"Современные технологии в работе с одаренными детьми"
статья по астрономии по теме

Мелехина Наталья Сергеевна

 

В своей работе по «Современные технологии в работе с одаренными детьми»  я опиралась на собственный 20 летний опыт работы в школе. Наблюдая за детьми школьного  возраста  — периода впитывания, накопления и усвоения знаний, перед каждым учителями стоит основная задача – способствовать развитию личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять это развитие. Выделяя наиболее одаренных детей, к которым, возможна нужно более  внимательное отношение учителя, я выделяю в работе те формы и методы работы, которыми сама пользуюсь на протяжении многих лет. Для этого я обновляю, и расширяю содержание своей учебной программы, осуществляя  дифференцированный, индивидуальный подход и принимая взвешенные психолого-педагогические решения по индивидуальным и коллективным творческим заданиям. Одаренные  обучающиеся  повышают продуктивность  мышления, способность прогнозирования. Способы дает хорошие результаты на Всероссийских конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tekhnologii_v_rabote_s_odarennymi_detmi.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

« Современные технологии в работе с одаренными детьми»

Мелехина Наталья Сергеевна

МБОУ СОШ №6

г. Новый Уренгой       ЯНАО

2013г.

Аннотация

В своей работе по «Современные технологии в работе с одаренными детьми»  я опиралась на собственный 20 летний опыт работы в школе. Наблюдая за детьми школьного  возраста  — периода впитывания, накопления и усвоения знаний, перед каждым учителями стоит основная задача – способствовать развитию личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять это развитие. Выделяя наиболее одаренных детей, к которым, возможна нужно более  внимательное отношение учителя, я выделяю в работе те формы и методы работы, которыми сама пользуюсь на протяжении многих лет. Для этого я обновляю, и расширяю содержание своей учебной программы, осуществляя  дифференцированный, индивидуальный подход и принимая взвешенные психолого-педагогические решения по индивидуальным и коллективным творческим заданиям. Одаренные  обучающиеся  повышают продуктивность  мышления, способность прогнозирования. Способы дает хорошие результаты на Всероссийских конкурсах.

Талант даётся при рождении и развивается в движении.

Анжелика Миропольцева

В любом обществе нужны одаренные люди. Задача общества состоит в том, чтобы рассматривать  и развить способности всех его представителей. И здесь многое зависит и от семьи, и от школы. Трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности своего ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в жизни, науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.  Что же понимается под термином детская  «одаренность»? Это особые дети. Обычные представление о том, что одаренные должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, прямо в глаза способностями, невероятным для своего  возраста объемом знаний и умений - такое представление идет из глубины веков и отражено в самой этимологии слова: одаренность. Одаренность - от слова дар, дар природы, Божий дар. Для проявления одаренности ребенка, от природы наделенного особыми возможностями в семье эти возможности надо  развить. А потом - с учителями, умеющими увидеть одаренность и не боящимися ее. Только при таких условиях появляется подлинная одаренность. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Наиболее популярной  теоретической  моделью одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из таких характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”. Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы.

В своей работе по «Современные технологии в работе с одаренными детьми»  я опиралась на собственный 20 летний опыт работы в школе. Наблюдая за детьми школьного  возраста  — периода впитывания, накопления и усвоения знаний, перед каждым учителями стоит основная задача – способствовать развитию личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять это развитие.

Способность быть активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору, максимально использовать свои способности - это и есть процессе развитие одарённого ребёнка с его внутренним  деятельностным  потенциалом.  

Для этой категории детей предпочтительны наиболее удачные  методы  и формы работы:

  • Дифференциация и индивидуализация обучения:

         - классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

         - разноуровневые задания;

         - консультирование по возникшей проблеме.  

  • Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей:

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции;

       - дискуссия;

       -предметные олимпиады;

       -интеллектуальные марафоны;

       -различные конкурсы и викторины;

       -проекты по различной тематике;

       -ролевые игры;

       -индивидуальные творческие задания.

  • Усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • Создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Эти методы и формы дают возможность одарённым обучающимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  • высокая продуктивность мышления;
  • легкость ассоциирования;
  • способность к прогнозированию;
  • высокая концентрация внимания.

При работе с одаренными детьми педагогу  необходимо уметь:

  1. обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  2. стимулировать познавательные способности учащихся;
  3. работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  4. принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
  5. анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  6. отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель должен работать над развитием этих качеств. Для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагога. Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  •  способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  •  профессионально грамотным;
  •  интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • быть позитивным, целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

Урочная и внеурочная деятельность учителя должна строиться таким образом, чтобы обучающиеся могли проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта. Сознание ребенка находится в стадии становления, и поэтому надо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы талантливым педагогом и работать с талантливой молодежью, необходимо много работать, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Одаренные дети очень чувствительны  к критике. Одаренные дети чувствуют себя «другими» даже в раннем возрасте. Поэтому очень важно, чтобы такие дети имели возможность общения. Поэтому одаренный ребенок – не только гордость и радость в семье, но и огромная ответственность родителей и педагогов.

Литература:

1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2.Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибирский  государственный  университет.  2008.

3.Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в работе с одаренными детьми

В данной статье описываются современные технологии, которые можно использовать в работе с одаренными детьми на уроках информатики...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Современные педагогические технологии работы с одаренными детьми в образовательном учреждении -  упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели....

Современные технологии в работе с одаренными детьми

(материал для выступления на методическом совете)...

Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установи...

Современные подходы к работе с одаренными детьми в ДОО (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Наблюдения, свидетельствующие о том, что способности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не толь...

Современные педагогические технологии при работе с одаренными детьми

В данной работе я поделилась опытом совей работы с одаренными детьми....