Главные вкладки

    « Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни на уроках английского языка»
    статья по английскому языку на тему

    Старкова Татьяна Николаевна

    Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают  единство образования и воспитания на занятиях английским языком , усиление вовлеченности учащихся, их активности и инициативы в процессе индивидуализации обучения; творческий подход учеников к изучению английского языка в процессе решения проблемных заданий и обсуждения жизненных ситуаций;  установление межпредметных связей;  формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов, уделяя большое внимание укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.

    Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия образование и здоровье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают  единство образования и воспитания на занятиях английским языком , усиление вовлеченности учащихся, их активности и инициативы в процессе индивидуализации обучения; творческий подход учеников к изучению английского языка в процессе решения проблемных заданий и обсуждения жизненных ситуаций;  установление межпредметных связей;  формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов, уделяя большое внимание укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.

    Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия образование и здоровье

       Слово «образование», если отказаться от бюрократического значения этого понятия как системы организации обучения, происходит от слова «образ». В этом смысле слово «образование» очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Не случайно иконы — это образа. Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Можно ли представить осознанное приведение человека к состоянию соответствия с высоким образом только посредством большого количества передаваемой им информации, игнорируя эмоциональные и телесные переживания. Очевидно, нет. Образование — процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения высокой гармонии и к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, поверяя им все стороны жизни ребенка.

      Забота о здоровье ребенка - это не просто соблюдение целого комплекса санитарно-гигиенических норм, требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это - прежде всего забота о гармоничном развитии человека, духовных и физических ресурсах. Основная цель - показать учащимся необходимость заботы о своем здоровье на примерах, опыте, накопленном людьми, и достижениях человеческой цивилизации средствами обучения английскому языку. Прогресс и развитие современной цивилизации позволяют нам не только бороться за существование, но и задуматься над гармоничным развитием человеческой личности. Нужно показать учащимся ценность здоровья личности, как относятся к нему в разных странах. Содержание некоторых уроков может быть несколько идеализировано с целью, чтобы выявить позитивные стороны человеческого поведения и на их примере показать то лучшее, что может способствовать гармоничному развитию ребенка.

         Разработанные уроки будут более эффективны в том случае, если преподаются в комплексе с иными формами реализации междисциплинарной программы "Здоровье".

    Как мы видим из представленных  в приложении тем программы ЗДОРОВЬЕ темы  тесно перекликаются с тематикой общения на английском языке.

     Наши задачи  найти такие дополнительные упражнения и задания языкового и речевого характера к каждому из блоков, а также дополнительные тексты и задания к ним, которые бы соответствовали и задачам обучения иностранному языку и задачам сохранения и укрепления здоровья.

    Ниже приведённые методы обучения иностранному языку не противоречат а помогают нам решать задачи укрепления здоровья.

    ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

    Раздел 1

    САМОПОЗНАНИЕ

    ЗНАНИЕ СВОЕГО ТЕЛА

       Части тела, их функциональное предназначение.

        Внутренние органы и их предназначение. “Язык” тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

    САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ, ЧУВСТВО И ОБРАЗ

       Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

    Раздел 2

    Я И ДРУГИЕ

       Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

       Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтиых ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

    Родственные связи — семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

    Раздел З

    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

    ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    ГИГИЕНА ТЕЛА

        Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

    ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

        Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его.

    Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

    ГИГИЕНА ТРУДА И ОТДЫХА

       Периоды изменения работоспособности. Режим дня.

       Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.

       Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

    Профилактика инфекционных заболеваний.

       Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микро миром. “Хорошие” и “плохие” микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.

      Представление об «активной» защите – иммунитете.

     

     Раздел 4

    ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

    Питание – основа жизни.

       Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непероносимомть отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах.

       Правила поведения за столом.

    Раздел 5

    ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПА СНОС ТИ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

    БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ

          Тематика устно-речевого и письменного общения на английском языке

    • Страны изучаемого языка. Моя страна. Социальные и культурные контакты.
    • О себе (имя, возраст, адрес и т. д.).
    • Семья. Взаимоотношения в семье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Дом. Квартира (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Школа. Любимые предметы.

          Взаимоотношения с учителями и одноклассниками (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

    • Досуг. Увлечения (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Спорт. Здоровье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Города. Достопримечательности. Проблемы современного города (в стране изучаемого языка, в нашей стране).              
    • Путешествие. Туризм (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Выбор профессии (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Природа и экология (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Достижения культуры (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Великие люди (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
    • Национальные праздники и традиции (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

    Методы обучения иностранному языку

    • Приоритет коммуникативной цели обучения
    • Личностно-ориентированный характер обучения
    • Соблюдение деятельностного характера обучения
    • Социокультурная направленность процесса обучения
    • Сбалансированное обучение устным и письменным видам речевой деятельности
    • Учёт опыта учащихся в родном языке
      и развитие когнитивных способностей учащихся
    • Широкое использование эффективных современных технологий  обучения
    • Особенно интересно и эффективно использование игр, физминуток,  направленных на формирование и развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи  учитывая особенности детской и подростковой психологии общения.
    • Видеоматериалы предоставляют целый ряд уникальных возможностей для формирования всех составляющих коммуникативной компетенции, особенно умения, сравнивать культурные особенности разных стран.
    • Тестовые материалы могут значительно помочь учителю в проведении как текущего, так и итогового контроля языковых и речевых навыков и умений, а также знаний, полученных в ходе изучения учебных тем.

    Требования к уровню подготовки выпускников по иностранному языку

    Основной целью обучения иностранным языкам является овладение иноязычным общением на базовом уровне.

    Исходя из этого, в качестве требований к оканчивающим девятилетнюю (основную) школу выдвигаются

    требования овладения именно коммуникативными умениями.

    Учащиеся по окончании 9 класса должны уметь:

    Чтение

    — понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные факты, опуская второстепенную информацию (значение части незнакомых слов, содержащихся в тексте, раскрывается на основе догадки по контексту, по сходству с родным языком, с опорой на словообразование, а часть слов,

    не мешающих пониманию основного содержания, игнорируется);

    — понять полностью содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, художественных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод), обращаясь в случае необходимости к словарю;

    — просмотреть несложный аутентичный текст типа расписания поездов, автобусов, меню и т. п., а также нескольких текстов (например, из газет) и выбрать нужную или запрашиваемую информацию.

    Говорение

    — вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения (уметь поздороваться, представиться, обратиться

    и т. д.), используя соответствующие формулы речевого этикета;

    — вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего;

    — вести диалог-обмен мнениями, используя также оценочные суждения, выражать просьбу, совет, приглашение к совместному действию;

    — рассказать о себе, своем друге, школе; о стране изучаемого языка;

    — давать характеристику отдельным лицам (друг, учитель, действующие лица текста);

    — описывать природу, город, село и т. д.

    Аудирование

    — воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных, стандартных ситуациях общения, пользуясь переспросом, уточнением и т.д.;

    — понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных текстов и выделять для себя отдельную значимую информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио- и телепередач), догадываясь о значении части незнакомых слов по контексту, сходству с родным языком и обходя слова, не мешающие извлечению этой значимой информации.

    Письмо

    — написать простое письмо, поздравительную открытку зарубежному другу (с опорой на образец);

    — заполнить анкету, формуляр (например, в гостинице)

    — сделать выписки из текста.

    Обязательный минимум содержания образовательных программ по иностранному языку

    • Ведущая цель обучения иностранному языку — овладение иноязычным общением на базовом уровне.

             В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование элементарной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорение, аудирование, чтение, письмо).

    • 1. Языковые знания
    • Произносительная сторона речи: допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение долготы и краткости гласных; соблюдение звонкости согласных в конце слов; отсутствие смягчения согласных (палатализации); слитное произношение служебных слов со знаменательными; произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, адекватных целям высказывания; соблюдение ударения в словах; правильное членение предложений на смысловые группы; соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях).
    • Графическая сторона речи: буквы алфавита; графика (полупечатный шрифт); основные правила орфографии; правила чтения.
    • Лексическая сторона речи: 2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.

            Словообразовательные средства для овладения и расширения потенциального словаря учащихся:

            а) производные слова (аффиксация): суффиксы существительных: -er, -or, -ity, -ing, -ness, -tion, -sion,-ism,

            -ment; приставки и суффиксы прилагательных: -ful, -less,in -, un-, dis-, -y, -al, -ic, -аЫе (-ible); приставки и суффиксы глаголов mis--, ге-, dis-, оvег-, ize (isе), -en; суффикс наречий -lу; суффикс порядковых числительных –th

            б) словосложение: существительное + существительное: snowball;;

            в) конверсия: образование имен существительных от глаголов: to work- his work, to offer- an offer.

    • Грамматическая сторона речи

            Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения

    • Синтаксис. Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространённые за счёт однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/ аге; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because,so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь.

    • Морфология
    • Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
    • Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.
    • Местоимения: указательные (this/these, that/those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, every.
    • Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.
    • Наречия в сравнительной и превосходных степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, no, every .
    • Глагол. Понятие глагола-связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite) Present Continuous, Present Perfect;глаголов в Present Simple (Indefinite Present, Past, Future Simple (Indefinite) Present Continuous, Present Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when.
    • Материал для рецептивного усвоения
    • Синтаксис
    • Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, as) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you I would do English instead of French. Предложения с союзами.

           Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные,       общественно-политические, научно-популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т. д.).

    • Морфология
    • Дифференциальные признаки глаголов вPast Perfect, Past Continuous, Future-in-the-Past. Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive.
    • Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родном языке.
    • Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций (герундий, отглагольное существительное, причастие настоящего времени).

    • 2. Социокультурные знания, умения и навыки
    • 2.1. Страноведческие знания
    • Географические и природные условия стран изучаемого языка.
    • Общие сведения о государственном устройстве стран изучаемого языка.
    • Сведения о культуре стран изучаемого языка и их вкладе в мировую культуру.
    • Организация быта и досуга в странах изучаемого языка.
    • Общие сведения об образовательных учреждениях стран изучаемого языка.
    • Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка.
    • Особенности речевого поведения и этикета.
    •       2.2. Лингвострановедческие знания
    • Интернационализмы, заимствования в изучаемых языках; безэквивалентная иноязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.
    • Фоновая лексика, культуроведческая направленность аутентичных текстов.

    Оценка выполнения заданий

    • Оценка выполнения заданий по чтению и аудированию осуществляется с помощью заданий закрытого типа, т. е. таких заданий, в которых учащимся предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Оценка в письме и говорении производится с помощью заданий, предполагающих ответы, формулируемые самими учащимися. Оценку производят специально подготовленные экзаменаторы согласно заранее оговоренным критериям.
    • Оценка выполнения заданий по письму может осуществляться по следующим параметрам:

            1) решение коммуникативной задачи (насколько полно и точно она выполнена);

            2) относительная грамматическая корректность (морфологическая и синтаксическая грамотность, допускающая некоторое количество не нарушающих общения ошибок);

            3) корректность употребления лексического материала и связность текста (обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспечение связности текста за счет внутрифразовых и межфразовых связей).

    • Оценка навыков и умений устной речи учащихся может происходить по таким параметрам:

           1) решение коммуникативной задачи;

           2) связность речи;

           3) лексико-грамматическое оформление речи;

           4) фонетическое оформление речи (произношение на уровнях слова и фраз, интонация).

    • Каждый из указанных параметров может оцениваться по шкале от 1 до 5 баллов. (От 1 — полностью неприемлемое выполнение критерия до 5 — отсутствие значимых, затрудняющих процесс коммуникации, ошибок.)

    • Курс предполагает поэтапное развитие коммуникативной компетенции учащихся в устной и письменной речи в пределах порогового уровня (имеется в виду развитие собственно коммуникативных, учебно-коммуникативных, информационных и социальных навыков общения). Это достигается следующим образом:
    • 1) отбор тематики и проблематики курса построен в соответствии с программами разных школьных предметов и в соответствии с реальными интересами и потребностями учащихся данных возрастных групп;
    • 2) курс ориентирован на комплексное формирование социокультурных знаний, навыков и умений; он также помогает учащимся представлять русскую культуру в процессе иноязычного общения;
    • 3) у учащихся формируется развитие стратегий изучения языка и культуры и последующего самообучения;
    • 4) ряд уроков курса на каждом уровне содержит обсуждение проблемных ситуаций морально-этического характера, с которыми часто сталкиваются подростки данного возраста.
    • Структура курса
    • Каждый из пяти уровней данного курса имеет следующую структуру организации учебного материала.
    • Каждый уровень делится на темы (от 5 до 7). Каждая тема, в свою очередь, включает:
    • 1) собственно тематический блок (или два тематических блока), где определяется основное содержание данной темы;  устанавливаются прочные междисциплинарные связи с другими учебными предметами (биология, физика, химия, история, астрономия и т. д.); вводится и отрабатывается новая лексика; формируются базовые коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
    • 2) языковой и речевой раздел, в котором предлагаются дополнительные задания на отработку как языковых (лексических, грамматических, фонетических) навыков, так и речевых умений в различных ситуациях общения, главным образом в форме диалогической речи по широкому спектру проблем, характерных для учащихся данного возраста;
    • 3) раздел культуроведения, который помогает учащимся получить дополнительную информацию об англоязычных странах и о мире в целом, сравнить культурные особенности различных стран и народов и научиться представлять родную страну и ее культуру;
    • 4) самоконтроль, который используется не столько для проверки усвоенного, сколько для выявления проблемных областей для дополнительных занятий;
    • 5) проектная работа, которую учащиеся выполняют индивидуально или в группах, используя навыки и умения как речевого, так и неречевого характера.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СВЕТЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

    КОЧЕНЁВСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    Методическая копилка

    по самообразованию

     и работе на уроках английского языка

    преподавателя Старковой Т.Н.

    Тема самообразования:

     « Укрепление здоровья и формирование здорового

    образа жизни на уроках английского языка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________

       Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...

    Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии

    Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей ...

    Презентация по теме "Здоровый образ жизни" для урока английского языка

    Эта презентация была выполнена для обобщающего урока английского языка в 9 классе по теме «Здоровый образ жизни» (учебник Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.).  Данный материал может быть исполь...

    "Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

    Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

    Проект по теме "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка

    Проект по теме "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка...

    Проект по теме "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка

    Проект по теме "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка...

    Статья "Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни на уроках английского языка"

    Формирование у учащихся  представлений о здоровом образе жизни является одной из важнейших задач современной школы. Важно так же не только давать детям информацию, но и формировать положит...