Статья "Применение веб-технологий в работе с одаренными детьми".
статья по английскому языку по теме

Деркач Марина Сергеевна

Для работы с одарёнными детьми существует множество методов, форм, авторских методик, спецкурсов и т.д. Такие как web- технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение, информационные ресурсы для урока. Так одной из новых форм работы с одарёнными детьми является квест-технология. Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение веб-технологий в работе с одаренными детьми.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется потребностью общества в неординарной, творческой личности.

Уже в раннем детстве у одарённых детей ярко проявляется исследовательская и поисковая активность, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям, к активному умственному труду и самопознанию.

Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (кружки, секции, предметные конкурсы и соревнования, научно-практические конференции, сетевые конкурсы, дебаты, диспуты, круглые столы, олимпиады, исследования и пр.) Для современного педагога проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей чрезвычайно актуальна. Раскрытие и реализация способностей талантливых детей важны не только для отдельной одаренной личности, но и для общества в целом.

Для работы с одарёнными детьми существует множество методов, форм, авторских методик, спецкурсов и т.д. В своей педагогической практике я предпочитаю комбинировать надежные, эффективные и проверенные методики обучения английскому языку с новыми, интересными, увлекательными формами работы.

Такие как web- технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение, информационные ресурсы для урока (аутентичные материалы на английском языке, информацию по страноведению, методические материалы на британском английском (www.teachingenglish.org.uk), упражнения, тесты, разнообразные тексты www.edunet.com, www.learningaps.org), картинки по различным темам (www.kids-pages.com ), веб-квесты,  участие в  онлайн олимпиадах, создание собственных сайтов, самостоятельной работы учащихся с интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений проектов). 

Так одной из новых форм работы с одарёнными детьми является квест-технология. Формирование познавательного интереса происходит при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций  работы с одарёнными детьми является технология веб-квестов. Современные дети много играют в компьютерные игры и выполнение игровых заданий типа «квест» их очень увлекает. Данный факт во многом повлиял на мой выбор «веб-квестов» для внеурочной работы с одаренными детьми. Применять технологию веб-квест в своей работе я начала сравнительно недавно (в прошлом учебном году).

Использование квест- технологий в педагогическом процессе.

Из словаря: Приключенческая игра (синонимы: Квест (трaнслит. англ. quest— поиски), Adventure (англ. приключение) — один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных зaдaч для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зaвисит от действий игрока.

Само название «квест» (англ. quest) было именем собственным и использовалось в нaзвании компьютерных игр, рaзработанных компанией Sierra On-Line: King's Quest, Space Quest,Police Quest. В 1990-х годах приключенческие игры были весьма популярны, в том числе в России, где за ними зaкрепился и стал именем нарицательным термин «квест».

Квест-технология разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой обучающиеся используют информация из интернет-источников.

Квест – это игра-приключение, требующая от игроков умения решать умственные задачи для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают научиться учащимся, справляться с различными задачами.

Например,  организовать и стать командой, наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. В квестах найдется место и знатокам истории, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений, и юным спортсменам. К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи.

Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

- последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

- квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

- квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Так же Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

-краткосрочные (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия, в рамках одной определенной темы)

-долгосрочные  (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, годнаправлены на расширение и уточнение понятий целого цикла или раздела. Работа над ними длится от одной недели до месяца, или даже двух. Над долгосрочными квестами мои ученики работают в течении четверти). В работе с одаренными детьми я использую оба вида.

По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).

Задания на пересказ являются самыми примитивными из всех, но очень полезными особенно на первых порах с точки зрения приобретения учащимися навыков работы с информацией. При выполнении центрального задания учащиеся с одной стороны свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию, с другой стороны им приходится учиться отбирать, суммировать и обрабатывать информацию,

Суть компиляционного задания заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная работа может быть опубликована в Интернете или представлена на каком-нибудь конкурсе.

Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета. Решение такой загадки требует усвоения информации из множества источников; составления информации в единое целое посредством выводов и обобщений; исключения ложных следов, которые могут вначале показаться правильными ответами на вопросы, но при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются.

В журналистских веб-квестах учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра.

Конструкторский веб-квест требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению какого-либо задания в рамках поставленной учебной цели.

Творческие веб-квесты предлагают учащимся создать какой-либо продукт в заданном формате (картину, постер, игру, песню, веб-сайт, мультимедийную презентацию и т. д.) Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах.

Веб-квесты по решению спорных проблем предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.

Убеждающий веб-квест имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и так далее.

Веб-квесты, ориентированные на самопознание, имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов.

Аналитический веб-квест исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия.

Оценочные веб-квесты представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка.

Научные веб-квесты служат для знакомства и приобщения учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.

На мой взгляд технология веб-квестов отлично подходит для обучения интеллектуально одаренных учащихся так как в ней сочетаются проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные методы с разными видами работы такими, как самостоятельная, индивидуальная и групповая, так для обучения детей, находящихся на дистанционном обучении для самостоятельного изучения материала.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Веб-квест имеет четкую структуру:

1.Введение (ясное вступление, где четко описаны тема и главные роли участников. Учащимся должен быть представлен список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. В моем случае это были репортеры, фотографы, журналисты и редакторы. Задание, вопрос или постановка проблемы. В этой части ставится проблема или задача и четко определяется итоговый результат самостоятельной работы. В нашем случае - собрать и систематизировать туристическую информацию о англоязычной стране.)

2.Процесс работы (центральное задание , вопросы, на которые учащиеся должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования, форма итогового результата. Ученики получают пошаговую инструкцию, которая помогает им выполнить задание. Каждый шаг следует подробно расписать. Например, порядок выполнения заданий, оформление, срок сдачи и так далее. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания).

3.Оценивание тоже является обязательной частью веб-квеста. Стоит подробно описать требования, по которым будет оцениваться работа учащихся. На мой взгляд, здесь стоит использовать модель оценивания, с приведенными критериями, баллами и словесным описанием. Таким образом, оценивание становится прозрачным, и ученики имеют четкое представление о том, как будет оно осуществляться.

4.Список информационных ресурсов (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет). Ссылки, которые предлагает учитель, обязательно должны быть предварительно проверены. Сайты не должны содержать информацию +18, а также информация должна соответствовать возрасту.

5.Описание основных этапов работы; руководство к действиям (разнообразные советы по выполнению того или иного задания, «заготовки» web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.).

6.Заключение (итоги исследования,  вопросы для дальнейшего развития,  итог прохождения веб-квеста. В моем задании –это были  слайдовые презентации, каждая из которых содержала информацию об отдельной стране (Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия).

Из большого перечня видов заданий для веб-квестов, я своей работе чаще всего выбираю пересказ, компиляцию, журналистское расследование, квесты, ориентированные на самопознание.

В заключении, хотелось бы сказать, что заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

рассказ о работе летней конференции Турнира городов руководителя команды г. Жуковского Гайфуллиной Г.И....

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Современные технологии в работе с одаренными детьми

В данной статье описываются современные технологии, которые можно использовать в работе с одаренными детьми на уроках информатики...

"Современные технологии в работе с одаренными детьми"

В своей работе по «Современные технологии в работе с одаренными детьми»  я опиралась на собственный 20 летний опыт работы в школе. Наблюдая за детьми школьного  возраста  — период...

Информационные технологии в работе с одаренными детьми

Применение новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами....

Применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми

В докладе раскрывается опыт работы учителя химии общеобразовательной средней школы по применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми по подготовке их к научно - исследовательской дея...