« Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни на уроках английского языка»
статья по английскому языку на тему

Старкова Татьяна Николаевна

Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают  единство образования и воспитания на занятиях английским языком , усиление вовлеченности учащихся, их активности и инициативы в процессе индивидуализации обучения; творческий подход учеников к изучению английского языка в процессе решения проблемных заданий и обсуждения жизненных ситуаций;  установление межпредметных связей;  формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов, уделяя большое внимание укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия образование и здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Современные стандарты и программы Министерства образования Российской Федерации, а также общих тенденций модернизации образования в начальной и средней школе подразумевают  единство образования и воспитания на занятиях английским языком , усиление вовлеченности учащихся, их активности и инициативы в процессе индивидуализации обучения; творческий подход учеников к изучению английского языка в процессе решения проблемных заданий и обсуждения жизненных ситуаций;  установление межпредметных связей;  формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов, уделяя большое внимание укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни.

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия образование и здоровье

   Слово «образование», если отказаться от бюрократического значения этого понятия как системы организации обучения, происходит от слова «образ». В этом смысле слово «образование» очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Не случайно иконы — это образа. Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Можно ли представить осознанное приведение человека к состоянию соответствия с высоким образом только посредством большого количества передаваемой им информации, игнорируя эмоциональные и телесные переживания. Очевидно, нет. Образование — процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения высокой гармонии и к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, поверяя им все стороны жизни ребенка.

  Забота о здоровье ребенка - это не просто соблюдение целого комплекса санитарно-гигиенических норм, требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это - прежде всего забота о гармоничном развитии человека, духовных и физических ресурсах. Основная цель - показать учащимся необходимость заботы о своем здоровье на примерах, опыте, накопленном людьми, и достижениях человеческой цивилизации средствами обучения английскому языку. Прогресс и развитие современной цивилизации позволяют нам не только бороться за существование, но и задуматься над гармоничным развитием человеческой личности. Нужно показать учащимся ценность здоровья личности, как относятся к нему в разных странах. Содержание некоторых уроков может быть несколько идеализировано с целью, чтобы выявить позитивные стороны человеческого поведения и на их примере показать то лучшее, что может способствовать гармоничному развитию ребенка.

     Разработанные уроки будут более эффективны в том случае, если преподаются в комплексе с иными формами реализации междисциплинарной программы "Здоровье".

Как мы видим из представленных  в приложении тем программы ЗДОРОВЬЕ темы  тесно перекликаются с тематикой общения на английском языке.

 Наши задачи  найти такие дополнительные упражнения и задания языкового и речевого характера к каждому из блоков, а также дополнительные тексты и задания к ним, которые бы соответствовали и задачам обучения иностранному языку и задачам сохранения и укрепления здоровья.

Ниже приведённые методы обучения иностранному языку не противоречат а помогают нам решать задачи укрепления здоровья.

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

Раздел 1

САМОПОЗНАНИЕ

ЗНАНИЕ СВОЕГО ТЕЛА

   Части тела, их функциональное предназначение.

    Внутренние органы и их предназначение. “Язык” тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ОЩУЩЕНИЕ, ЧУВСТВО И ОБРАЗ

   Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

Раздел 2

Я И ДРУГИЕ

   Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

   Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтиых ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи — семья. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

Раздел З

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ГИГИЕНА ТЕЛА

    Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

    Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его.

Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

ГИГИЕНА ТРУДА И ОТДЫХА

   Периоды изменения работоспособности. Режим дня.

   Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.

   Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

Профилактика инфекционных заболеваний.

   Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микро миром. “Хорошие” и “плохие” микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.

  Представление об «активной» защите – иммунитете.

 

 Раздел 4

ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Питание – основа жизни.

   Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непероносимомть отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах.

   Правила поведения за столом.

Раздел 5

ОСНОВЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПА СНОС ТИ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ

      Тематика устно-речевого и письменного общения на английском языке

  • Страны изучаемого языка. Моя страна. Социальные и культурные контакты.
  • О себе (имя, возраст, адрес и т. д.).
  • Семья. Взаимоотношения в семье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Дом. Квартира (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Школа. Любимые предметы.

      Взаимоотношения с учителями и одноклассниками (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

  • Досуг. Увлечения (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Спорт. Здоровье (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Города. Достопримечательности. Проблемы современного города (в стране изучаемого языка, в нашей стране).              
  • Путешествие. Туризм (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Выбор профессии (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Природа и экология (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Достижения культуры (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Великие люди (в стране изучаемого языка, в нашей стране).
  • Национальные праздники и традиции (в стране изучаемого языка, в нашей стране).

Методы обучения иностранному языку

  • Приоритет коммуникативной цели обучения
  • Личностно-ориентированный характер обучения
  • Соблюдение деятельностного характера обучения
  • Социокультурная направленность процесса обучения
  • Сбалансированное обучение устным и письменным видам речевой деятельности
  • Учёт опыта учащихся в родном языке
    и развитие когнитивных способностей учащихся
  • Широкое использование эффективных современных технологий  обучения
  • Особенно интересно и эффективно использование игр, физминуток,  направленных на формирование и развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи  учитывая особенности детской и подростковой психологии общения.
  • Видеоматериалы предоставляют целый ряд уникальных возможностей для формирования всех составляющих коммуникативной компетенции, особенно умения, сравнивать культурные особенности разных стран.
  • Тестовые материалы могут значительно помочь учителю в проведении как текущего, так и итогового контроля языковых и речевых навыков и умений, а также знаний, полученных в ходе изучения учебных тем.

Требования к уровню подготовки выпускников по иностранному языку

Основной целью обучения иностранным языкам является овладение иноязычным общением на базовом уровне.

Исходя из этого, в качестве требований к оканчивающим девятилетнюю (основную) школу выдвигаются

требования овладения именно коммуникативными умениями.

Учащиеся по окончании 9 класса должны уметь:

Чтение

— понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров, выделяя основную мысль (идею) и существенные факты, опуская второстепенную информацию (значение части незнакомых слов, содержащихся в тексте, раскрывается на основе догадки по контексту, по сходству с родным языком, с опорой на словообразование, а часть слов,

не мешающих пониманию основного содержания, игнорируется);

— понять полностью содержание несложных аутентичных текстов (публицистических, научно-популярных, художественных, а также инструкций, проспектов), используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста (догадку, анализ, выборочный перевод), обращаясь в случае необходимости к словарю;

— просмотреть несложный аутентичный текст типа расписания поездов, автобусов, меню и т. п., а также нескольких текстов (например, из газет) и выбрать нужную или запрашиваемую информацию.

Говорение

— вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях общения (уметь поздороваться, представиться, обратиться

и т. д.), используя соответствующие формулы речевого этикета;

— вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего;

— вести диалог-обмен мнениями, используя также оценочные суждения, выражать просьбу, совет, приглашение к совместному действию;

— рассказать о себе, своем друге, школе; о стране изучаемого языка;

— давать характеристику отдельным лицам (друг, учитель, действующие лица текста);

— описывать природу, город, село и т. д.

Аудирование

— воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных, стандартных ситуациях общения, пользуясь переспросом, уточнением и т.д.;

— понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных текстов и выделять для себя отдельную значимую информацию (прогноз погоды, объявления, программы радио- и телепередач), догадываясь о значении части незнакомых слов по контексту, сходству с родным языком и обходя слова, не мешающие извлечению этой значимой информации.

Письмо

— написать простое письмо, поздравительную открытку зарубежному другу (с опорой на образец);

— заполнить анкету, формуляр (например, в гостинице)

— сделать выписки из текста.

Обязательный минимум содержания образовательных программ по иностранному языку

  • Ведущая цель обучения иностранному языку — овладение иноязычным общением на базовом уровне.

         В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование элементарной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорение, аудирование, чтение, письмо).

  • 1. Языковые знания
  • Произносительная сторона речи: допустима относительная правильность произношения, не нарушающая коммуникацию; достаточно четкое произнесение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение долготы и краткости гласных; соблюдение звонкости согласных в конце слов; отсутствие смягчения согласных (палатализации); слитное произношение служебных слов со знаменательными; произнесение предложений с соблюдением основных типов интонации английского языка, адекватных целям высказывания; соблюдение ударения в словах; правильное членение предложений на смысловые группы; соблюдение ударения во фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, предлогах, союзах, некоторых местоимениях).
  • Графическая сторона речи: буквы алфавита; графика (полупечатный шрифт); основные правила орфографии; правила чтения.
  • Лексическая сторона речи: 2300 слов для рецептивного усвоения. Из них 800 слов предназначаются для продуктивного усвоения.

        Словообразовательные средства для овладения и расширения потенциального словаря учащихся:

        а) производные слова (аффиксация): суффиксы существительных: -er, -or, -ity, -ing, -ness, -tion, -sion,-ism,

        -ment; приставки и суффиксы прилагательных: -ful, -less,in -, un-, dis-, -y, -al, -ic, -аЫе (-ible); приставки и суффиксы глаголов mis--, ге-, dis-, оvег-, ize (isе), -en; суффикс наречий -lу; суффикс порядковых числительных –th

        б) словосложение: существительное + существительное: snowball;;

        в) конверсия: образование имен существительных от глаголов: to work- his work, to offer- an offer.

  • Грамматическая сторона речи

        Материал для двустороннего (продуктивного и рецептивного) усвоения

  • Синтаксис. Простые нераспространенные предложения с глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (с инфинитивом, модальными глаголами, их эквивалентами); простые предложения, распространённые за счёт однородных членов предложения и/или второстепенных членов предложения; предложения утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные и порядок слов в них; безличные предложения; предложения с оборотом there is/ аге; сложносочиненные предложения: бессоюзные и с союзами and, but; сложноподчиненные предложения с союзами because,so, if, when, that, that is why; понятие согласования времен и косвенная речь.

  • Морфология
  • Имя существительное: его основные функции в предложении; имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения.
  • Артикль: определенный, неопределенный, нулевой. Основные случаи употребления определенного и неопределенного артикля. Употребление существительных без артикля.
  • Местоимения: указательные (this/these, that/those) с существительными и без них, личные, притяжательные, вопросительные, объектные. Неопределенные местоимения, производные от some, any, every.
  • Имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения.
  • Наречия в сравнительной и превосходных степенях. Неопределенные наречия, производные от some, any, no, every .
  • Глагол. Понятие глагола-связки. Модальные глаголы, их эквиваленты. Образование и употребление глаголов в Present, Past, Future Simple (Indefinite) Present Continuous, Present Perfect;глаголов в Present Simple (Indefinite Present, Past, Future Simple (Indefinite) Present Continuous, Present Perfect; глаголов в Present Simple (Indefinite) для выражения действий в будущем после союзов if, when.
  • Материал для рецептивного усвоения
  • Синтаксис
  • Предложения со сложным дополнением типа I want you to come here; сложноподчиненные предложения с союзами for, as, till, until, as) though; сложноподчиненные предложения с придаточными типа If I were you I would do English instead of French. Предложения с союзами.

       Текст как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные,       общественно-политические, научно-популярные), разные типы текстов в качестве продуктов говорения и письма (монологические: сообщение, описание, рассказ, рассуждение; диалогические: интервью, обмен мнениями и т. д.).

  • Морфология
  • Дифференциальные признаки глаголов вPast Perfect, Past Continuous, Future-in-the-Past. Глаголы в страдательном залоге, преимущественно в Indefinite Passive.
  • Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений на родном языке.
  • Признаки и значения слов и словосочетаний с формами на -ing без обязательного различения их функций (герундий, отглагольное существительное, причастие настоящего времени).

  • 2. Социокультурные знания, умения и навыки
  • 2.1. Страноведческие знания
  • Географические и природные условия стран изучаемого языка.
  • Общие сведения о государственном устройстве стран изучаемого языка.
  • Сведения о культуре стран изучаемого языка и их вкладе в мировую культуру.
  • Организация быта и досуга в странах изучаемого языка.
  • Общие сведения об образовательных учреждениях стран изучаемого языка.
  • Праздники и знаменательные даты в странах изучаемого языка.
  • Особенности речевого поведения и этикета.
  •       2.2. Лингвострановедческие знания
  • Интернационализмы, заимствования в изучаемых языках; безэквивалентная иноязычная лексика и способы передачи ее на родном языке.
  • Фоновая лексика, культуроведческая направленность аутентичных текстов.

Оценка выполнения заданий

  • Оценка выполнения заданий по чтению и аудированию осуществляется с помощью заданий закрытого типа, т. е. таких заданий, в которых учащимся предлагается выбрать один из нескольких вариантов ответа. Оценка в письме и говорении производится с помощью заданий, предполагающих ответы, формулируемые самими учащимися. Оценку производят специально подготовленные экзаменаторы согласно заранее оговоренным критериям.
  • Оценка выполнения заданий по письму может осуществляться по следующим параметрам:

        1) решение коммуникативной задачи (насколько полно и точно она выполнена);

        2) относительная грамматическая корректность (морфологическая и синтаксическая грамотность, допускающая некоторое количество не нарушающих общения ошибок);

        3) корректность употребления лексического материала и связность текста (обоснованность употребления лексики, ее разнообразие, обеспечение связности текста за счет внутрифразовых и межфразовых связей).

  • Оценка навыков и умений устной речи учащихся может происходить по таким параметрам:

       1) решение коммуникативной задачи;

       2) связность речи;

       3) лексико-грамматическое оформление речи;

       4) фонетическое оформление речи (произношение на уровнях слова и фраз, интонация).

  • Каждый из указанных параметров может оцениваться по шкале от 1 до 5 баллов. (От 1 — полностью неприемлемое выполнение критерия до 5 — отсутствие значимых, затрудняющих процесс коммуникации, ошибок.)

  • Курс предполагает поэтапное развитие коммуникативной компетенции учащихся в устной и письменной речи в пределах порогового уровня (имеется в виду развитие собственно коммуникативных, учебно-коммуникативных, информационных и социальных навыков общения). Это достигается следующим образом:
  • 1) отбор тематики и проблематики курса построен в соответствии с программами разных школьных предметов и в соответствии с реальными интересами и потребностями учащихся данных возрастных групп;
  • 2) курс ориентирован на комплексное формирование социокультурных знаний, навыков и умений; он также помогает учащимся представлять русскую культуру в процессе иноязычного общения;
  • 3) у учащихся формируется развитие стратегий изучения языка и культуры и последующего самообучения;
  • 4) ряд уроков курса на каждом уровне содержит обсуждение проблемных ситуаций морально-этического характера, с которыми часто сталкиваются подростки данного возраста.
  • Структура курса
  • Каждый из пяти уровней данного курса имеет следующую структуру организации учебного материала.
  • Каждый уровень делится на темы (от 5 до 7). Каждая тема, в свою очередь, включает:
  • 1) собственно тематический блок (или два тематических блока), где определяется основное содержание данной темы;  устанавливаются прочные междисциплинарные связи с другими учебными предметами (биология, физика, химия, история, астрономия и т. д.); вводится и отрабатывается новая лексика; формируются базовые коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • 2) языковой и речевой раздел, в котором предлагаются дополнительные задания на отработку как языковых (лексических, грамматических, фонетических) навыков, так и речевых умений в различных ситуациях общения, главным образом в форме диалогической речи по широкому спектру проблем, характерных для учащихся данного возраста;
  • 3) раздел культуроведения, который помогает учащимся получить дополнительную информацию об англоязычных странах и о мире в целом, сравнить культурные особенности различных стран и народов и научиться представлять родную страну и ее культуру;
  • 4) самоконтроль, который используется не столько для проверки усвоенного, сколько для выявления проблемных областей для дополнительных занятий;
  • 5) проектная работа, которую учащиеся выполняют индивидуально или в группах, используя навыки и умения как речевого, так и неречевого характера.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕТЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

КОЧЕНЁВСКИЙ РАЙОН НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая копилка

по самообразованию

 и работе на уроках английского языка

преподавателя Старковой Т.Н.

Тема самообразования:

 « Укрепление здоровья и формирование здорового

образа жизни на уроках английского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии ________________________________________

   Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и д...

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей ...

Презентация по теме "Здоровый образ жизни" для урока английского языка

Эта презентация была выполнена для обобщающего урока английского языка в 9 классе по теме «Здоровый образ жизни» (учебник Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.).  Данный материал может быть исполь...

Статья "Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни на уроках английского языка"

Формирование у учащихся  представлений о здоровом образе жизни является одной из важнейших задач современной школы. Важно так же не только давать детям информацию, но и формировать положит...

Формирование здорового образа жизни на уроках английского языка

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык прих...

Классный руководитель как организатор работы по формированию ЗОЖ. О здоровом образе жизни на уроках английского языка

Работа классного руководителя имеет своеобразный характер. Он всецело отвечает и за учебный процесс, и за всю воспитательную работу с учащимися. Для детей, впервые переступивших порог школы, учитель с...