия, брейн-ринги, телемосты, деловые игры являются средствами активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. В игре развиваются творческие и мыслительные способности учащихся, умения самостоятельно действовать и принимать    решения.  Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранным языкам интересным и увлекательным. Именно игра является одним из самых сильных мотивов обучения иностранному языку.

  Информационно-коммуникативные технологии.

  ИКТ способствуют ускорению процесса обучению, повышают интерес учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала. На уроках я использую обучающие компьютерные игры, электронные учебники и пособия, видио-курсы,  DVD и  CD-диски, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, словари, например, Macmillan English Dictionary, эта версия словаря даёт возможность прослушать правильное произношение, совершенствуя свои фонетические навыки. Образовательные ресурсы интернета поистине неисчерпаемы. Так с помощью интернет-ресурсов я собрала видеотеку компьютерных презентаций и танцевальных песенок, сопровождаемых движениями, (action songs) по всем основным темам, которые изучаются в начальной школе. Критериями отбора песенок являются легко запоминающийся текст, красивая мелодия, симпатичные исполнители или анимация.

 ИКТ развивают коммуникативные умения обучающихся(говорение, аудирование, чтение и письмо), формируют лингвистические способности, развивают творческие способности обучающихся, реализовывают индивидуальный подход и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

  Таким образом, инновационные технологии обучения иностранным языкам способствуют реализации коммуникативной концепции предмета «Иностранный язык». Это означает, что обучение происходит при помощи методов, которые стимулируют реальную коммуникацию. Использование современных технологий и методов делает  обучение языку осмысленным и даёт возможность учащимся овладеть иностранным языком на уровне, требуемом современным обществом.

    Список литературы:

 

   1.Павлова Д.Д. Современные технологии обучения на уроках иностранного языка — Молодой учёный//№1(46), ноябрь 2012г.

   2.Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка-- Английский язык — 1 сентября - //№12,2006

  1. Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных видио-курсов в обучении английскому языку. - 1 сентября - //№32006
  2. Нестерова Н.В .Информационные технологии в обучении английскому языку. - Иностранные языки в школе.//№82005
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте,1991г.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Семья" во 2 классе по учебному предмету "Английский язык" по УМК "Английский язык" под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж. Перрет

Технологическая карта урока позволяет спланировать урок поэтапно, распределить материал так, чтобы частное и целое излагаемого материала были поняты и усвоены учеником максимально глубоко....

Урок английского языка "Мотивы изучения английского языка" в 7 классе

Урок составлен на основе УМК Enjoy English - 7 под редакцией М.З. Биболетовой. Урок сопровождается презентацией....

Презентация к уроку английского языка «Турнир знатоков английского языка» , 2 класс, к учебнику Кузовлева В.П. «English».

Цель презентации – повторение в игровой форме изученной лексики и грамматических явлений....

Разработка урока английского языка 9 класса «Английский язык – язык морового общения»

Разработка урока английского языка9 класса«Английский язык – язык морового общения»Форма урока - дебаты...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

Доклад по английскому языку "ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Есть много методических разработок на предмет эффективности современного урока. Все они, несомненно, ценны и богаты идеями, подходами. Но хочется подробнее остановиться на моментах, связанных не тольк...